Критика аристотелевой логики – начиная с Петрарки и др. поэтов.

Пётр Рамус (Пьер де ля Рамэ 1515-1572) — франц. логик, математик, риторик, педагог. Снискал известность, выступив в 1536 году с тезисом «всё, сказанное Аристотелем — ложно». В магистерской диссертации и в последующих работах выступал с резкой критикой схоластического аристотелизма. Недовольный схоластической интерпретацией аристотелевской логики, он подверг сомнению не только подлинную систему его силлогистики, но и то различие, которое Аристотель проводил между знанием и мнением, аналитическими и диалектическими рассуждениями.

За борьбу против схоластики Рамэ был отстранен от преподавания в Парижском университете в 1544 г., а книги были сожжены. Однако в 1547 Рамэ получил разрешение читать лекции и печатать сочинения по философии. Он переиздал свои замечания по работам Аристотеля и издал комментарии к некоторым сочинениям Цицерона. Эти сочинения также подверглись преследованию со стороны Сорбонны. В 1568 наступившие религиозные смуты заставили Рамэ, принявшего в 1561 кальвинизм, покинуть Францию. Он погиб в Варфоломеевскую ночь.

Рамэ придавал наибольшее значение не развитию уже известного, а открытию чего-то нового, до сих пор неизвестного. В трудах его предшественников по логике и диалектике его прежде всего интересовали методы поиска и способы обоснования новых истин. Схоластике, с её отвлечёнными спекуляциями, он противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного метода, т. н. искусства изобретения. По мысли Рамэ, средством создания такого метода должна служить «новая» логика, которая призвана изучать «естественный процесс мышления».

Рамэ можно считать предшественником Декарта. Он настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки и что истинная методология может быть найдена на пути постижения чел. духа. Освободить разум от «аристотелевских пут», упростить методы наук, прочно поставить изучение математики во Франции, добиться признания свободы совести, указать истинную цель философиикакизучение человеческой души - вот главнейшие задачи, к осуществлению которых стремился Рамэ.

Натурфилософия Возрождения XVI-XVII вв.Натурфилософия Ренессанса исходила из античного философского наследия — платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским. Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего пантеистическое одушевление мира как живого существа (гилозоизм, пан-психизм) и критика схоластики и схоластического аристотелизма.Натурфилософские концепции (Леонардо да Винчи, Телезио, Бруно, Кардано, Парацельс), свид. о крушении схол. методов осмысления природы, которые привели к становлению новоевр. науки.

1) Для Возрождения характерен взгляд на природу как разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам (пантеизм). Кампанелла: "Мир — это огромное живое существо". Н. Кузанский, Фичино, Пико делла Мирандола. Одухотворение природы у Бруно, наделение ее бож. свойствами, растворение Бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет Бога над миром, но сама природа есть Бог, материя есть живое и активное начало. Исключение целевой и формальной причины: природа – причина себя самой, остаются материя и движение.

2) Описание жизни во всем её многообразии. Смещение акцента с вопроса, что есть сущее по замыслу творца, к вопросу, каково сущее в природном проявлении.

Из билета 38: При этом натурфилософия в XVI в. строилась на принципе подобия: мышления по аналогии, как это демонстрирует М. Фуко, в книге "Слова и вещи": сходство грецкого ореха с мозгом делало его лекарством от головной боли). Он делает вывод, что при этом само мышление по аналогии в средневековье не отличалось от современного: "оказывается, что сетка, сквозь которую в наше знание проникают фигуры сходства, совпадает с той, в которой располагало вещи знание XVI века". И это подводило средневековых исследователей к тем же выводам, к которым позже пришла наука (П.Белон в XVI веке описывал строение крыла птицы как аналог человеческой ладони, что доказала теория Дарвина).

Принцип аналогий подводит в XVII в. к сеткам классификаций; причем собирается вся информация о предмете, ещё не выработано критериев её отнесения к научному знанию (и принцип подобия здесь играет не последнюю роль: например, вместе с биологическим, природным описанием змеи, её видов, использование яда в медицины, могут быть перечислены мифы и поверья о змеях, легенды о драконах и т.д.)

Средневековое проецирование подобия на все сферы жизни давало полноту описания мира, которая реализовалась в последующих научных классификациях. Эта полнота представляла бесконечное перечисление разных граней явления, где одно подобие стихийно вызывало к жизни другое. При этом все аналогии мира сводились к систематическому единству в универсальной фигуре Человека-Антропоса, подобию микро- и макро-косма, человека и Вселенной (на этом принципе построена астрология, имевшая естественную популярность в гуманистической натурфилософии, хотя они отвергали детерминизм в пользу свободы воли).

3) Опора на опыт (чувств). Телезио: “О природе вещей согласно ее собственным принципам” – чтобы объяснить природу, не нужно обращаться к бож. идеям, надо довериться чувствам. Монтень: принцип фундаментальной реалистичности, основанный на чувствах. Леонардо да Винчи: опора на опыт: “Хотя природа начинает с причины и заканчивает опытом, мы должны двигаться в обратном направлении, начиная с опыта, и затем изыкивать причину.” Опытные данные надо осмыслить математически, обнаружив необходимые связи. Практика дб воздвигнута на хорошей теории. Живопись – внучка природы, но в ней есть то, чего в природе нет (роль человека-творца). Ответственность ученого (отказ обнародовать изыскания по изготовлению подводных аппаратов)

4) Идея бесконечности мира(<Бога Кузанский, >чел. познания Бруно), кот. имеет центр везде и нигде, бесконечное множество миров > приход к однородности, бескачественности пространства – в дальнейшем основа возможности эксперимента (основанного на повторении опыта, что невозможно при восприятии качественных различий пространства-времени).

5) Развитие как раскрытие потенц. возможностей природы, разумная необходимость в природе – мы можем познать её законы. Бруно: “природа – сила, воплощенная в вещах, и закон, по кот. все вещи совершают свой собст. ход.”

Наиболее важные результаты этого натурфил. направления:

1) методы экспериментально-математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к колич. отношениям. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

2) детерминист. истолкование действительности, противоположное теологич. истолкованию; найдены фундамент. законы механики, это подтверждает сущ-е естественной необходимости. Формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов и явлений жизни человека человеч. качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющие черты ест.-науч. направления в философии: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы (атомов) как абсолютно бескачественных, неживых (также бескачественность пространства-времени); отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает Бога как безличную причину бытия, не участв. в дальн. развитии мира, сохр. обособлен. положение Бога в бесконеч. мире).

Востребованность технич. достижений в XIV-XV вв. (архитектура Венеции, мельницы, книгопечатание и пр., Россия выписывала итальянцев и англичан для стр-ва Кремля). Теория, расчет должна предш. практич. изобретению. В XVI-XVII вв., когда анализируешь реальные машины или их проекты, поражаешься приблизительности, неточности строения, функционирования и самого их замысла. Ни разу эти машины не были точно «рассчитаны». Эксперименты Галилея, Гюйгенса, Декарта, Ньютона привели к созданию точных приборов и полсужили введению колич. методов в науку.

Джамбатиста делла Порта (1535-1615) — "Естественная магия или о чудесах естественных вещей": идеи телескопа и др. технических изобретений — углубление возрожденческой идеи власти человека над природой.

Бернардино Телезио (1509-1588) — критиковал Аристотеля, смешивая схоластический перипатетизм с аристотелевской философией. Основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Его девизом служили слова «Реальность, а не абстракция (Realiaentia, nonabstracta)». В предисловии к своему важнейшему философскому труду «О природе вещей согласно ее собственным законам» (1565) он говорит, что берёт в руководители чувства, а предметом своего исследования — природу, которая всегда остаётся неизменною в своей сущности, следует тем же законам, производит те же явления. Стремился к полному исключению теологии из своего учения о природе, подчеркивал материальность всех проявлений природы. Однажды возникнув, масса материи становится неуничтожимой, количествовенно неизменно и качественно однородной. Без остатка заполняя все пространство, она исключает пустоту. Провозглашал верховное значение опыта как главного источника познания.

Его натурфилософия напоминает идеи досократовских физиков. Из противоположности между солнцем, приносящими тепло, и землёй, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что эти два начала — первооснова природы. Тепло — источник движения и жизни, холод — смерти и покоя: борьба этих двух начал,кот. "дерутся за материю, как два жениха за женщину" — источник мирового развития, из него возникает круговорот многообразных веществ в природе.

В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом. Жизненный дух (spiritus), присущий также животным и подобный пневме стоиков, — это утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма и являющееся источником наших движений. Его центральным местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается по всему телу.

Этика Телезия тесно примыкает к его сенсуализму, напоминающему познавательные принципы Эпикура. Основа всех нравственных чувств — чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человека вытекают из этой первоосновы. Основные добродетели человека проистекают из того же чувства: таковы мужество, мудрость и др. Однако кардинальное отличие человека от животного — в "сверхдобавочной форме": дополнительнойбессмертной бестелесной душе, происходящей непорседственно от Бога, под влиянием кот. человек может жертвовать собственными интересами и даже жизнью.

Телезий оказал значительное влияние на пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрици, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Фрэнсис Бэкон также был знаком с его трудами и говорит о нём как о родоначальнике опытной философии: «я имею с ним дело не как с Телезио, а как с восстановителем философии Парменида, к которому мы обязаны питать большое уважение». Натурфилософия Телезия также оказала большое влияние на Дж. Бруно.

Джоржано Бруно (1548-1600) – вершина натурфилософии Возрождения. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция «О природе вещей», идеи Платона, Аверроэса, Дунса Скота, Ибн Гебироля. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию.

“О причине, принципе и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”. Отверг догматич. вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако допускал, что религия может иметь влияние на примитивные народы. В будущем место религии должна занять “религия разума”.

1. Космология. Влияние открытий Коперника, философии Кузанского и Телезио: бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы: бесконечность пр-ва и бесконечное мно-во миров. Бесконечное могущество Бога не может ограничиваться созданием конечного мира. Опираясь на теорию Коперника, освободил ее от конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, и от взгляда, согласно которому Солнце – неподвижный центр Вселенной. Любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания, кот. находится везде и нигде. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность (>Кузанский), центр и периферия, объект и субъект. Следствием концепции физического единства Вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни на других планетах.

2. “Природа – сила, воплощенная в вещах, и закон, по кот. все вещи совершают свой собст. ход.” Самая радикальная из систем итальянской философии природы. Конфликт с церковью и схоластической наукой (отрицание загробной жизни, сомнения в непорочном зачатии).

3. Теория познания: требует уст-я строгого закона, по кот. признавались бы лишь истинные и необходимые доводы разума и не имел силы авторитет. Цель философии – в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. В человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума – познание закономерностей природы, т.е. ее божественности. Чувственное познание недостаточно. Познание – бесконечный процесс, потому что и предмет его бесконечен.

3. Панпсихический материализм. Всеобщая одушевленность материи. Против схоластики (материя – “чистая” возможность), против Аристотеля (материя пассивна). Материя как активный творческий принцип. Единое, материя – неразвернутая причина всего существующего. Против дуализма схоластки. Мир является единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения. “Неподвижность” целого понимается как абсолютность движения, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (Бога как перводвигателя).

4. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

5. Этика. Утверждение “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека.

Пантеистическая фил-я Бруно завершает развитие ренессанс. мышления. Последующее развитие фил-и связано с эрой, когда естествознание развивается на эксперимент. и матем. основах.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы вышло в 1588, а первое произведение Бэкона только в 1605).

Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук», то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом);

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом);

Но если ощущения и опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, то и в таком случае, он свидетельствует о существовании заблуждающегося (ср. с Декартовым cogito ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на кот. мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром);

Внутреннее чувство открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния: 1) как абсолютная необходимость, которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба, которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия, предполагает в основе всего творения единую мировую душу — универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт. (+ "Город Солнца", написанный в тюрьме, куда он попал за участие в заговоре, пытаясь воплотить революционную идею создания более справедливого общ. строя)

Основатель экспер. метода – Галилей. Эвристич. программа Галилея: исследовать закономерности движения небесных тел по законам механики, проверяемым в эксперименте.

Эксперимент предпол. бескачественность пространства: воспроизводимость опыта в разных точках пр-ва и в разные моменты времени. На этом основана опытная наука. Устранение формальной и целевой причин из теории Аристотеля, опора на материю и движение – основа науки у Бэкона и законов Ньютона (хотя при этом "метафизическая вера" в сущ-е помимо инертной материи активного начала, носящ. немеханич. характер: деизм). Атомизм, одинаковая скорость атомов – эпикуреец Лукреций Кар, влияние на физику Бойля и Ньютона.

Степин: Методологию экспериментализма отличает признание вмешательства человека в ход физ.процессов, позв. изолировать изучаемую систему как "идеальный объект", управлять физ.реальностью, вынуждать ее действовать по своему сценарию. Галилей: коструирование некоего явления из эмпирич. данностей на основе теор. предпосылки ученого. Галилей воспроизвел форм. структуру теории Евклида: создал первич. идеальные объекты (сила, мат. точка) и использ. их для построения вторичных идеальных объектов: моделей явлений природы. Решая задачу падения камня (от Аристотеля), Галилей начал не с наблюдения, а с теор. гипотезы: природа применяет самые простые схемы: "нет приращения скорости более простого, чем равномерное". Идеал. модель падения тела с высоты на основе идеальных объектов (тела, движения в пустоте, среды).

В эксперименте происходит соединение идеал. модели действия идеал. объектов (как сущностей) и эмпирич. материала (существования). Галилей понял, что в науке можно приписать сущ-е лишь идеальным объектам, кот. могут быть выражены математически и воплощены в инженерной конструкции: уравнение ускоренного движения шара по наклонной плоскости – мат.объяснение эксперимента. Опытная объективация идеализаций – гносеологический императив экспериментальных наук. 1 – мысл. эксперимент (создание теории), 2 – технич. проверка. Галилей придал физич. идеализациям математич. характер, превратил математику в "исследовательскую технику", осуществил замещение данного в опыте мира миром идеальных сущностей, кот.обосновывается математически. Исследовать закономерности движения природных объектов (в т.ч. небесных тел) путем применения механич. устройств (орудий венец. арсенала). В этом замещении состояла суть научного познания. Вслед за пифагорейцами – законы природы записаны на языке математики. Галилей заложил основы эксперимент.-математич. естествознания.

Наши рекомендации