Тринитарные и христологические споры. Основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство). Принцип отторжения ересей. Халкидонское вероопределение (451 г.).
Вселенские соборы – нач. с IV в. съезды епископата, представлявшего все поместные церкви, где решались ключевые догматические, политические и судебно-правовые вопросы жизни Церкви. Среди признаваемых основными христианским конфессиями соборов – первые семь, имевшие место до начала реального разделения Западной и Восточной церквей.
На Никейском вселенском Соборе (325 г.) под председательством Константина приняты основные догматы вероучения, Символ веры и Троица как единство трех лиц. Отвегнуто арианство (Арий утверждал, что Бог-Сын не единосущен Отцу). Евномиане или аномеи (а-номоис: Сын не подобен Отцу: отказывались считать Христа Богом). Определено время празднования Пасхи.
После принятия Никейского Символа веры многие тезисы патристики были осуждены (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении (апокатастасис), предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси — Бога-Отца — в структуре Троицы; отрицание Татианом двойственной природы Христа (в "Диатессороне" была опущена земная биография Христа и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм — учение об иллюзорности телесности Иисуса).
II Константинопольский собор (381 г.) завершил дискуссию о едино- и подобосущности и принял основы учения о Троице. Под давлением имп. Феодосия окончательно утвержден догмат о единосущности Бога-Отца и Сына. Осуждены ереси: антитринитарии (против Троицы), апполинариане (тело и душа Христа — человеческие, а дух — Логос Божий, не следует приписывать ему чел. свободы и измечивости, это вносило б неуверенность в спасении).
III Ефесский собор (431 г.) против несторианства (полное обособление в Христе двух природ: божественной и человеческой), принята формулировка: "неслиянно-нераздельно".
IV Халкидонский собор (451 г.) — обоснование догмата искупления и боговоплощения. Против монофизитства (против того,что1 природа: в Христе чел. естество поглощено божественным).
Константинопольский (V Вселенский) собор (553 г.) осудил оригенистские сочинения (всеобщность спасения и вечность души).
Константинопольский (VI Вселенский) собор (680-681 г.) отверг монофелитство: две природы, но одна воля — поддержано имп. Ираклием, и закреплено патриархом Сергием в 633 г., стремившимся к церк. единству, чтобы восоединить отколовшихся монофизитов Египта, Сирии и Армении.
Вопрос, как изображать Христа? в чел. облике или как агнца, подчерк. смирение и величие жертвы. 4 в. — Евсевий: иконы - идолопоклонство, несториане и монофизиты также были против икон. VII Никейский собор (787 г.) — отверг иконоборчество, признав необходимость изображения свящ. лиц и событий.
Арийв своем учении исходил из трансцендентной сущности Бога, что делает неприменимым к Нему процессы эманации – т.е. излияния, истечения из Его мира в мир сотворенных вещей, деления на природы, ипостаси, рождения совечных Ему сущих. Логос-Слово, Логос-Сын, по Арию, имел начало своего бытия в Боге. Если мы не принимаем это начало, распадается единство Бога и появляется двуначалие в мире. Далее, Логос происходит не из существа Отца, но создается из ничего по Его воле, поскольку, выделение части из существа Бога привело бы к распаду единства. Логос хотя и рожден до мира, но не обладает свойством вечности.
«Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, между Логосом и творениями – только относительное». Согласно Арию, Сын если и может считаться равным Отцу, то лишь по благодати и благоволению Отца; по природе Своей Сын обладает подобной Отцу сущностью, он подобосущен. То же касается и Св. Духа, также не существовавшего извечно, но сотворенного, только уже не Отцом, а Сыном.
Будучи пресвитером в Александрии, Арий открыто выступает против александрийского епископа Александра (ум. 326); после осуждения последним в 318 г. своего учения Арий находит поддержку в Антиохи у сторонников Лукиана.
Александр опирается на учение Оригена, но делает акцент на единосущности первого и второго Лиц. Он указывает на «безначальное» рождение Сына от Отца, замечая, что представить себе отсутствие некогда Логоса-Слова, значит признать, будто Бог некогда был неразумным.
На Никейском соборе Арию активно противостоял сподвижник Александра диакон Афанасий (Афанасий Великий, 295-373), впоследствии также александрийский епископ, который не только возглавлял эту борьбу после смерти Александра, но и теоретически обосновал никейское понимание Символа веры. Бог есть высшее сущее, трансцендентное сотворенному миру. Сын же всецело принадлежит сущности Отца, Он субстанциально тождественен Отцу и потому не может находиться по «эту» сторону тварного мира. Логос как ипостась Бога не «снижает» Его существо, поскольку цель Его физического вочеловечения – в нравственном обновлении человека и его возведении к Богу.
Афанасий стал первым христианским мыслителем, который соединил тождество Логоса как принципа творения и устройства мира и Христа как принципа искупления.
Нетрудно заметить, что два толкования тринитарного и христологического вопросов не только разнятся по своим метафизическим основам, но и различаются по степени философской сложности. Арианская модель более проста в своей иерархичности и притягательна для христианина IV в., в период становления христианства как массовой государственной религии. Модель Александра-Афанасия более сложна для восприятия, выходя за рамки рациональных возможностей, она требует безоговорочной веры.
Продолжение великих богословских споров связано с именем Нестория (ок. 381 – ок. 451). Он выступал с неортодоксальными положениями относительно природы Пресвятой Девы Марии, отказав ей в имени Богородицы, поскольку земная женщина не могла родить Бога, но только человека. По мнению Нестория, несмотря на то что именно в рожденном Марией Иисусе Слово Божие соединилось с человеческой природой, Иисус лишь стал – благодаря посредничеству Св. Духа – Христом, помазанником Бога. Архиепископ был обвинен в приверженности ереси Павла Самосатского. Этому способствовало выступление св. Кирилла (376-444), который возглавил александрийскую церковь после Афанасия Великого и его преемника Феофила. Епископ Кирилл выступил против Нестория со специальным сочинением о догмате воплощения. Отказавшийся принять выдвинутые обвинения Несторий был осужден III -м Эфесским собором (431), сослан в монастырь в Антиохии, а последние годы жизни провел в Египте.
Развитие христологической тематики происходило также и в спорах вокруг так называемой монофизитской ереси. Монофизитство оформилось в 30-е гг. благодаря архимандриту Евтихию (ок. 378-454), настоятелю одного из константинопольских монастырей, как противоположных несторианству установок и опиравшееся на формулу Кирилла Александрийского о наличии во Христе единой воплощенной природе Бога-Слова.
Согласно Евтихию, во Христе была заключена лишь одна природа – божественная. Поскольку представить себе смешение человеческой и божественной природ невозможно, рожденный из двух природ Иисус мог пребывать лишь в одной из них. В момент воплощения Бога в теле Иисуса человеческая природа последнего растворилась в божественной, перестав быть реальной и сохранив лишь внешний характер. Следствием такой трактовки стал тезис о непосредственном и исключительном страдании Бога за людей, что, с одной стороны, сводило на нет человеческий подвиг ради искупления, с другой, поднимало статус этого искупления.
Учение монофизитов, распространившееся преимущественно в ближневосточных провинциях, подверглось осуждению на VI Халкидонском соборе (451). Несмотря на это, популярность этого учения возрастала; к концу V в. епископы-монофизиты заняли патриаршие престолы в Александрии, Антиохии, Иерусалиме, в VI в. их учение распространилось в Аравии, и даже один из римских первосвященников, папа Виргилий, был монофизитом. Решение Халкидонского собора не было принято в Армении. Кроме того, споры породили ряд обособившихся церковных направлений, которые классифицируются официальной религией как еретические, появились и новые ответвления монофизитства (моноэнергизм, монофелитство), в дискуссиях с которыми развивалась поздняя патристика.