Позитивистская концепция соотношения философии и науки
Часть I «Общие проблемы философии науки»
Вопрос 1. Основные концепции философии науки.
Становление философии науки в качестве относительно самостоятельной области исследований было обусловлено двумя взаимосвязанными группами факторов: 1. Изменениями в самой философии, появлением новых стратегий исследования; 2. Потребностями науки в разработке нового типа ее философско-методологического обоснования.
Классическая философия была ориентирована на построение завершенных и всеобъемлющих систем, которые претендовали на статус абсолютной истины. В философии Нового времени такие системы стремились опираться на достижения науки. Такие философские системы навязывали науке неадекватные представления о мире. С середины 19 века фил-я начинает осознавать себя как развивающаяся система знания, которая не заканчивается ни на одном этапе. Фил-я начинает обращать внимание на специфику познания в других областях культуры: искусстве, морали, полит. и пр. сознании, обыденном мышлении, религиозном опыте. Отдельные области фил.знания начинают обретать самостоятельность: онтология, теория познания, этика, эстетика, фил-я религии, фил-я права, фил-я науки.
К сер.19 века разрушилось прежнее единство науки. Возникла острая проблема состыковки разл.представлений о реальности, создания целостной картины мира. Решение этой проблемы предполагало выработку новых методологических подходов. Формировалась ФН как область фил.зн., нацеленного на разработку методологических и мировоззренческих проблем науки.
В зап.фил-и господствующее положение заняли идеи позитивизма. Три этапа: 1й позитивизм 19 в. (Конт, Спенсер, Милль); 2й поз-зм – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус); 3й поз-зм – неопозитивизм, логический поз-зм (Рассел, Витгенштейн 20-30 гг. 20 в., «Венский кружок» - Шлик, Карнап, Франк и др.; «Берлинское общество эмпирической философии» - Рейхенбах, Дубислав, Гемпель).
Через три этапа проходит общая идея: программа реконструкции философии; идея очищения науки от метафизики (фундаментальных принципов и идей фил-и). Поз-зм сохранил идею фил-и как методологии науки, но полагал, что развивать эту область знания следует без обращения к философской метафизике средствами самой науки.
Первый позитивизм.
Позитивистская концепция соотношения философии и науки.
Конт – ученик Сен-Симона, кот.остаивал идею научности как высшего этапа человеческого познания, значит, надо перенести точные методы на изучение общества и сформировать социальную науку по образу наук о природе. Конт развил эту идею, создатель социологии.
Важным условием прогресса науки Конт считал переход от метафизики к позитивной фил-и. позитивное = реальное, достоверное, точное и полезное знание. Научный = позитивный. Сер.19 в. – наука приобретает статус фундаментальной ценности культуры. Революция в образовании утвердила в качестве его основы изучение фундаментальных наук; интенсивное применение научных знаний в производстве (технические науки). Идея прогресса с верой в бесконечные возможности науки. В позитивизме это было истолковано в духе абсолютной автономии науки, ее независимости от др. областей культуры. Взаимодействие науки с фил-ей, иск-вом, моралью и т.д. воспринималось как лишь одностороннее воздействие на них науки. Поз-зм стремился создать методологию науки, которая выявила бы законы развития научного знания так же как физика, химия, биология открывают законы в своей области, абстрагируясь от воздействия философии и культуры. Это оказалось непреодолимым препятствием.
Концепция Конта о 3 стадиях истории науки, соответствующей 3 стадиям развития чел. духа: 1. Теологическая (стремление объяснить явления путем изобретения сверхприродных сил); 2. Метафизическая (эти силы заменяются абстрактными сущностями (субстанциями, идеями), которые управляют явлениями; сюда относится вся классическая философия; ее роль – ослабила влияние теологии, подготовила переход к позитивным концепциям); 3. Научная стадия (замена сущностей открытием точных законов; здесь должна произойти трансформация метафизики в позитивную философию).
Конт: исторически наука возникает в недрах философии, на затем, породив науку, фил-я становится для науки принципиально не нужной. Влияние фил.идей на формирование нового знания наиболее отчетливо проявляется в процессе построения новых фундаментальных теорий, которые кардинально меняют ранее сложившиеся принципы. Творцы таких теорий часто совмещали исследования в науке с фил. (Декарт, Лейбниц, Галилей, Ньютон). Вместе с тем, когда ученый работает над решением специальных задач в рамках уже сложившихся фундамент.теорий, в этом виде творчества он опирается на принципы таких теорий и не сомневается в их истинности, след-но, влияние фил.идей не прослеживается с достаточной очевидностью, иллюзия, что философские знания вообще не нужны в научной деятельности.
Поставив задачу исследовать процесс научного познания, поз-зм был вынужден отвечать на вопросы, как понимается процесс познания, каковы его функции, как соотносится чувственный опыт и научные понятия, т.е. решать проблемы теории познания, которая всегда была частью фил-и, т.е. не могли избежать обсуждения фил.проблем.