Где возникает философия?
По этому вопросу также имеются расхождения. Некоторые из философов и философоведов начисто отрицают восточную философию в качестве философии. Существует якобы лишь европейская философия. Восточная философия — фикция. Так думали Гегель, Хайдеггер и другие. Со своей стороны многие представители восточной философии, особенно индийской, лишь свою философию считают подлинной. Мы же думаем, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции. Что же касается стран Ближнего Востока, то там (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) была возможность философии в форме профилософии, особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки10, но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры. Возникновение философии в Китае, Индии и Греции происходило в своей сущности одинаково: в начале «века железа», с появлением предметной абстракции — монеты, в условиях больших социальных потрясений, разрушения традиции и поиска нового мировоззрения. Большое значение имели политические перемены, демократизация общества, появление возможности свободного мышления. В полной мере это проявилось в передовых полисах-государствах Древней Греции. Но элементы если не политической, то духовной свободы были и на Востоке. Иначе философия там не могла бы возникнуть, не мог бы сложиться плюрализм11 философских школ, против которого сознательно боролись сторонники единомыслия. Поэтому, будучи в основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили по-разному.
10 Прото... (от греч. protos первый) часть сложных слов, которая обозначает первоначальность, первичность. В данном случае протонауки первичные виды научной деятельности людей, предшествовавшие появлению собственно науки. (Прим. ред.)
11Множественность (от лат. pluralis — множественный). (Прим. ред.)
Тема 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ
Как создаются философские системы? Иногда философ Шутка
выдвигает нелепый тезис и не знает, как из него выпутаться.
Это выпутывание и порождает его систему.
Например у Фихте: «всё есть я».
Прежде чем обратиться к вопросу о том, в чем состоит предмет философии и каким образом она этим предметом занимается, посмотрим, кто, собственно, её создает, поскольку в отношении занятия философией, быть может, в большей мере, чем для какого-либо другого занятия, понимание того, ктоэто делает, помогает понять, чтоименно делается.
Философия и философы
Философия сама по себе не существует и сама себя не производит. Она не претендует на то, чтобы существовать до сотворения мира, как существовали якобы, если послушать современных кришнаитов, древнеиндийские «веды». Философия — явление историческое и мирское. Она — творение людей, философов, и она зарождается и первоначально существует лишь внутри их сознания. Однако философ всегда обращен к людям. Поэтому он придаёт своему внутреннему мировоззренческому содержанию внешнюю форму устного и письменного слова. Впрочем, этот вопрос спорен. Возможно, что философское учение формируется в процессе его объективации — выражения. Философ творит, когда он говорит или пишет. Именно в процессе объективации себя философ становится философом.
Кто же такие философы?
В индийской философии были выделены три типа людей, в которых преобладает один из трех гун (гуна — качество, свойство): или гуна саттва, или гуна раджас, или гуна тамас. Тамас, в переводе с санскрита:
1) мрак, тьма, темнота; 2) заблуждение, ошибка. Тамас вызывает «затемнение, леность, беспечность и заблуждение» (Бхагавадгита XIV, 13). Тамас «привязывает к беспечности, окутав знанье» (XIV, 9). Люди та-маса темны, апатичны, ленивы и безразличны. Плод тамаса — незнанье. «... от невежества рождается тамас, влечет к заблуждению, всех воплощенных вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном » (XIV, 7). Раджас — страстное качество, причина движения, стремления. Люди раджаса предприимчивы и страстны. При возрастании раджаса в человеке усиливаются «вожделение, похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство...» (XIV, 12). Человек такого типа — «возбудимый, вожделеющий плодов действий..., Действующий ради осуществления желаний, чье знание страстно» (XIV, 13). Раджас — «страстное качество, от вожделенья, пристрастья оно возникает и вяжет воплощенного узами действия» (XIV,7). Плод раджаса — страданье. Саттва — легкое и светлое, здоровое и ясное, гармоничное качество. При преобладании саттвы человек бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Когда же возрастает саттва, то «из всех врат сияет свет знанья» (XIV,11). От саттвы «чистый плод добрых дел» (XIV, 16). «... Саттва — ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет узами счастья и узами знаний» (XIV,6). Плод саттвы — счастье.
Из людей саттвы и выходят настоящие мудрецы и ценители мудрости, философы12.
И древнегреческий первофилософ Пифагор (6 в. до Р.Х.) также говорил о трех типах людей — на примере олимпийских игр: одни приходят туда, чтобы состязаться, — они стремятся к славе, другие, чтобы торговать, — они стремятся к выгоде, а третьи — чтобы созерцать.
12 Платон узнавал истинных, то есть урожденных, философов по таким нравственным и интеллектуальным качествам, как универсальная любознательность (которая, конечно же, сродни той способности изумляться, о которой говорилось выше), памятливость и тонкость ума, как любовь к истине и ненависть ко лжи, как отсутствие в характере корыстолюбия и мелочности, хвастливости и робости и, напротив, наличие в нем справедливости и уживчивости, кротости и мужественности. Именно такие люди будут призваны властвовать в проектируемом Платоном наилучшем государстве.
Философы — это и есть те люди, кто не стремится ни к славе, ни к выгоде. Они подобны зрителям на олимпийских играх. Как и спортивные зрители, философы лишь созерцают то, что происходит на арене. Но для них арена — весь мир, вся вселенная, весь космос. Соответственно, философы созерцают и исследуют и природу вещей, и природу людей.В китайской философии конфуцианцы противопоставляли людей долга (цзюнь- цзы, «благородный муж») и людей выгоды (сяо жэнь, простолюдин), а представители другой школы древней китайской философии — даосы — и простолюдину, и деятельному конфуцианскому цзюнь- цзы противопоставляли совершенномудрого (шэнь жэнь), который, по их убеждению, вообще не должен совершать каких- либо физических действий и даже говорить.
Стремящийся к мудрости любомудр, а тем более достигший её мудрец, занятые умозрением и более всего ценящие знание, разумеется, выше исторически сложившегося и во многом условного деления людей по национальному, классовому и государственному критериям, хотя они и не отмахиваются от этого. Древнегреческий философ Анаксагор говорил, что родиться предпочтительней, чем не родиться, только «ради созерцания неба и порядка вселенной». А «небо — учил в те же времена далеко на востоке древнекитайский философ Мо-цзы — придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу»13. Когда того же Анаксагора спросили, не желает ли он, чтобы его похоронили именно на родине, то он ответил: «нужды нет: путь в преисподнюю отовсюду одинаков»14, и это хорошо сказано, хотя и желание Александра Пушкина быть похороненным на родине15 вполне понятно.
Другой древнегреческий философ Диоген Синопский «единственным истинным государством... считал весь мир» и называл себя «гражданином мира», т.е. космополитом.Как и Анаксагор, Диоген из южночерноморского города Синопа думал, что «дорога в Аид отовсюду одна и та же».
Можно заметить, что такая космополитическая позиция — не меньшая крайность, чем сосредоточенность на себе, эгоцентризм.И эти крайности сходятся: индивид, сосредоточившись на космосе или даже только на «ойкуменэ» (oikoumene, обитаемая земля), одинок. Он равнодушен к своим близким, к своему народу, государству, а те, в свою очередь, равнодушны к нему.
Подводяпервые итоги,можно сказать, что философ, по мнению тех, кто стоял у самых истоков философской традиции, — это, прежде всего, теоретик,то есть человек, занимающийся не практическими делами (всегда связанными с желанием сделать, приобрести, употребить какие— то вещи и всегда сопровождаемыми поиском выгоды, страстями и суетой), а созерцанием (в первоначальном смысле, «теория» — созерцание) и размышлением, цель которых — бескорыстное знание причин и природы вещей, если и не тождественное, то составляющее существенную черту мудрости.
Настоящий, природный философ, способный достигать желаемого, должен обладать редким набором духовных (интеллектуальных) и душевных (нравственных и эмоциональных) качеств, делающих его во многих отношениях свободнее и выше других людей, но именно поэтому часто обрекающих на безродность, эгоцентризм, одиночество — и равнодушие, а то и неприязнь окружающих, считающих его непрактичным и никчёмным.
13 Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1994. С. 180.
14 Фрагменты ранних греческих философов. С. 513.
15 А. С. Пушкин: «И хоть бесчувственному телу/ Равно повсюду истлевать. /Но ближе к милому пределу/ Мне все б хотелось почивать».
Предмет философии
Природа — для естественных наук.
Для психологии — вплоть до душевных мук—
земные проявления души.
Для философии — ты это запиши —
Или НИЧТО, или БЕССМЕРТНЫЙ ДУХ.
Да, что-нибудь одно из этих двух.
Такова одна позиция. Есть и другие: у философии нет своего предмета в самой действительности, она вторична, ее предмет — не мироздание, а другие, чем философия, виды духовности: мифология, религия, наука. Вот они-то первичны.
Это неправильно. Конечно, есть такие части философии, как философия религии, философия мифологии, философия искусства, философия науки. И даже философия философии. Но сводить философию к этим ее частям неверно. Философия — это, прежде всего, философия действительности, по-своему выражаемой (или отражаемой) мифологией, религией, искусством, наукой. В философии искусства, мифологии, религии, науки философия выражает своё отношение к этим видам выражения действительности
Всякое содержательное знание, а тем более наука, есть знание о чем-то. Имеет свой предмет. Это или часть сущего (планета Земля — предмет геологии) или более или менее универсальный аспект сущего (количество — предмет математики). Предметом биологии является такая часть сущего, как всё живое ( здесь под "живым" понимается не только фауна, но и флора). Предмет вирусологии — вирусы. Предмет вирусологии намного уже предмета биологии. Ведь вирусы — только часть живого. А может быть полуживого? Но эта часть стоит целого! В случае науки предмет её часто, но далеко не всегда, запечатлен в самом названии науки. Гельминтология — наука о гельминтах, т.е. о глистах. Правда, здесь могут быть и недоразумения. Известно, что калькой слова "филология" является "любословие", "любовь к слову".
Но слово "филология" можно прочитать по аналогии со словом, например, геология (слово, т.е. наука, о земле). Тогда получится, что филология — "слово о любви".
Но можно ли думать, что так же, как предметом филологии является слово, так и предметом философии является мудрость? Вряд ли, ведь мудрость и любомудрие в сущности одно и то же. Разница не в самой мудрости, а в отношении к ней человека и Бога.
Как уже говорилось выше, согласно творцу слова «философ» Пифагору и его последователю Платону, человек стремится к мудрости, никогда её не достигая, а Бог её имеет, не стремясь к ней (а не значит ли это, что он её не любит? Можно ли любить то, что есть? Или только то, чего нет?). Так или иначе, у любомудрия и мудрости один и тот же предмет.
Чем же является недостижимый для человека, но достигнутый без процесса достижения Богом предмет любомудрия, или мудрости? Искомый предмет философии не часть сущего. Это несомненно. Философия — не частная наука. С другой стороны, предметом философии (по крайней мере, основным) не может быть и небытие (не-су-щее), поскольку еще Парменидом, одним из первых европейских философов, было сказано, что небытие нельзя «ни помыслить, ни в слове выразить». Это означает, что предметом философии может быть только сущее, но не частное, а сущее вообще, как таковое. Но далее возможны две версии:
1) Существуют дома, звёзды, люди. И так далее. Существование — одно из их свойств, аспектов конкретного. При этом это свойство, этот аспект преходящи. Сегодня есть, а завтра нет. Существование конкретного конкретно. И на этом точка.
2) Но, возражают иные, за конкретным скрывается абстрактное. Нам требуется пройти сквозь конкретно существующее к абстрактно существующему. Что существует вообще и как таковое?
Единственный способ ответить на вопрос, что же существует вообще, — отвлечься от всего индивидуального и частного в конкретной вещи, процессе, явлении, взглянуть на них как на вещь вообще, процесс вообще, явление вообще, поскольку они просто существуют. И мы получаем искомый предмет — сущее «поскольку оно сущее». Итак, сущее существует. Предметом философии является само сущее, сущее как таковое. Такова вторая версия.
Обе версии односторонни. Их следует брать в единстве — в единстве конкретного и абстрактного существования. Рассуждая о сущем как таковом, не забывать и о конкретно существующем, а говоря о конкретно существующем, видеть в нем проявление сущего как такового.
Сущее как таковое, сущее вообще структурно, а потому мы осознаем его в виде системы категорий, т.е. наиболее общих, или всеобщих, понятий, которые, как говорил Аристотель, «сказываются обо всём». Но это осознание - не моментальное зеркальное отражение - это длительный и многотрудный процесс познания объективной структуры сущего как такового. Этот процесс и есть действительная история философии или, во всяком случае, наиболее существенная её часть.
На первый взгляд, у каждого оригинального философа своя система категорий. Это означает, что сущее как таковое может быть структурировано в сознании по-разному, оставаясь в сущности неисчерпаемым. Процесс структурирования в сознании объективной структуры мира кажется хаотичным. И это так и есть. Но сквозь хаос проглядывает логос: происходит процесс обогащения и упрощения через упорядочение системы категорий. И то, что у одного философа не соединяется, у другого соединено. Например, у Аристотеля категория качества и категория количества не соединены, а у Гегеля они синтезированы в категории меры.
Таким образом,можно принять для начала, в качестве первого определения, что предметом философии являются всеобщие категории, или, что то же самое, категориальная структура сущего как такового, сущего (бытия) вообще. С этой точки зрения, история философии — это история осознания и выражения этой категориальной структуры в философских концепциях.
Этим, однако, предмет философии не исчерпывается, поскольку сущее вообще рассматривается философами не так, как, например, природа рассматривается физиками: только как объект изучения, или объективно, но непременно в соотнесении (отношении) с обладающим сознанием «Я», которое понимается как субъект этого отношения: сознающее, переживающее, действующее. В этом смысле,сущее, бытие, мир интересуют философа не как таковые,а как осознаваемые, переживаемые человеком, как его жизненная среда, пространство поступков, смыслов и целей, — как предмет(объект) длячеловека, его сознания и действия. При этом сознание и действие как формы отношения человека и мира, или человеческого бытия-в-мире,в отличие от частных гуманитарных наук, которые также их изучают (например, психология), философия опять-таки рассматривает в их всеобщих определениях, или категориально: как отношения между человеком вообще (субъектом) и миром вообще (объектом) — т.е. как субъектно-объектные отношения.