Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Поскольку философия должна была

Основные детерминанты

дать ответы на фундаментальные вопро-

Развития философии

сы философии, мировоззрения о приро­де мира, высших целях и ценностях человека, она для обоснования сво­их решений вынуждена была обращаться к фактам и логическим аргументам, т. е. к арсеналу средств, используемых наукой.

Вопрос об общей структуре мира и его состоянии, характер реше­ния этого вопроса зависит, прежде всего, от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и средств проникновения в сущность явлений окружающей действительности.

Философия возникает из практически преобразовательного, позна­вательного отношения к миру, из потребностей дать в теоретической форме ответы на вопросы, поставленные самой жизнью. Эта потреб­ность носит исторический характер, т. е. она развивается под влиянием изменений в общественном производстве, усложнений в общественном производстве человеческих отношений, порождающих, открывающих новые стороны отношения «человек — мир».

Соответственно изменению общественного бытия развивается и фи­лософия как его отражение, как форма общественного сознания. Поэтому основными детерминантами развития философии выступают социальные и гносеологические (теоретико-познавательные) предпосылки, условия.

Под социальными предпосылками постановки и решения философ­ских проблем, а также способов, методов такого решения, понимаются, прежде всего: 1) уровень развития материального производства, 2) сте­пень совпадения интересов субъектов социальной деятельности (лич­ностей, классов, общества) с направленностью действия объективных законов общественного развития. Так, в античном обществе домини­рующую роль играло сельскохозяйственное производство, обусловив­шее необходимость познания простейших закономерностей природы,

которое могло быть обеспечено средствами обычного наблюдения, со­зерцания природных ритмов.

В основе картины мира лежали циклические ритмы природы, мир был замкнутой системой, движущейся в форме круговорота. С другой сторо­ны, характерной чертой рабовладельческого общества было то, что труд превратился в рабскую деятельность, позорную для свободных людей. Поэтому, как и в случае с природой, общество рассматривалось как вечно одно и то же, движущееся в постоянном круговороте, с раз и навсегда установленным делением людей на рабов и свободных. Эти две груп­пы социальных предпосылок породили специфическую особенность античной диалектики — отсутствие идеи развития. Так, низкий уро­вень развития материального производства и общественных отноше­ний, а также познавательных возможностей, обусловили характерную черту философии античности — представление о мире как едином це­лом, в котором все находится в непрерывном движении и изменении в форме круговорота. Наивной назвал Энгельс диалектику античных философов, подчеркивая обусловленность ее созерцательным подхо­дом к самой действительности, вызываемым самой этой действитель­ностью.

Дальнейшее развитие производства, особенно промышленности, познавательных способностей, направленных на освоение свойств, свя­зей законов природы, требующихся для создания сложных орудий тру­да и необходимых средств для обеспечения жизнедеятельности чело­века, привели к тому, что человек смог подняться до проникновения в сущность многих процессов объективной действительности, раскры­тия их специфики и качественной определенности. Но при этом сло­жилось и представление о невозможности взаимопереходов одних явлений и процессов в другие. На этой основе возникла специфичес­кая точка зрения на общую структуру и состояние, в котором мир находится: по общей структуре мир предстал как совокупность различ­ных явлений, процессов, не связанных между собой, а движение и раз­витие рассматривались только в пределах этих процессов как увели­чение или уменьшение, как движение по кругу. Так возникает метафизический способ мышления, перенесенный из естествознания в философию Бэконом и Локком. Но промышленность потребовала не только углубленного изучения законов природы, она породила и но­вые формы организации людей в процессе производства (переход от мануфактур к крупным капиталистическим предприятиям), что раз­нообразило интересы всех слоев общества и заметно усилило динамизм общественных отношений.

Буржуазный способ производства упростил общественные отноше­ния, наглядно показал роль классов и их борьбу между собой, вскрыв тем самым значение противоречия как движущей силы общественного развития.

Переход от феодализма к капитализму сопровождался лозунгом «Все должно предстать перед судом разума». Это обстоятельство не­обычайно усилило гносеологическую проблематику философии, вы­двинув на передний план вопросы о деятельной природе разума и его возможностей, вызвало постепенную переориентацию философии с изучения природы на изучение общества.

Таким образом, философия была и остается интеллектуальной фор­мой ответа на пристальное внимание к потребностям человека, она все­гда нужна человеку, а особенно тогда, когда жизнь требует выбора, оп­ределения моральной и социальной позиции.

Философия занимает особое место

Особенности

в структуре общественного сознания.

И структура

Философия исторически была ядром

Философского знания

всеобщего знания. От философии — ма­тери наук, «науки наук» — отпочковались последовательно все другие науки. Взятая за основу система философских наук позволяет постро­ить систему всех наук.

Философия связана со всеми формами, но не сводится к их сумме и не может быть сама сведена к какой-либо из форм общественного сознания. Особенно важным является вопрос о соотношении филосо­фии и науки. Дело в том, что философию часто рассматривают в каче­стве одной из разновидностей научного знания. И даже существует широко распространенное определение философии как науки о наибо­лее общих законах развития природы, общества и мышления. При та­ком подходе любой философской системе можно предписать необхо­димость исследовать всеобщие законы развития природы, общества, мышления. Но, как известно, ни одна метафизическая система не за­нималась и не могла заниматься этим вопросом, так как мир рассмат­ривался в них как совокупность не связанных друг с другом процессов. Не могли заниматься исследованием наиболее общих законов и все субъективно-идеалистические системы.

При рассмотрении философии как одной из разновидностей научного знания главное внимание необходимо сосредоточить не на решении основного вопроса философии, а на изучении всеобщих зако­нов. При таком подходе научность по отношению к любому философ­скому знанию приобретает значение обязательного, сущностного при-

знака философии как формы общественного сознания. Но критерием научности любого знания является проверенное практикой соответ­ствие его содержания объективной действительности. Выдвижение на первый план философского осмысления соотношения «человек — мир», наиболее общих законов и недостаточное внимание к решению основ­ного вопроса философии невольно приводят к тому, что эти законы могут рассматриваться безотносительно к тому, что представляет со­бой мир по своей природе, что лежит в его основе — материальное или духовное начало. Однако в истории философской мысли борьба шла, прежде всего, не вокруг вопроса о степени общности законов, а вокруг вопроса о природе и сущности мира, человека: о возможности позна­ния человеком мира и его преобразовании. Вопрос же о законах вклю­чался в тот аспект философского видения мира, который был направ­лен на осмысление общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Включение философии в систему научных знаний и лишение ее статуса особой формы общественного сознания таят в себе угрозу из­держек идеологического порядка.

Подчеркивая качественную определенность научного и философ­ского сознания как специфических, относительно самостоятельных форм общественного сознания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень развития науки, степень проникновения в познание окру­жающей действительности — необходимое условие формирования представления и о самом человеке, его взаимосвязях и отношениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер фи­лософского видения мира.

Это становится особенно очевидным, если учесть, что философия, рассматривая отношение «человек — мир», стремится подняться до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его по­стижения.

Точно также развитие научного знания нуждается в философском осмыслении отношения человека к миру и к себе. Ведь познание челове­ком окружающего мира, развитие научных знаний представляют собой не просто результат созерцания окружающего мира, а результат практи­ческого, деятельного воздействия человека на окружающий мир и на са­мого себя в целях обеспечения своего существования и развития.

В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной, при этом не теряя своей специфики как формы общественного сознания.

Наука также может опираться на материалистическое и идеалисти­ческое решение основного вопроса философии, давая новые открытия в познании действительности, приращивая новые достоверные знания о ней.

Научность может быть существенным признаком философии, не превращая ее в одну из разновидностей научного знания. Философия тесно связана и с другими формами общественного сознания — с поли­тическим и правовым, нравственным, эстетическим, религиозным со­знанием. Эта связь говорит, прежде всего, о том, что общественное со­знание представляет собой внутренне структурированную целостную систему осознания человеком своего отношения к самым различным сферам действительности и к миру в целом. Различные формы обще­ственного сознания — это различные аспекты единого процесса духов­но-практического освоения действительности.

Схема 4.Основные черты философского мышления

Имеет предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), что выходит за пределы бытия и небытия

Выступает формой человеческого самоосмысления с точки зрения человека, его жизненного выбора

Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Тема 2. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - student2.ru Основные

черты

философского

мышления

Очерчивает действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть

Является как мышлением о реальности, так и мышлением о мышлении

Предстает взаимосвязанным, логически последователь­ным, аргументированным и обоснованным

Стремится поставить и разрешить судьбоносные, абстракт­ные проблемы человеческого бытия

Предстает как рефлексия человека, т. е. взгляд на себя со стороны сквозь призму своих ценностей и интересов

Представленные черты философского мышления резюмируются тем, что именно в философии и с помощью философии человек заяв­ляет о своем желании взять на себя саму ответственность за сознатель­ное решение своей жизненной судьбы. В этом смысле философия вы­ступает как интеллектуальное прояснение своей жизненной ситуации, осмысление стратегии и тактики своей самореализации.

Поскольку философия призвана предоставить человеку ориенти­ры для его жизненного самоопределения, то структура философского

знания определяется выделением тех сфер реальности, опираясь на которые человек (и философия) может такого рода ориентиры выде­лить, обозначить и исследовать.

Относительно этих сфер формируются и основные философские дисциплины или основные разделы философии (схема 5).

Схема 5.Структура философского знания

  Сферами реальности ^определяется Структура философского знания
  Природа, мир, космос     онтология натурфилософия космология
   
       
    социология социальная философия философия истории этнофилософия культурология
—* Общество и история    
 
       
     
  Сам человек с его осо­бенностями, способно­стями, свойствами     философская антропология антропософия структурная антропология социобиология
 
     
     
  Сфера интеллектуаль­ных процессов     логика гносеология ноология
 
       
    этика эстетика философия религии философия права история философии
  Сфера духовной жиз­ни, осмысления ее це­лей и ценностей    
   
       

Аспекты отражения мира и человека в философии

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории. В истории становления и разви­тия философии, на всех этапах этого процесса различные аспекты отра­жения предмета в теории приобретали относительно самостоятельное значение, что сказывалось и на той проблематике, которой занималась философская мысль, и на особенностях содержания философии в целом. Предмет философии отражается в теории в трех основных аспек­тах: 1) онтологическом, 2) гносеологическом, 3) логическом.

Онтологический (онтология (греч. «ontos» — сущее, «logos» — уче­ние) — учение о бытии) аспект заключается в том, что философия как



специфическая форма осознания человеком своего бытия, как форма общественного сознания призвана дать человеку знание о мире и са­мом человеке в их бытии. То есть она по своему содержанию претенду­ет на то, чтобы ответить на вопросы: что же представляет собой мир как таковой? Какова его природа? Что представляет собой человек по своей природе и сущности? Какое место он занимает в мире своего бытия? Как устроен мир, в котором живет человек? В чем смысл само­го человеческого бытия, цель и смысл его жизни?

Иными словами, онтологический аспект отражения предмета фи­лософии в теории акцентирует внимание на ее содержании, которое складывается независимо от желания и воли людей.

Гносеологический аспект отражения предмета в теории заключается в том, что он отражается не зеркально, не как результат созерцательно­го восприятия действительности, а через призму практически деятель­ного отношения человека к миру и к самому себе. Само познаватель­ное отношение человека к действительности является практическим по своей природе. В основе отношения человека к миру лежат его по­требности и интересы. Они могут быть удовлетворены только в про­цессе практического освоения человеком действительности.

Содержание философского знания включает в себя отражение мира не во всей его всеобщности и многогранности, а в той мере, в какой действительность включается в сферу практически преобразующей де­ятельности человека. На этой основе складывается и специфическое видение мира в рамках бытия человека. Иными словами, мир выступа­ет как мир бытия человека.

Логический аспект отражения предмета философии в теории заключается в том, что результаты познавательного отношения к дей­ствительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, обусловливают формирование понятийно-категориаль­ного аппарата философии. Содержание этого аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития как самой действительности, человека, так и их взаимосвязь. Можно сказать, что степень разработ­ки понятийно-категориального аппарата, четкость и степень раскры­тия содержания понятий, категорий, законов свидетельствуют о сте­пени развития познавательных возможностей человека, развития и зрелости самой теории. Логические формы отражения действитель­ности представляют собой итог предшествующей познавательной деятельности, ступеньки познания, освоения мира, важное средство его преобразования. Они играют большую роль в целеполагающей дея­тельности человека, в определении им как программных, стратегичес-24

ких, так и ближайших, практических целей деятельности. Поэтому эти логические формы выступают, с одной стороны, как результат, итог предшествующей жизнедеятельности, а с другой — как ее предпосылки, как условие, факторы и средства познания человеком окружающего мира и его преобразования в соответствии со своими потребностями и интересами для обеспечения своего существования, функциониро­вания и развития.

Основные функции философии

Осознание в философии отношения «человек — мир» выступает не просто как осознание природы человека и мира в их бытии, а как осознание путей совершенствования человека.

Раскрытие специфики предмета философии и специфики отраже­ния предмета в теории подводят непосредственно к раскрытию роли философии в жизнедеятельности общества и личности, ее социальных функций.

К числу основных функций философии следует отнести, прежде всего, мировоззренческую и методологическую.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бы­тия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественно­го сознания (политическое, моральное, правовое, религиозное, эстети­ческое и др.), выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы деятельности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия.

Специфика же философии заключается в том, что она изучает в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому основные положения философии имеют важное методологи­ческое значение для каждой из форм общественного сознания в про­цессе осознания своего специфического предмета.

Под методологией следует понимать систему исходных, основопо­лагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оцен­ке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность по­знавательной и практической деятельности. Например, принцип объективности, научности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи и развития.

Таким образом, методологическая функция философии дает для всех норм общественного сознания исходные, основополагающие прин­ципы, применение которых определяет общую направленность подхо­да к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.



Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Под мировоззрением нужно понимать не просто систему обобщен­ных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социаль­ного субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отноше­ния к миру и к себе, осознание целей и смысла жизни, характер поступ­ков и действий. Оно есть способ практически духовного освоения мира.

Наши рекомендации