Сравнение стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» с библейской легендой
При создании своего стихотворения «Пророк» (1826) Пушкин обращается к библейской легенде, изложенной в Ветхом Завете. Он использует 6 главу из книги пророка Исайи, в которой рассказывается о встрече земного человека с Богом и о преображении этого человека, превращении его в пророка.
Герой библейской легенды оказывается у трона Господа, где в полной мере ощущает свою греховность. Однако серафим очищает его, прикасаясь к губам Исайи раскаленным углем. После этого герой смог услышать голос Бога.
Исайа просит Господа дать возможность послужить ему – пойти к своему народу и произнести Его волю. В этот момент человек превращается в пророка – истолкователя божьей воли, предсказателя будущего.
Исайа знает о том, что слова его не будут услышаны, потому что народ погряз в грехах. Однако его миссия заключается в том, чтобы, несмотря ни на что, нести слово Божье в надежде, что брошенное им семя прорастет. Ведь только при условии полного очищения народ израильский получит шанс возродиться, не исчезнуть с лица земли.
Как видим, в стихотворении Пушкина есть некоторые переклички с этой легендой. Однако художник использует ее, чтобы развить другую тему – роли поэта и поэзии в жизни общества.
По мнению Пушкина, поэт подобен пророку, цель и смысл его жизни – нести людям божественную истину, которая доступна лишь ему. Серафим, так же, как и в легенде, преображает героя – он открывает ему истинные, невидимые простому глазу, вещи.
Преображение поэта мучительно - Пушкин делает акцент (в отличие от легенды) на физических страданиях своего героя, однако без них невозможно избавление от духовных страданий, поиска смысла жизни (до своего преображения герой находился «на перепутье»).
Цель библейского пророка была в том, чтобы нести слово очищения и преображения людям. Поэт Пушкина призван к другому – он должен «жечь сердца людей». Что это значит? Мне кажется, что поэт должен обнажать все пороки людей, показывать им их истинное лицо, их недостатки. И, тем самым, обрекать людей на наказание – муки совести, которого те вполне достойны.
Напомним, что «Пророк» был создан Пушкиным в трудный для него период духовного кризиса – после разгрома декабристов, когда поэт разочаровался во власти и обществе. Можно сказать, что данное стихотворение – его ответ на страшные и несправедливые события, происходившие в то время.
Таким образом, в «Пророке» Пушкин опирается на библейскую легенду о превращении человека в пророка, однако развивает и значительно расширяет ее, раскрывая тему роли поэта в обществе, его высшей духовной миссии.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…»
В творчестве А.С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное место занимают так называемые стихи - послания, обращенные к будущим поколениям.
К их числу относится и стихотворение «Вновь я посетил…». Оно было написано автором осенью 1835 года, при посещении им села Михайловское, после длительного перерыва. Для России это было время царствования Николая I, разрешившего Пушкину жить в Москве после ссылки. Начало тридцатых знаменуется значительной творческой активностью Пушкина.
Его писательский и поэтический гений в тот период достигли подлинной зрелости и мудрости. Наряду с большими историческими произведениями, Пушкин создает тихие стихи, небольшие размышления, поэтические послания потомкам.
Посещая семейное имение Тригорское, Пушкин останавливается и в Михайловском и находит там все прежним, кроме смерти старой няни и выросшей молодой поросли возле старых знакомых сосен. В письме к жене Пушкин пишет, что ему «досадно смотреть на эту молодую сосновую семью, как досадно видеть молодых кавалергардов на балах, на которых он сам уже не пляшет».
В начале стихотворения ясно угадывается грусть о былом, о безвозвратно ушедших днях молодости. Но по ходу повествования грусть рассеивается и уступает место светлым чувствам, связанным с приходом нового поколения, с зарождением молодой жизни. По-моему, основной идеей стихотворения можно назвать слова автора «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - как символ передачи молодому поколению наследия отцов, надежду на достойное продолжение жизни.
По содержанию стихотворение можно разделит на три части. В первой автор повествует о себе, упоминает о своей ссылке в Михайловское,
«…где я провел изгнанником два года незаметных».
С момента его ссылки прошло десять лет, и за эти годы автор сильно переменился:
«И сам, покорный общему закону, переменился я…»
Можно догадаться, что с годами Пушкин «сделался иным».
Вторая часть стихотворения посвящена изображению дорогого сердцу уголка, описанию природы, воспоминаниям о прошедшей молодости:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…»
И третья, финальная часть, в которой поэт приветствует новую молодую жизнь, как символ нового поколения.
При этом изображенные автором «опальный домик», «лесистый холм»,«три сосны» являются символическими образами, переносящими нас в былые времена. И вот рядом с ними появляются образы нового поколения:
«…младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети».
Очень просто и верно изобразил Пушкин в своем стихотворении воспоминания о былых, безвозвратно ушедших днях, прошедшей молодости, неизбежную смену поколений и принятие другой молодой жизни.
Его напутственные строки «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» стоят в начале начал каждого поколения.