Этика долга И. Канта. Понятие «нравственного сообщества».
2.Философские проблемы экономики.
Заслугой И.Канта (1724-1804) является создание теории морали, определение ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными явлениями. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие — долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?
Для ответа на этот вопрос Кант воспользовался своей философской конструкцией, согласно которой бытие разделяется на два слоя: «вещи-для-нас» и «вещи-в-себе».
I. Человек как «вещь-для-нас», т.е. в сфере явлений, выглядит, как обыденное существо, стремящееся к счастью. При этом он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К легальным относятся:
• правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием;
• целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе;
• приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению.
Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.
II. Человек как «вещь-в-себе», т.е. в сущности своей, свободен для совершения собственно моральных поступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью.
В этом слое своего бытия человек способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.
Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей для нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.
Моральный закон, согласно Канту, имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Нравственное поведение человека не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (а это по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из религии. Зато сама религия вытекает из морали, ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог). Таково моральное доказательство бытия Бога, выдвинутое И.Кантом
2.Экономическое сознание общества и индивида. Проблемы современного экономического российского сознания. Этика деловых отношений.
Экономическая сфера общества — система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Товар — элемент материального богатства, в котором воплощены трудовые усилия человека. Услуги — виды труда, способности и умения одних людей создавать комфорт, оказывать помощь другим. В современном обществе сфера услуг развивается быстрее, чем производство товаров. До 70% трудоспособного населения в развитых странах занято именно в сфере услуг.
В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:
§ производительные силы, или экономические факторы производства;
§ производственные отношения, основа которых — отношения собственности.
Главной производительной силой является человек. Человек — источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделяют два типа экономических усилий человека: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука, ее технологический и человеческий аспекты оказываются включенными в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда —- то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда — орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда.
Отношения собственности — отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, отношения собственности — это правовые отношения. Подобное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон, считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс утверждал, что собственность есть эксплуатация.
Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владения, пользования и распоряжения могут не совпадать в одном лице. Владельцем
вещи может быть один человек, пользователем — другой, распорядителем — третий.
Собственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве, контроль за их выполнением берет на себя государство.
Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма собственности. Коллективная собственность предполагает совместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый какой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо принадлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной. Личная собственность может превращаться в частную, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллективной, более эффективна. Она является мощным стимулом к труду, способствует развитию инициативы человека и увеличению его экономической свободы.
Государственная собственность предполагает, что владельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользование, распоряжение и владение осуществляются группой лиц — государственной бюрократической верхушкой. Известны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной: акционерная, корпоративная и др.
Важным элементом экономической сферы является рынок. Рынок — объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и потребителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка ■—-регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос — совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает предложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает предложение.
Рынок способствует развитию конкуренции между производителями товаров и услуг. Конкуренция, в свою очередь, ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономическую систему от слабых и несостоятельных участников.
Несмотря на то, что экономическая сфера общества — это, прежде всего, сфера производства и распределения материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его'действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек является главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических материальных отношений.
Экономическая сфера общества напрямую связана с политической и правовой. Отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство — центральный элемент политической системы оказывает более или менее глубокое влияние на экономические процессы. Можно говорить, что не только экономика порождает политику и право, но и они, в свою очередь, оказывают влияние на экономическую сферу, В этой связи одним из важнейших является вопрос о степени влияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А. Смитом в XVIII в., предполагает полное невмешательство государства в экономическую сферу. Современные экономические концепции не столь категоричны в этом вопросе.
Несомненно, государство вмешивается в рынок через контроль над правовыми институтами. Государство должно контролировать количество денежной массы, поддерживать ту часть населения, которая не может полноценно участвовать в конкуренции (дети, старики, больные), обеспечивать минимальный уровень заработной платы, финансировать фундаментальные научные исследования, в случае необходимости предпринимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательство государства в экономику имеет пределы, нарушение которых блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.
Более опосредованной оказывается связь экономической и духовной сфер общества. Однако свидетельством того, что подобная связь существует, может быть следующий факт. В странах, где доминирующей религией является протестантизм, утвердилась наиболее эффективная экономическая система. Напротив, страны, где принято православие, оказываются наименее экономически развитыми. В протестантском мировоззрении профессиональный успех является косвенным свидетельством богоизбранности человека, его предопределенности к спасению. Грехом является отсутствие работы, если она возможна. В православном мировоззрении, напротив, работа есть наказание за грехи, и труд иначе, как тяжким, не называется. Само желание заработать рассматривается как грех. Конечно, о прямом влиянии религии на экономику говорить, пожалуй, не следует, однако религиозные воззрения могут опосредованным образом стимулировать или, напротив, тормозить развитие экономической сферы.
В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Таким образом, экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики. Теоретическое сознание представлено экономической наукой. Обыденное экономическое сознание складывается на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных экономических знаний и социально-психологических установок. Специфика экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы. Экономическое сознание личности формируется на основе жизненных переживаний, накопленного опыта и преодоления трудностей.
Этика деловых отношений является моральной категорией, охватывающей различные формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного перечня правил поведения и общения. Этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета, который в целом можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.
этика деловых отношений.
Этика деловых отношений с партнерами:
- Соблюдение обязательств;
- Недопущения манипулирования инвестициями;
- Учета интересов партнеров при разделе прибыли.
Этика деловых отношений с конкурентами:
- Предотвращения тайных соглашений на рынках;
- Использование социально приемлемых приоритетов и критериев для оценки конкурентных стратегий;
- Выход из сомнительных рынков при возникновении значительных этических проблем.
Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно организовать процесс управления. особенно важно изучать все составляющие делового этикета в бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует большое количество национальных и культурных поправок, весьма значительных в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, связанных со слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь - такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикета (благо в настоящее время превалирует бизнес-этикет, рожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона).
Причины неэтичного поведения:
- Недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы;
- Значительный объем "теневой" экономики;
- Конкурентная борьба, что отодвигает на дальний план этические соображения;
- Растущее стремление отчитываться об уровне доходности за все более короткие периоды, т.е. в каждом квартальном отчете;
- Отсутствие должного стимулирования этического поведения руководителей;
- Общее снижение роли этики в обществе;
- Определенное давление на рядовых работников со стороны организации с целью поиска компромиссов между их ценностями высшего руководства;
- Низкие моральные качества членов общества.
Эффективное, результативное управление невозможно обеспечить без этики, ради успехов самого предприятия важно относиться к другим с уважением, ценить других людей и учитывать, что происходит внутри и вокруг предприятия. Каждая организация является частью общества (обществ) и более крупного среды, игнорирование общества и среды может привести к ситуации, при которой предприятие больше не сможет продолжать свою деятельность. Общество и среда могут существовать и без какого-либо конкретного предприятия, но предприятие без окружающей его среды и общества не выживет.
Люди создают организации, и организация создается, в первую очередь, именно для людей. Все изделия и услуги, которые производятся и предлагаются, создаются именно для людей и для удовлетворения их потребностей. Люди формируют организации, общества и страны, поэтому нельзя забывать о человеке, его нуждах и желаниях.
Билет №26
1.Философия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо, Вольтер. Энциклопедисты.
XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.
Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.
Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.
Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.
Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.
Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).
Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:
— материалистическая мировоззренческая ориентация;
— идеалистическая мировоззренческая ориентация;
— атеистические взгляды;
— деистические взгляды.
В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:
— деистским материализмомВольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;
— теоретическими основами деизмана базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер(1694–1778), который вошел в историю философии как:
— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;
— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.
На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо(1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
Шарль Луи Монтескье(1689–1755):
— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;
— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.
2.Взаимодействие цивилизаций и проблемы глобализации. Роль России в диалоге культур и цивилизаций.
Тойнби глубоко и обстоятельно исследует проблему взаимодействия цивилизаций. С его точки зрения, между цивилизационными системами никогда не было гармонии и равноправного сотрудничества. Вся история человеческого рода, считает он, была историей борьбы цивилизаций, где каждый раз побеждала цивилизация, находящаяся на более высоком уровне технического развития. Особенно ярко это конфронтационное взаимодействие цивилизационных миров проявляется сегодня, где миру Запада противостоит мир Востока. Тойнби убежден, что если человечеству даже удастся избежать военных столкновений мирового масштаба между державами, тем не менее это не значит, что будут ликвидированы цивилизационные противоречия. Он считает, что третье тысячелетие будет временем глобальных межцивилизационных конфликтов, от которых может уберечь только быстрый процесс образования мировой цивилизационной системы, который сейчас совершается исключительно медленными темпами.
Взаимодействие цивилизаций
С момента возникновения локальных цивилизаций свыше 5 тысячелетий назад важнейшим направлением мировой истории является взаимодействие цивилизаций, осуществляемое в различных формах - от противостояния и военных столкновений до диалога, сотрудничества и партнерства. Взаимодействие цивилизаций становится осевой проблемой XXI века. ООН провозгласила 2001г. Годом диалога между цивилизациями. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями».
Программа взаимодействия цивилизации стала предметом обсуждения X Междисцплинарной дискуссии «Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение партнерство?» (Кострома, май 1998), IV Международной Кондратьевской конференции (Москва, май, 2004) «Диалог и взаимодействие Востока и Запада: альтернативы на XXI век», международной научной конференции «Санкт-Петербург в диалоге цивилизаций и культур» (Санкт-Петербург, сентябрь 2003).
В монографии Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (Т. 1, гл.4) излагаются теоретические основы, формы и механизмы диалога и взаимодействия цивилизаций.
Мир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта и богатство взаимодействий — от противостояния и конфликтов до сотрудничества и партнерства. Одно из центральных мест в системе взаимодействий занимает диалог цивилизаций — сравнительно новая геополитическая категория, получившая признание и широкое распространение с конца ХХ столетия. Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 г. Годом диалога между цивилизациями под эгидой ООН. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан поручил группе ученых и политических деятелей из 17 стран подготовить доклад по этой проблеме. 7—8 ноября 2001 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН доклад был обсужден и принята резолюция «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». Этот документ определил основные цели, принципы и программу действий по проблеме на десятилетия вперед.
Что же понимается под диалогом цивилизаций?
Само по себе понятие диалога (от греческого dialogos — разговор, беседа) не ново.
Диалог означает общение между людьми с целью достижения взаимопонимания. Это не просто разговор, вербальное общение между людьми; разговор может представлять собой и высказывание враждебных взглядов, оскорблений. Диалог же есть обмен мыслями и опытом, направленный на взаимопонимание, искренне заинтересованное выяснение различий во взглядах, обычаях, образе жизни и нахождение общих подходов. Диалог предполагает равноправие, взаимное уважение его участников. Его целью является не просто пополнение знаний или навязывание своих взглядов собеседнику, а поиск общих подходов к решению существующих и вновь возникающих проблем и противоречий; диалог носит конструктивный характер.
Указанные выше характеристики диалога касаются общения между людьми, двумя или более личностями, в том числе и между учеными, выражающими разные теоретические взгляды, позиции. Однако сказанное относится и к взаимоотношениям между большими социальными группами — общественно-политическими организациями, социальными слоями, государствами, нациями, культурами, цивилизациями.
Говоря о диалоге цивилизаций, имеют в виду прежде всего обмен идеями и опытом между представителями локальных цивилизаций — как одного, так и нескольких существующих одновременно поколений; в широком смысле — и между выразителями интересов сменяющих друг друга мировых цивилизаций. Такими выразителями могут быть ученые, политические деятели, мастера культуры, представители общественных организаций, а также туристы и прочие граждане, представляющие разные цивилизации.
В упомянутой выше резолюции ООН намечен широкий круг участников диалога:
«Диалог между цивилизациями будет глобальным по своему кругу участников и будет открытым для всех, включая:
· представителей всех цивилизаций;
· теологов, мыслителей, интеллектуалов, ученых, работников искусства, культуры и средств массовой информации, молодежи, которые играют важную роль в инициировании и продолжении диалога между цивилизациями;
· членов гражданского общества и представителей неправительственных организаций в качестве партнеров, содействующих диалогу между цивилизациями».
Следовательно, речь идет не об узком круге чиновников международных организаций и государственного аппарата стран, входящих в ту или иную цивилизацию, а о самом широком, массовом движении, меняющем сознание миллионов, устраняющем враждебность и недопонимание между народами и цивилизациями.
Это движение, выражающее результаты развития культуры мира и толерантности, является важнейшим инструментом, подрывающим корни вражды и столкновения цивилизаций, истоки международного терроризма.
В связи с этим важно понять место диалога в системе взаимодействия цивилизаций.
Мы выделяем следующие формы взаимодействия цивилизаций:
· столкновение цивилизаций — вооруженный конфликт на разных уровнях, от мировой до региональной войны. Оно может завершиться либо установлением нового равновесия между воюющими государствами, либо покорением или уничтожением потерпевшей поражение цивилизации, уходом ее с исторической арены, с включением ее остатков в состав цивилизации-победителя (как это случилось, например, с включением персидской цивилизации в состав мусульманской или гибелью древнеамериканских культур);
· противостояние, противоборство цивилизаций в геоцивилизационном пространстве, которое может длиться столетиями, иной раз перерастая в конфликты;
· диалог между цивилизациями в различных аспектах, постепенно расширяющий взаимопонимание между ними, содействующий ослаблению враждебности, повышению толерантности, готовности к сотрудничеству. Примером может служить взаимоотношение между евразийской и японской цивилизациями после Второй мировой войны;
· сотрудничество цивилизаций в решении общих проблем на взаимовыгодной основе: при военных конфликтах (например, между евразийской, североамериканской цивилизациями и частью западноевропейских стран во время Второй мировой войны), в решении общих стратегических задач (например, нераспространения ядерного оружия), при экологических катастрофах и т. п. Полем такого сотрудничества служат ООН и другие международные организации;
· партнерство — высшая форма сотрудничества цивилизаций на долгосрочной, устойчивой, взаимовыгодной основе при наличии широкой сферы общих интересов, что не исключает их расхождения в некоторых вопросах.
Какова роль диалога между цивилизациями в отношении остальных форм их взаимодействия?
Диалог ослабляет социокультурные основы столкновения цивилизаций в любом проявлении — от войн до международного терроризма. Он помогает лучше понять сущность другой цивилизации, общность интересов и базовых ценностей всех локальных цивилизаций в рамках глобальной, способствует развитию культуры мира, противостоящей культу войны. Развитие диалога цивилизаций с 80_х годов способствовало прекращению холодной войны, отдалению угрозы. В настоящее время диалог цивилизаций является важнейшим инструментом предотвращения столкновений между ними, разрастающейся эпидемии терроризма.
Диалог помогает преодолеть противостояние цивилизаций, возникающее на почве различия систем ценностей, непонимания значимости любой культуры и цивилизации, их многообразия, формирующего разноцветную палитру глобальной цивилизации и увеличивающего ее жизненную силу, способность адаптироваться к радикальным переменам как во внешней среде, так и во внутреннем строении каждой цивилизации, сочетая наследственность и изменчивость. Диалог противостоит представлениям об универсальности той или иной цивилизации, стремлениям некоторых политических и общественных деятелей навязать ее ценности всему миру, игнорируя и подавляя особенности прочих цивилизаций (что было свойственно западноевропейской цивилизации в период ее доминирования, а в наши дни характерно для североамериканской).
Диалог цивилизаций является необходимой предпосылкой сотрудничества между ними, решения нарастающего вала глобальных проблем, справиться с которыми в одиночку не способна ни одна, даже самая мощная, локальная цивилизация и которые требуют объединения усилий всего человечества. Необходимость этого доказывается в разработанной Международным институтом Питирима Сорокина — Николая Кондратьева к IV Международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век» (Москва, май 2001 г.) Концепции становления многополярного мира на началах диалога и партнерства цивилизаций.
На основе диалога строится высшая форма взаимодействия цивилизаций — их партнерство в решении глобальных проблем. Партнерство предполагает более глубокую степень взаимопонимания и доверия цивилизаций, устойчивость широкой сферы взаимосвязей, объединение потенциалов, создание общих институтов, необходимых для решения глобальной проблемы, что, однако, не означает поглощения одной цивилизации другой, стирания различий между ними. Устойчивое развитие глобальной цивилизации как единой системы, где уровень разбалансировки, поляризации локальных цивилизаций достиг критической величины, может быть достигнуто лишь на основе диалога и партнерства цивилизаций, создания общего экономического и международно-правового механизма. Последний должен предусматривать, в частности, функционирование трех глобальных фондов — экологического, технологического и социокультурного, — создаваемых за счет отчислений от сверхприбылей, получаемых транснациональными компаниями и государствами, — мировой природной ренты, экологичес кой антиренты, технологической и финансовой квазиренты. Развитие партнерства цивилизаций в глобальном или региональном масштабе потребует формирования общих институтов. Об этом свидетельствует опыт такого цивилизационного объединения, как Европейский союз. Большинство жителей стран, столетиями отстаивавших свой суверенитет и независимость перед угрозой потерять свою социокультурную идентичность, экономическую и государственную самостоятельность, не воспринимают подобные шаги положительно.
Если рассматривать главную тенденцию развития взаимодействия цивилизаций в наши дни, можно сделать вывод: общей тенденцией взаимодействия цивилизаций в XXI столетии будет переход от их противоборства к диалогу, сотрудничеству и партнерству. Однако этот процесс не развивается равномерно и прямолинейно. В переходные периоды — при смене исторических эпох, мировых цивилизаций, изменениях соотношения сил и мироустройства — неизбежно обострение противоречий, усиление угрозы столкновения цивилизаций. Именно такая ситуация наблюдается в первые десятилетия XXI в., при смене исторических суперциклов и мировых цивилизаций. Однако уже во второй половине наступившего столетия можно ожидать более отчетливого проявления главной тенденции движения — через диалог к сотрудничеству и партнерству цивилизаций. Таков исторический императив, ибо без этого невозможно не только глобальное устойчивое развитие, но и само выживание человечества.
Особенностью современного этапа исторического развития является усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Осознание этого ведет к выработке человечеством нового, взгляда на себя. Как несколько десятилетий назад писал Н. Бердяев, человеческий род перерождается в человечество. Процессы глобализации не отменяют этнического, языкового, культурного различия внутри единой цивилизации, как не отменяют они различия интересов, несовпадения темпов и форм развития народов. Но при этом многообразие становится скорее локальным, а глобализация — универсальным фактором.
Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное человечество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, что предполагает единство его дальнейшей судьбы. Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Эволюция информационных технологий трансформирует привычные способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. В свою очередь, это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социо-культурную целостность. Таким образом, глобализация напрямую соотносится с современным этапом развития, называемым технотронной эпохой.
Современная философия говорит о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. На данный момент можно констатировать, что человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.
Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого, их преодоление является принципиально важным для выживания человечества. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.
Разные исследователи выделяют от двух-трех до десятка глобальных проблем. Наиболее острыми признаются следующие:
§ экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико-биологическая проблемы;
§ политическая, конкретизирующаяся в угрозе мировой войны с применением оружия массового поражения;
§ проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;
§ проблема религиозных и этнических конфликтов и угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.
Суть экологической проблемы обнаруживается в углубляющемся противоречии между экономической деятельностью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени — ускоряющийся технический прогресс, который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Следствием технического прогресса является рост искусственной среды, создаваемой производственной деятельностью человека, — техносферы и разрушение естественной среды его обитания — биосферы. Несмотря на то, что человечество как биологический вид выработало достаточно широкий круг инструментов адаптации к внешней среде, тем не менее существуют пределы приспособления и для человека.
Обострение экологической проблемы грозит буквальным физическим вымиранием человеческому виду.
Взаимосвязь, взаимовлияние и даже взаимопорождение — важнейшая черта современных глобальных проблем. Так, главной причиной экологического кризиса называется технический про<