Предмет философии науки. Классическая концепция науки логического позитивизма


Ключевые проблемные поля философской науки


Классическая стандартная концепция науки
Что такое философия науки? Общие закономерности, тенденции научного познания.. наука функционирует как социальный институт - нет науки как таковой во все времена - это позиция их - наука всегда менялась - задача - как эти изменения проискодили - как и почему она менялась - 2 варианта объяснения:
Наука самодостаточна
Наука существует в социокультурном контексте
С чего начиналась философия науки - отчет с 19 века
19 век - в н. 20 века
Несколько направлений:
Неоконтианство(первыми четко разделили гуманитарные и технические науки). Начала развиватся специфика понимания гуманитарных наук
- все что связано с позитивизмом:
-очень могущественное течение, на западе(в англосаксонском мире) доминирует. Большая часть философии науки - позитивизм и есть
Марксизм
Феноменология(Э. Гуссер) - тоже связана со спецификой гумманитарного познания
! Главная проблематика - наука менялась - нужно выявить социокультурную детерминацию науки
Как отделить научное знание от ненаучного?
Отделить науку от метафизики - было одно из центральных задач

У этой проблемы 2 стороны медали:
Культура существует в социокультурном контексте
Наука влияет на общество, например воспитание современных людей (то есть обоюдный процесс)

Эта проблема называется - демаркация научного знания(отделение от ненаучных форм знания)
-термин метафизика, введен Родосским(был переписчиком Аристотеля-он переписал сначала тома по физике, а остальное потом и получилось "после философии"
-у Аристотеля были:
1-я философия(
2-я философия(физика)

Физика опирается на эмпирический опыт, а метафизика - это сверхчувственное - в смысле разум
-опыт-все меняется
-а должно быть что-то неизменное-
"!первые начала причины"-определение метафизики по Аристотелю
-очень долго ядро философии составляла эта Аристотелевская философия

Первая критика началась в рамках европейского эмпиризма - есть только чувственный опыт на который нужно опиратся для построения научного знания, мы об этих предметов и знать ничего не может
-по Канту: мир который нас окружает - вещь в себе - есть формы познания мира: априорные(врожденные-за них мы выпругнуть не можем
Кант по сути предлагает феномен и ноумен(
Феномен - явление - то что доступно органам чувст для познания
Ноумен- не доступно, то есть пустое понятие
Критика чистого разума - если очистить разум - то останется структура,
антиномия - противоречие - проблема с пустыми понятиями в том, что мы не можем не доказать, ни опровергнуть. То есть когда имеем дело с определенным фактом - мы можем что-то познать, но проблема с пустыми понятиями в том, что мы можем с одинаковым успехом доказать тезис и антитезис. Достоверного знания по этим проблемам не можем получить
3 ключевые проблемы по Канту:
Бог
Мир
Человек(свободы)
S-O
Эти идеи возникают из-за структуры разума - но проблема в том, что сталкиваемся с пустыми понятиями.
А наука нормальная стремится получить
!!! Например, один говорит - мир конечен и развивает теорию
другой, опровергает тоже теорией. Но! Эмпирически мы это не можем проверить

Позитивизм
-прошел 3 этапа
Огюст Конт - первый позитивист
-другими словами говорит то, что говорил Кант
Культура знание.. проходит 3 стадии:
1религиозное
2метафизическое
3позитивная(это и есть настоящая наука)
Для него проблема разделения - отделить 3 от 1 и 2
Пример хороший - астрономия(прошла все стадии)
!!! Пустое понятие - то которое нельзя ни доказать не опровергнуть

ой этап - язык науки
??? (Махисты) наш язык вы
По канту - субъект - объект

Неопозитивизм(логический) позитивизм
2 понятия:
1)сциентизм-единственное наше адекватное форма познания - научное(это позитивисты)
2)антисциентизм-осмысляя природу человека наука чем то поможет, но на все ответы не дает(Ницше, Сартр, Камю !!! Специально выбирают стиль - художественное произведение. Почему? Для науки важно понять правильно/неправильно. А для художественного произведения - можно сказать оно ложно или истино? То есть совсем другая система координат!!!
!Сартр - нет встроенных критериев добра и зла, человек сам определяет
-антисаентисты-жизнь не сводится только к разуму, формулам, причинно-следственная связь. Остальное сводится к иррациональному(а определением этого иррационального антисциентисты и различаются)

Неопозитивисты? Что за модель науки они создали?
!!! Людвиг Виттепштейн (1889-1951)
"Логико-философский трактат"
Стал ! настольной книгой для группы людей в Вене - "венский кружок", возглавлял его Шлик(все было организовано), второе имя - Рудольф Карнап (1891-1970)
Стали этот проект реализовывать - они !!! сформировали
классическую(стандартную) концепцию науки

Виттепштейн - вся его литература делится на
Раннего
Позднего
Поздний от много своего отказался, плюс еще - идея "языковая игра"
-! с его именем связан лингвистический поворот в философии
философы смотрят на язык иначе, чем филологи
он увидил следующую проблему: есть мир, есть язык, есть мышление. Граница нашего мышления (все наше знание о мире) совпадает с границами языка(поскольку все наши знания выражены в языке). Далее - язык это такой же инструмент познания как микроскоп.. а дальше проблема - язык берет нас в плен, или картина мира выраженная в языке нас пленит, язык переодевает мысли.
Смысл философии в том что - логическое прояснение мыслей или критика языка
Заметил что - с одной стороны есть мир - можем говорить о некой логике мира(связь, структура
Язык:
Символы
Синтаксис
Отсюда следует особая логика языка - мы думаем что мыслим свободно, но на самом деле подчинены логике языка описания. То есть та реальность в которой мы живем она во многом искусственна - это языковая реальность. Наше поведение детерминированно языком
!Вся проблема - неправильно пользуемся языком
Я есть аспирант - я и аспирант понятно, а есть - непонятно. Для Виттепштейна есть - ничего не дает. Вывод - надо создавать искусственный язык освобожденный от лишнего. То есть можем запутаться и порождать что-то бесмыссленное.
???!!!Логика, структура языка может диктовать нам поведение
Знаменитый его афоризм: "О чем невозможно говорить - о том следует молчать" - мы можем говорить только о том что можем эмпирически проверить. Следовательно вся этика, эстетика - набор бессмысленных высказываний
Этика - гельиотина Юма - проблема - есть суждения есть/ни есть, а с другой стороны есть суждения со словом "должно" нужно отсечь суждения с со связкой есть от должного(например лектор рассказывает-мы слушаем - из этого следует какое-то должное? Из констатации только этих эм
! Венский кружок на базе Виттепштейна создали современную логику
Правила соответствия:
-есть факт- с одной стороны выработать язык-наблюдения, а с другой-язык-теория
Есть логика мира - в идеале должны создать такой язык, чтобы логика языка нашего описания совпала с языком мира
Логика мира равно логика языка.
! Ранний Вингельштейн проблему поставил, а поздний сказал, что она нерешаема
У физиков - 2 картины мира и два языка описания:
1)карпускулярная(частицы)
2)волновая
!//пример - кошка Шредегира(одновременна жива и мертва)
! Если даже у физиков нет целостности..вообще утеряно целостное восприятие мира - решили строить универсальный язык
Принципы по которым решили строить этот язык:
Есть универсальный критерий научности(рациональности)
-есть универсальный, вечный критерий какое знание научное - какое нет
Редукция к эмпирическому базису
-все научное знание можно перевести в эмпирическое содержание
Принцип верификации(верифицированности)
если теорию на языке сформулировали-как будете проверять - эмпирическая проверка
Возможен единый унифицированный язык
-каждый элемент означает факт
Полностью убираем роль субъекта
-сам субъект не играет вообще никакой роли - есть только эмпирические факты
(Впоследствии все раскритикованы так как недостижимый идеал)

2 главных принципа:
Индукция(накапливаем знания о мире)
Кумулятивизм-идеи непрерывного прогресса в науке(сначала знали мало, потом больше..). Новое знание - это приращение старого, а все прошлые истины - неотъемлемая часть науки. Заблуждения не являются частью научного знания.
! Есть универсальный критерий научности, все выстраиваем на эмпирическом базисе и все выстраиваем на этих принципах и приходим к универсальному языку
Концепция - логический отомизм
! В фундаменте языка науки лежат простейшие протокольные высказывания - какой то объект обладает каким то свойством(это простые протокольные высказывания) - всю теорию можно свести к этому - а впоследствии простое накопление этого.
В чем будет проблема? Если посмотреть на историю науки - далеко не все научные знания можно свести к протокольным высказываниям
То есть редукция(2 принцип) неосуществима - то есть может язык наблюдения мы и можем выстроить, но переход - тут то и пробуксовываем - например, мыслима ли физика без времени, пространства, силы.. их они не смогли выразить через протокольные высказывания
Между теорией и опытом существует напряженная связь и абсолютно свести одно к другому не получается
К. Попер - могильщик логического позитивизма

Есть опыт-наблюдение-теория
Что такое теория?
-они видели ее обобщением эмпирического опыта, с помощью языка теории мы связываем протокольные высказывания

!самая общая точка зрения - что есть в теории:
Эмпирический базис(набор фактов в ходе наблюдения, эксперимента получили. Зачем он нам - чтобы что то объяснить(объяснительная модель)
Исходная теоретическая основа - некий набор первичных допущений (аксиом) - некий идеальный неверефицированный объект теории - без которых теория не работает. Такие первичные допущения есть всегда(от которых мы в своей теории отталкиваемся)
Логика теории - у любой теории есть язык, который подчинен правилам(когда высказывание имеет смысл, а когда нет)
Те утверждения, которые выводятся из этой основы и составляют содержание научного знания(выводы)
! Проблема в том, что как выводы проверить - если в основе них непроверяемое

Попер по этому будет бить откроет этап - постпозитивизм
-наука проходит этапы(научно-технические революции)
//Кельзенберг - теорема неполноты//
!!! Проблема квантовой механики - нельзя познать микромир без влияния на него наблюдателя
Степин - промодель - тип рациональности - 3 этапа развития научной иррациональности:
Классический - идеал объективного знания(субъект устранен или эллиминирован)
Неклассический(началась с квантовой физики, есть субъект, который совершает какие-то опреации и получает какое-то знание. Те действия которые мы совершаем накладывают отпечаток на наше знание - в идеале нужно все устранить, но
Постклассический
ценности которыми ученые оперирую влияют на полученное знание. Мы делая себя объектом изучения меняем и себя. То есть эту ценностную структуру тоже нельзя убрать, если дальше - культурная сфера включена в наше научное знание о мире. В итоге - чем дальше - идеальное знание получить не можем

!!! Краткий учебник - Васильев в.в., Кротов, Бугаев(история философии! В целом ничего лучше нет
!философия не наука

Семинар №3 от 13.01.2017

Наши рекомендации