Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Поскольку философия должна была
Основные детерминанты
дать ответы на фундаментальные вопро-
Развития философии
сы философии, мировоззрения о природе мира, высших целях и ценностях человека, она для обоснования своих решений вынуждена была обращаться к фактам и логическим аргументам, т. е. к арсеналу средств, используемых наукой.
Вопрос об общей структуре мира и его состоянии, характер решения этого вопроса зависит, прежде всего, от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и средств проникновения в сущность явлений окружающей действительности.
Философия возникает из практически преобразовательного, познавательного отношения к миру, из потребностей дать в теоретической форме ответы на вопросы, поставленные самой жизнью. Эта потребность носит исторический характер, т. е. она развивается под влиянием изменений в общественном производстве, усложнений в общественном производстве человеческих отношений, порождающих, открывающих новые стороны отношения «человек — мир».
Соответственно изменению общественного бытия развивается и философия как его отражение, как форма общественного сознания. Поэтому основными детерминантами развития философии выступают социальные и гносеологические (теоретико-познавательные) предпосылки, условия.
Под социальными предпосылками постановки и решения философских проблем, а также способов, методов такого решения, понимаются, прежде всего: 1) уровень развития материального производства, 2) степень совпадения интересов субъектов социальной деятельности (личностей, классов, общества) с направленностью действия объективных законов общественного развития. Так, в античном обществе доминирующую роль играло сельскохозяйственное производство, обусловившее необходимость познания простейших закономерностей природы,
которое могло быть обеспечено средствами обычного наблюдения, созерцания природных ритмов.
В основе картины мира лежали циклические ритмы природы, мир был замкнутой системой, движущейся в форме круговорота. С другой стороны, характерной чертой рабовладельческого общества было то, что труд превратился в рабскую деятельность, позорную для свободных людей. Поэтому, как и в случае с природой, общество рассматривалось как вечно одно и то же, движущееся в постоянном круговороте, с раз и навсегда установленным делением людей на рабов и свободных. Эти две группы социальных предпосылок породили специфическую особенность античной диалектики — отсутствие идеи развития. Так, низкий уровень развития материального производства и общественных отношений, а также познавательных возможностей, обусловили характерную черту философии античности — представление о мире как едином целом, в котором все находится в непрерывном движении и изменении в форме круговорота. Наивной назвал Энгельс диалектику античных философов, подчеркивая обусловленность ее созерцательным подходом к самой действительности, вызываемым самой этой действительностью.
Дальнейшее развитие производства, особенно промышленности, познавательных способностей, направленных на освоение свойств, связей законов природы, требующихся для создания сложных орудий труда и необходимых средств для обеспечения жизнедеятельности человека, привели к тому, что человек смог подняться до проникновения в сущность многих процессов объективной действительности, раскрытия их специфики и качественной определенности. Но при этом сложилось и представление о невозможности взаимопереходов одних явлений и процессов в другие. На этой основе возникла специфическая точка зрения на общую структуру и состояние, в котором мир находится: по общей структуре мир предстал как совокупность различных явлений, процессов, не связанных между собой, а движение и развитие рассматривались только в пределах этих процессов как увеличение или уменьшение, как движение по кругу. Так возникает метафизический способ мышления, перенесенный из естествознания в философию Бэконом и Локком. Но промышленность потребовала не только углубленного изучения законов природы, она породила и новые формы организации людей в процессе производства (переход от мануфактур к крупным капиталистическим предприятиям), что разнообразило интересы всех слоев общества и заметно усилило динамизм общественных отношений.
Буржуазный способ производства упростил общественные отношения, наглядно показал роль классов и их борьбу между собой, вскрыв тем самым значение противоречия как движущей силы общественного развития.
Переход от феодализма к капитализму сопровождался лозунгом «Все должно предстать перед судом разума». Это обстоятельство необычайно усилило гносеологическую проблематику философии, выдвинув на передний план вопросы о деятельной природе разума и его возможностей, вызвало постепенную переориентацию философии с изучения природы на изучение общества.
Таким образом, философия была и остается интеллектуальной формой ответа на пристальное внимание к потребностям человека, она всегда нужна человеку, а особенно тогда, когда жизнь требует выбора, определения моральной и социальной позиции.
Философия занимает особое место
Особенности
в структуре общественного сознания.
И структура
Философия исторически была ядром
Философского знания
всеобщего знания. От философии — матери наук, «науки наук» — отпочковались последовательно все другие науки. Взятая за основу система философских наук позволяет построить систему всех наук.
Философия связана со всеми формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама сведена к какой-либо из форм общественного сознания. Особенно важным является вопрос о соотношении философии и науки. Дело в том, что философию часто рассматривают в качестве одной из разновидностей научного знания. И даже существует широко распространенное определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. При таком подходе любой философской системе можно предписать необходимость исследовать всеобщие законы развития природы, общества, мышления. Но, как известно, ни одна метафизическая система не занималась и не могла заниматься этим вопросом, так как мир рассматривался в них как совокупность не связанных друг с другом процессов. Не могли заниматься исследованием наиболее общих законов и все субъективно-идеалистические системы.
При рассмотрении философии как одной из разновидностей научного знания главное внимание необходимо сосредоточить не на решении основного вопроса философии, а на изучении всеобщих законов. При таком подходе научность по отношению к любому философскому знанию приобретает значение обязательного, сущностного при-
знака философии как формы общественного сознания. Но критерием научности любого знания является проверенное практикой соответствие его содержания объективной действительности. Выдвижение на первый план философского осмысления соотношения «человек — мир», наиболее общих законов и недостаточное внимание к решению основного вопроса философии невольно приводят к тому, что эти законы могут рассматриваться безотносительно к тому, что представляет собой мир по своей природе, что лежит в его основе — материальное или духовное начало. Однако в истории философской мысли борьба шла, прежде всего, не вокруг вопроса о степени общности законов, а вокруг вопроса о природе и сущности мира, человека: о возможности познания человеком мира и его преобразовании. Вопрос же о законах включался в тот аспект философского видения мира, который был направлен на осмысление общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
Включение философии в систему научных знаний и лишение ее статуса особой формы общественного сознания таят в себе угрозу издержек идеологического порядка.
Подчеркивая качественную определенность научного и философского сознания как специфических, относительно самостоятельных форм общественного сознания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень развития науки, степень проникновения в познание окружающей действительности — необходимое условие формирования представления и о самом человеке, его взаимосвязях и отношениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира.
Это становится особенно очевидным, если учесть, что философия, рассматривая отношение «человек — мир», стремится подняться до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его постижения.
Точно также развитие научного знания нуждается в философском осмыслении отношения человека к миру и к себе. Ведь познание человеком окружающего мира, развитие научных знаний представляют собой не просто результат созерцания окружающего мира, а результат практического, деятельного воздействия человека на окружающий мир и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития.
В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной, при этом не теряя своей специфики как формы общественного сознания.
Наука также может опираться на материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии, давая новые открытия в познании действительности, приращивая новые достоверные знания о ней.
Научность может быть существенным признаком философии, не превращая ее в одну из разновидностей научного знания. Философия тесно связана и с другими формами общественного сознания — с политическим и правовым, нравственным, эстетическим, религиозным сознанием. Эта связь говорит, прежде всего, о том, что общественное сознание представляет собой внутренне структурированную целостную систему осознания человеком своего отношения к самым различным сферам действительности и к миру в целом. Различные формы общественного сознания — это различные аспекты единого процесса духовно-практического освоения действительности.
Схема 4.Основные черты философского мышления
Имеет предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), что выходит за пределы бытия и небытия
Выступает формой человеческого самоосмысления с точки зрения человека, его жизненного выбора
Основные
черты
философского
мышления
Очерчивает действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть
Является как мышлением о реальности, так и мышлением о мышлении
Предстает взаимосвязанным, логически последовательным, аргументированным и обоснованным
Стремится поставить и разрешить судьбоносные, абстрактные проблемы человеческого бытия
Предстает как рефлексия человека, т. е. взгляд на себя со стороны сквозь призму своих ценностей и интересов
Представленные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и с помощью философии человек заявляет о своем желании взять на себя саму ответственность за сознательное решение своей жизненной судьбы. В этом смысле философия выступает как интеллектуальное прояснение своей жизненной ситуации, осмысление стратегии и тактики своей самореализации.
Поскольку философия призвана предоставить человеку ориентиры для его жизненного самоопределения, то структура философского
знания определяется выделением тех сфер реальности, опираясь на которые человек (и философия) может такого рода ориентиры выделить, обозначить и исследовать.
Относительно этих сфер формируются и основные философские дисциплины или основные разделы философии (схема 5).
Схема 5.Структура философского знания
Сферами реальности | ^определяется | Структура философского знания | ||
Природа, мир, космос | онтология натурфилософия космология | |||
социология социальная философия философия истории этнофилософия культурология | ||||
—* | Общество и история | |||
Сам человек с его особенностями, способностями, свойствами | философская антропология антропософия структурная антропология социобиология | |||
Сфера интеллектуальных процессов | логика гносеология ноология | |||
этика эстетика философия религии философия права история философии | ||||
Сфера духовной жизни, осмысления ее целей и ценностей | ||||
Аспекты отражения мира и человека в философии |
Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории. В истории становления и развития философии, на всех этапах этого процесса различные аспекты отражения предмета в теории приобретали относительно самостоятельное значение, что сказывалось и на той проблематике, которой занималась философская мысль, и на особенностях содержания философии в целом. Предмет философии отражается в теории в трех основных аспектах: 1) онтологическом, 2) гносеологическом, 3) логическом.
Онтологический (онтология (греч. «ontos» — сущее, «logos» — учение) — учение о бытии) аспект заключается в том, что философия как
специфическая форма осознания человеком своего бытия, как форма общественного сознания призвана дать человеку знание о мире и самом человеке в их бытии. То есть она по своему содержанию претендует на то, чтобы ответить на вопросы: что же представляет собой мир как таковой? Какова его природа? Что представляет собой человек по своей природе и сущности? Какое место он занимает в мире своего бытия? Как устроен мир, в котором живет человек? В чем смысл самого человеческого бытия, цель и смысл его жизни?
Иными словами, онтологический аспект отражения предмета философии в теории акцентирует внимание на ее содержании, которое складывается независимо от желания и воли людей.
Гносеологический аспект отражения предмета в теории заключается в том, что он отражается не зеркально, не как результат созерцательного восприятия действительности, а через призму практически деятельного отношения человека к миру и к самому себе. Само познавательное отношение человека к действительности является практическим по своей природе. В основе отношения человека к миру лежат его потребности и интересы. Они могут быть удовлетворены только в процессе практического освоения человеком действительности.
Содержание философского знания включает в себя отражение мира не во всей его всеобщности и многогранности, а в той мере, в какой действительность включается в сферу практически преобразующей деятельности человека. На этой основе складывается и специфическое видение мира в рамках бытия человека. Иными словами, мир выступает как мир бытия человека.
Логический аспект отражения предмета философии в теории заключается в том, что результаты познавательного отношения к действительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, обусловливают формирование понятийно-категориального аппарата философии. Содержание этого аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития как самой действительности, человека, так и их взаимосвязь. Можно сказать, что степень разработки понятийно-категориального аппарата, четкость и степень раскрытия содержания понятий, категорий, законов свидетельствуют о степени развития познавательных возможностей человека, развития и зрелости самой теории. Логические формы отражения действительности представляют собой итог предшествующей познавательной деятельности, ступеньки познания, освоения мира, важное средство его преобразования. Они играют большую роль в целеполагающей деятельности человека, в определении им как программных, стратегичес-24
ких, так и ближайших, практических целей деятельности. Поэтому эти логические формы выступают, с одной стороны, как результат, итог предшествующей жизнедеятельности, а с другой — как ее предпосылки, как условие, факторы и средства познания человеком окружающего мира и его преобразования в соответствии со своими потребностями и интересами для обеспечения своего существования, функционирования и развития.
Основные функции философии |
Осознание в философии отношения «человек — мир» выступает не просто как осознание природы человека и мира в их бытии, а как осознание путей совершенствования человека.
Раскрытие специфики предмета философии и специфики отражения предмета в теории подводят непосредственно к раскрытию роли философии в жизнедеятельности общества и личности, ее социальных функций.
К числу основных функций философии следует отнести, прежде всего, мировоззренческую и методологическую.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания (политическое, моральное, правовое, религиозное, эстетическое и др.), выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы деятельности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия.
Специфика же философии заключается в том, что она изучает в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому основные положения философии имеют важное методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания своего специфического предмета.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Например, принцип объективности, научности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи и развития.
Таким образом, методологическая функция философии дает для всех норм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Под мировоззрением нужно понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения к миру и к себе, осознание целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ практически духовного освоения мира.