Философский смысл механики Галилея.

Галилей считал, что законы природы постижимы для человеческого разума. В «Диалоге о двух системах мира» он писал: «Я утверждаю, что человеческий разум познаёт некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа; таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».

Разум у Галилея — сам себе судья; в случае конфликта с любым другим авторитетом, даже религиозным, он не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений… Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания».

Античные и средневековые философы предлагали для объяснения явлений природы разнообразные «метафизические сущности» (субстанции), Галилея такой подход не устраивал: «Поиск сущности я считаю занятием суетным и невозможным, а затраченные усилия — тщетными как в случае с удалёнными небесными субстанциями, так и с ближайшими элементарными; мне кажется, что одинаково неведомы как субстанция Луны, так и Земли, как пятен на Солнце, так и обыкновенных облаков. Но если тщетно искать субстанцию солнечных пятен, это не значит, что нами не могут быть исследованы некоторые их характеристики, например место, движение, форма, величина, непрозрачность, способность к изменениям, их образование и исчезновение».

Декарт отверг такую позицию (в его физике основное внимание уделялось именно нахождению «главных причин»), однако начиная с Ньютона галилеевский подход становится преобладающим.
Галилей считается одним из основателей механицизма. Этот научный подход рассматривает Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы — как комбинации простейших причин, главная — механическое движение. Анализ механического движения лежит в основе работ Галилея.

Для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна некоторая предварительная теоретическая модель исследуемого явления, и основой её Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание: книга природы «написана на языке математики»; «Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является»

Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный вопрос, заданный природе. Он допускал и мысленные эксперименты, если их результаты не вызывают сомнений. При этом он ясно представлял, что сам по себе опыт не даёт достоверного знания, и полученный от природы ответ должен подвергнуться анализу, результат которого может привести к переделке исходной модели или даже к замене её на другую. Таким образом, эффективный путь познания, по мнению Галилея, состоит в сочетании синтетического (в его терминологии, композитивный метод) и аналитического (резолютивный метод), чувственного и абстрактного. Эта позиция, поддержанная Декартом, с этого момента утвердилась в науке. Тем самым наука получила свой метод и собственный критерий истины.


40. Контрреформация, иезуиты и вторая схоластика. 1600. Шекспир, Сервантес, Веласкес. Мир-картина и удостоверение личности. Б. Грасиан: наука благоразумия. Завершение схоластики у Ф.Суареса.

Статья М.С. Кагана: XVII век «барокко» — неопределенный период истории Европы, между Возрождением и Просещением, как сказал Ю.Б. Виппер, он «не заключает в себе прямого указания на ведущие черты, на смысл общественной и идеологической жизни эпохи». Он был «преддверием технич. прогресса, перехода к мануфактурной системе производства, выз. сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правителей. «Контрреформация, не только на уровне идеологии, но и в практических действиях инквизиции, вывела религиозные конфликты на авансцену культуры. В эпоху процесса над Галилеем, тридцатилетнего заточения Кампанеллы, казни Бруно, конфликт между философией и религией, между знанием и верой так остер, как никогда раньше. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии — рождается скептицизм.»

XVII век входит в историю европейской культуры трагическим осознанием кризиса ренессансной веры в возможность разрешения противоречий между реальным и идеальным, человеком и Богом, природой и духом, разумом и чувством, что сделало его временем «утраченных иллюзий». Маньеризм и барокко в искусстве и стали художественным отражением этого антиренессансного и проторомантического сознания. «Человек Ренессанса был носителем одной, определенной, раз навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Шекспира и Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас самых противоречивых возможностей…» А это приводит к драматическим «столкновениям», к «борьбе» этих возможностей за душу и поведение героя. Поэтому «человек Ренессанса — титан, но не герой». XVII век противостоит Возрождению не только появлением «трагического мироощущения», но и противостоянием, борьбой, непримиримыми подчас конфликтами различных мироощущений и мировоззрений.

Однако в культуре XVII века не менее характерны поиски выхода из социального и духовного кризиса — вырабатывались опиравшиеся на завоевания Возрождения эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности, в которых преодолевались и неомистицизм Я. Беме, и скепсис М. Монтеня, и гамлетово нравственное смятение – девиз Ф. Бэкона «Знание — сила!» и тезис Р. Декарта «Мыслю, следовательно существую», утверждавшим мощь Разума.

Уильям Шекспир (1564-1616)умер с Сервантесом в один год. создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Также осуждает деспотизм и своевластие, встаёт на защиту гум. идеалов, прославляет силу любви, веру в лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!» - может служить знаменем эпохи Возрождения. Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. «На стыке двух столетий в мировосприятии Шекспира происходит резкий перелом. Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения… Гуманизм Шекспира после 1600 года — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения (образ Гамлета)». Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью, порождённой в том числе иэтикой всё укрепляющегося индивидуализма. Главной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, прежнее единство распалось, замелькало множество лиц, поражающих не героическим величием, но небывалым ранее разнообразием, которое впервые и навсегда было запечатлено в драматургии Шекспира. К финалу в нем нарастает метафора бури, ибо, как в бурю, все вдруг закружилось, спуталось, потерялось. Величие и низость стали легко меняться местами. Человек, спасаясь от самого себя, подобно королю Лиру, бросился назад к природе, сорвал одежду, чтобы в неприкрытой наготе души обнаружить неизвестную прежде сложность внутреннего бытия, свою одновременно Божественную и по-звериному жестокую сущность.

Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616). В роме "Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский" писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало. Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, "Назидательные новеллы", стали своеобразным описанием современных автору нравов.

Любовь Дон-Кихота к справедливости, стремление к добру, вера в человека раскрываются в тех поучениях , которые он даёт Санчо Пансе перед его отъездом на губернаторство: «Пусть слёзы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача». Устами Дон-Кихота Сервантес высказал гуманистические мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о высокой нравственной ответственности каждого за свои действия, о личной свободе. Эти мысли прозвучали неожиданно смело – они шли в разрез с привычными взглядами в Испании того времени. «Свобода,Санчо, - говорит Дон-Кихот, - есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей... Ради свободы, так же точно как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие могут только случиться с человеком». После долгих скитаний герои романа отрекаются от вымышленной жизни, от погони за приключениями. Дон-Кихот становится Алонсо Кихано Добрым. Он утверждает торжество здравого смысла и в своём завещании выносит беспощадный приговор отживщим свой век рыцарским романам.

Суровость исторической судьбы испанского народа оказала влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Из-за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась самой сильной привержен­ностью католицизму, в котором видела духовную базу единения народа в противостоянии иноверцам. Ярко выражены здесь черты патриотизма и народности. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей и интерпретировала их по-своему. Религиозные идеи, которыми освящено все искусство Испании, реализуются здесь очень конкретно, чувственный мирна удивление мирно уживаетсяс религиозным идеализмом.

Расширение поля эстетического в пределах самой философии. Большое значение на этом этапе принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем реалистического направления в европейском худ-ве, им восхищался Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи на только в Испании, но и других странах. Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа, обостренным чувством гармонии. Ортега-и-Гассет: Веласкес произвел первую великую революцию в западной живописи и она состояла в том, что вся живопись станет портретом, то есть индивидуализацией объекта и моментальностью изображенной сцены. Портрет, понятый в таком обобщенном смысле, утрачивал свое традиционное узкое значение и превращался в новое отношение к изображаемому и в новую миссию, возложенную на искусство живописца. Обозначенное им как "действительность, живущая в умах" является собранием существ, которых ни с кем не спутаешь и которые врезаются в вашу память с отчаянной энергией, и в сознании Запада Веласкес прежде всего творец своего, особого мира. (Добавим, что его мир в основном состоит из чудовищ или по меньшей мере уродов.) В картинах Веласкеса сказалось не только расширение тематики и проблематики, характерное для новой эпохи, но и широкий охват жизни в ее социальных противоречиях, показ контрастов нищеты и знатности, труда и праздности, народного быта и аристократических церемоний. Каждое из трех больших произведений Веласкеса открыло пути новым направлениям в реалистическом искусстве. "Сдача Бреды" стоит у истоков развития исторической живописи. "Менины" повлияли на создание картин бытового жанра. "Пряхи" явились в истории изобразительного искусства первой картиной, отразившей поэзию и красоту труда. Каждое из них является вершиной искусства и обладает совершенной художественной формой.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601-1658) — испанский писатель и теоретик литературы Барокко, иезуит. "Наука благоразумия" - Автор, в строгой последовательности, озаглавив каждый из своих афоризмов, пишет следующее: В нынешнее время личность достигла зрелости. Все достоинства нанизаны на два стержня — натуру и культуру. Для достижения успеха нужно «действовать скрытно» и неожиданно. В основе величия лежат «мудрость и доблесть». Разум и сила — глаза и руки личности. Для преуспеяния в жизни нужно поддерживать в окружающих нужду в себе и достигнуть зрелости путем работы над собой. Опасно и неразумно достигать «победы над вышестоящими», советовать им должно в форме напоминания. Кратчайший путь к доброй славе о себе заключается в умении владеть своими страстями и преодолении недостатков, присущих твоим соотечественникам. Если счастье непостоянно, то слава неизменна, и достичь её можно только школой знаний, общением с тем, у кого можно научиться, которые образуют своеобразную «академию благих и изысканных нравов». …. В последнем, 300-м афоризме, Грасиан пишет: «Добродетель — центр всех совершенств, средоточие всех радостей». «Ничего нет любезней добродетели, ничего отвратительней порока».

Контрреформация.Этот термин был употреблен в 1776 г. Пюттером (юристом из Геттингена): Он означает консервативную реакцию против протестантской Реформы, восстанавление церкви внутри нее самой различными способами. Это движение развертывалось в течение всей эпохи Возрождения и было названо "католической реформой".

Контрреформация, закрепленная в деятельности Тридентского собора, имела доктринальный характер, т.к. указывала на ошибки протестантизма и сформулировала положительную догму католичества. Контрреформация проявилась также в форме ограничительных и принудительных мер и перечне запрещенных книг.

Католическая Церковь насчитывает по настоящее время 21 собор, от Никейского в 325 году до II Ватиканского в 1962—1965. Между ними важен 19тый Тридентский собор, продолжавшийся с 1545 по 1563 год, тем, что занял ясную доктринальную позицию относительно тезисов протестантов и обновил устав Церкви: дал указания по поводу формирования и поведения священников.

(Вот)Фрагмент канона, который даст представление об духе Тридентского собора: ("Декрет Реформы", сессия XXII, 17 сентября 1562): "Нет ничего, что более настоятельно побуждало бы других к набожности и поклонению Богу, чем жизнь и пример тех, кто возложил на себя обязательства служения Богу. Видя их, возвышающихся над мирским и устремленных в мир более высокий, другие смотрят в них как в зеркало и извлекают пример, которому следует подражать. И абсолютно необходимо, поэтому, чтобы духовные лица, призванные связать с Богом свои судьбы, в своих привычках, манерах держаться, ходить, говорить не касались того, что не серьезно, не умеренно, и не полно религиозности". Эти наставления направлены против безнравственности клира конца Средневековья и эпохи Возрождения.

Также на Тридентском соборе Церковь вновь обретает полное сознание того, что быть Церковью — это значит быть "попечительницей о душе".

Новое появление схоластики пришлось на XV и начало XVI веков. Одним из её представителей был Томмазо де Вио (1468—1534), известный под именем кардинала Каэтано.

Каэтано был первым, кто ввел в качестве основного теологического текста не традиционные "Поучения" Петра Ломбардского, а "Сумму Теологии" св. Фомы, которая стала служить справочным пособием для доминиканцев и для иезуитов. В течение 17 века комментарии к Аристотелю были заменены на Философские курсы, составленные на основе томизма.

Еще более значительного расцвета "вторая схоластика" достигла в Испании, где споры гуманистов были религиозно окрашенны. Главным представителем второй схоластики был Франсиско Суарес (1548—1617). (Как идеолог контреформации выражал идеи права.)

Франсиско Суарес (5 янв. 1548, Гранада –25 сент. 1617, Лиссабон) – в юности вступил в орден иезуитов, известен достижениями в области гуманитарных наук, математики и естествознания. Став доктором богословия, преподавал в университетах Коимбры и Саламанки. Лекции Суареса пользовались огромной популярностью. Его сочинения составили 28 томов.

Их можно разделить на философские и богословские. К богословским трудам относятся: "О благодати", "Об ангелах", "Об Антихристе", "Комментарии к III части Суммы теологии св. Фомы Аквинского" и др. Это первый средневековый мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля. Выступал в защиту Фомы Аквинского и Дунса Скота, но, преклоняясь перед авторитетом Августина Блаженного, в деталях отступал от их учения. Главное его философское произв. — «Метафизические рассуждения» (1597) - комментарий к метафизике Ар. - повлияло и на католиков, и на протестантов. Суарес отрицал реальное различие между сущностью и существованием и считал, что сначала познается единичное и только затем общее.

В вопросах гос. и народного права примыкал к Фоме Аквинскому.

Вопросы права и власти рассмотрены в трактате Суареса «О законах». Есть два рода законов — закон естественный и закон положительный; вопрос об основах первого составляет главную проблему морали, вопрос об основах последнего — главную проблему политики [ср. идеи Абеляра]. Схоласты различали два рода естественных законов: закон указующий (lex indicativa) и закон предписывающий (praeceptiva); первый ограничивается разъяснением того, что хорошо и что дурно, второй повелевает делать или не делать то или иное. По мнению Суареса, в естественном законе находятся оба свойства: он и разъясняет, и повелевает. Эта позиция в свою очередь порождает следующий вопрос: На чём покоится естественный закон: на природе вещей или на божественном велении? Суарес не придерживается как чистого рационализма, так и чистого провиденциализма и поэтому принимает в качестве генетических моментов естественного закона как человеческий разум, так и божественную волю.

На этой основе строится учение Суареса о власти. Так как обществоестественное состояние человека, то тем самым оно учреждение божественное; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, то и правительство — институт божественный. Божественность верховной власти — результат её естественного происхождения; и слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» надо понимать именно в этом смысле, а не в том, что власть непосредственно происходит от Бога. Однако она не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда.

Философский смысл механики Галилея. - student2.ru Не отрицая ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх — не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен — народ — вступает в свои права. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства.

Начало XVII в. было эпохой политико-религиозного кризиса, когда оппозиция против абсолютизма, более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Зап. Европе. Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы, мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов, одним из представителей которого был Суарес, имело сторонников как в среде католических, так и в среде протестантских публицистов. Оно не оставалось только книжным, а проводилось в жизнь, деятельно пропагандируемое иезуитами. Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

Суареса называют последним из схоластов. "Метафизические рассуждения" 90-х годов XVI века - это период, когда выходила из моды старая схоластическая философия, представлявшая собой толкование трудов Аристотеля, Августина и арабских философов. Новая эпоха - эпоха Возрождения и Реформации - предъявляла новые требования к тем философам, которые, подобно Суаресу и Молине, хотели остаться верными основным положениям традиционного аристотелизма и томизма. Поэтому "Метафизические рассуждения" написано в иной манере, нежели средневековые схоластические трактаты. Суарес построил метафизику как единую систему на простых и ясных основаниях. От Аристотеля Суарес унаследовал понятийный аппарат, а от средневековых схоластов - Фомы Аквинского и Дунса Скота - методы, позволяющие решать богословские проблемы, основываясь на перипатетической? метафизике.

"Метафизические рассуждения" разделены на две части. Каждое рассуждение посвящено определенной теме (отдельным понятиям, классификации понятий) и разбито на разделы.

Наши рекомендации