Факторы формирования личности и ее ценностынх ориентаций.
· В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении.Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей.
· Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга
· Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей.
· Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения.
· Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека.
Билет №18
1. Философские идеи в России в 1-ой половине 19 века. П. Чаадаев, западники и славянофилы.Идея особой судьбы и предназначения России появилась в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20 веков. Ее основоположниками в этот период являлись П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Бердяев.
Формирование собственно русской философии относится к середине 19 в., когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией, а с другой – наблюдается рост национально-патриотического самосознания. Импульсом стали «Философские письма». П.Я. Чаадаева (опубл. В 1836 г.), где с прозападных позиций острой критике была подвержена российская история (вневременность, отсутствие прогресса) и реальность (внешнее заимствование западных образцов при одновременной внутренней косности и самодовольствие).
Западники (радикальное направление – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, умеренное – Т.н. Грановский. П.В. Анненков, либеральное – В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Е. Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и образования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты.
Славянофилы («старшие» - И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, «младшие» - И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, П. В. Киреевский и др., «поздние» - Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов) критиковали Запад на узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных связей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую, они считали, что Россия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности (общинности, нравственности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – один из наиболее ярких русских мыслителей. Им были сформулированы проблемы философии человека, социальной истории, оказавших впоследствии влияние, как на западников, так и славянофилов. Он впервые связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое имеет иерархическую структуру. На вершине этой иерархической лестницы расположен Бог. Ступенью его эманации является всеобщее сознание. Следующая ступень – индивидуальное сознание. Низшим уровнем является природа как феномен человеческого восприятия и деятельности.
2. Экономическое сознание общества и индивида. Философия денег. Проблемы современного экономического российского сознания.
Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия "экономическое сознание". В зарубежной психологии принято использовать термины "экономическое мышление" и "экономическое поведение". В отечественной социологии и психологии экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека.
Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.
В целом экономическое сознание является производным компонентом категории "социализация", так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней среды.
Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Формируется экономическое сознание под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений.
Философия денег — философский анализ системного влияния логики денег, денежных отношений на мировозренческо-духовный мир человека и общества.
Целостная картина денег может быть создана на основе их анализа не только как средств обращения, но и как цели. В качестве средств обращения деньги содействовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию государственных и межгосударственных хозяйственных связей. Как цель деньги имели огромное влияние на развитие человека, отношение к работе. То есть деньги актуализировали не только изменения в мире вещей, и в мире людей, во внутреннем мире человека, ее интересов, идеалов и стремлений, моральных критериев. Они существенно изменили систему человеческих ценностей. Благодаря этому деньги вышли за пределы своих естественных (традиционных) функций как эквивалента товара и услуг, расширивши сферу своего функционирования.
вопреки широко распространенным стереотипным представлениям, среди россиян довольно мало тех, чье отношение к богатым окрашено завистью или презрением. С другой стороны, стабильной остается доля тех, кто выражает подозрительно-неприязненное отношение к ним, – примерно 1/5 населения. На основании этих данных можно заключить, что у наших соотечественников негативные чувства вызывает не сам факт наличия имущественного и социального расслоения общества в результате проводимых реформ, а те формы и методы, которые зачастую используются для обогащения.
Представление о предпринимателях за годы реформ изменилось куда более разительным образом.Прежде всего, облик российских предпринимателей стал гораздо менее однозначным: нет ни одной черты, которую отметили бы более половины населения. Тем не менее доминирующей чертой их облика для россиян продолжает оставаться энергичность, инициативность и находчивость. При этом следующими по значимости чертами их портрета в массовом сознании являются безразличие к государственным интересам, безжалостное, потребительское отношение к людям.
Иными словами, в общественном сознании портрет российского предпринимателя несколько приблизился к тому типу, который укладывается в рамки так называемой протестантской этики: они много работают, и не ради простой погони за длинным рублем; деньги же получают, прежде всего, в результате своей энергии и организаторских способностей. Правда, при этом окружающие являются для них лишь средством реализации собственных интересов, а используемые методы не всегда отличаются чистоплотностью.
Билет №19
1.Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 века. В. Соловьев, Н. Бердяев и др.
В истории русской мысли Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – одна из самых замечательных фигур. Это замечательный мыслитель, чьи оригинальные философские идеи стали важным и неотъемлемым элементом русской и мировой интеллектуальной традиции. К тому же роль философа в отечественной культуре столь существенна, что, не имея достаточно полного представления о масштабах личности В. Соловьева и его творческом наследии, трудно рассчитывать на действительно реалистическое понимание очень и очень многого в нашем, в общем-то недавнем историческом прошлом.
Единство всего – эта формула в религиозной онтологии Соловьева обозначает, прежде всего, связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Бог есть все – тезис по мнению Соловьева, окончательно «устраняющий дуализм». Философ связывал представления христианства с определенной философской традицией построения онтологии на основе некоторого единого принципа. Такая позиция не раз давала повод для упреков в пантеизме. Сам мыслитель в статье «Понятие о боге», отрицая правомерность подобного рода упреков, говорил о влиянии, оказанном учением Спинозы о единой субстанции на формирование своего мировоззрения.
Многие ведущие представители русской религиозно-философской мысли 20-го столетия видели и ценили в метафизике «всеединства» В.Соловьева отнюдь не настроения философского пантеизма, а нечто совершенно противоположное: обоснование исключительного значения человеческого творчества, способного в своих высших проявлениях к подлинному религиозному преображению мира.
Если в онтологии Соловьева различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие, то в его гносеологии выделяются соответственно три основных вида познания: опытное, разумное и мистическое. В своих ранних работах философ утверждал, что мистицизм совершенно необходим для философии, ибо без «мистического знания» «она в последовательном эмпиризме и в последовательном рационализме одинаково приходит к абсурду».
Философское значение художественных творений Ф.М. Достоевского (1821–1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ В.С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, «предтечу нового религиозного искусства». В 20 столетии проблема метафизического содержания его сочинений – это особая и очень важная тема русской философской мысли. О Достоевском как гениальном художнике-метафизике писали В. Иванов, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Л. Шестов и др. Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в «философа», создателя философских учений, систем и т.п.
Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - <познание смысла бытия через субъекта>, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего не техническое переустройство , а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением <Русской идеи>, взгляды на которую у него во многом совпадали со взглядами Соловьева.
2. Социальная философия: предмет и функции. Общество как развивающаяся система. Проблемы современного российского общества.
Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории (начиная, как минимум с Ю. Хабермаса)) понимается не как раздел философии, регионом, областью исследования которой является общество и «социальное», но полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.[1]
Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.
В своих геополитических интересах наши противники ставят перед собой цель — дальнейшее ослабление России в мировом сообществе. Ими стимулируется сепаратизм в национальных республиках, насаждаются несвойственные нашему менталитету морально-нравственные ценности, разжигается межэтническая и межконфессиональная вражда. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации, возникли деформации её культурного и информационного пространства.
Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.
Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.
Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.
Современная система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие.
Билет №20
1. Русский космизм. В. Вернадский, Н. Федоров, К. Циолковский и др.
В 20 веке возникло такое явление как Русский космизм.
Космизм - учение о необходимости выхода человека за пределы Земли.
Космизм делится на естественнонаучный и религиозный.
К естественнонаучному Космизму принадлежали такие философы-естествоиспытатели как Чижевский, Вернадский, Циолковский, Купревич.
Циолковскому принадлежит теория: человеку необходимо выйти в космос; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели.
Вернадский - создатель теории ноосферы. На определенном уровне развитие достигает такой стадии, что способно оказывать разрушительное влияние на окружающий мир, природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение - в гармонизации отношений человека с природой. Человек исчерпывает земные ресурсы - надо использовать ресурсы космоса.
Купревич. Разрабатывает проблему бессмертия. Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне. Купревич считает, что смерть - это результат сбоя в генетическом механизме. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне. Был уверен, что жизнь можно продлить. Ввел понятие «биотехнологии».
К религиозному направлению космизма принадлежат Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами.
Идеи, которые разрабатывал Соловьев:
1. Идея всеединства человечества.
2. Идея софийности.
3. Идея обожествления мира. Богочеловечество. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира.
2. Общество и его структура. Исторические формы общности людей.
Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек - его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.
В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура.
СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы. КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Билет №21
21.1. Современная западная философия : позитивизм и его формы, структурализм, прагматизм.
С середины 19 века начинается новый этап развития философской мысли, который включает в себя как неоклассические, так и постклассические направления. Главная особенность неклассического философствования – так называемый антропологический поворот, т.е. осмысление всех философских проблем, прежде всего как проблем человеческого бытия. Нео- и постклассическое философствование отличается плюрализмом, предъявляет серьезные претензии к разуму, акцентирует интерес к человеку в мире.
Позитивизм.
Основоположник Конт считал, что философия должна основываться на научном (позитивном) знании, т.е. философское знание должно быть точным и достоверным. Философия должна изучать факты, использовать научный метод. Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.
Неопозитивизм Философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Принципы:
- верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта), -принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.), -принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).
Постпозитивизм рассматривает проблемы развития науки. Представители считают, что наука развивается не линейно, а скачкообразно. изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей.
Структурализм — (К.Леви-Строс, Р.Барт, М.Фуко, Ж.Лакан и др.) направление в философии и конкретно-научных исследованиях. Структурный метод познания широко используется в языкознании, литературоведении, истории, этнографии, других областях социокультуры с применением моделирования, формализации, математики. В качестве объекта познания выступают различные знаковые системы культуры: мифология, религия, искусство, наука, язык, ритуалы, мода, реклама и т.д. Главная цель научного исследования состоит в выявлении относительно устойчивой структуры, в которой проявляются общие закономерности развития рассматриваемой структуры и ее элементов.
Прагматизм. В основе философии прагматизма лежит деятельность, действие, практика человека. Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека — своя философия, а сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. Философские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество. Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи)
22.2. Духовная жизнь общества, ее структура. Роль ценностей в развитии общества. В широком смысле духовная жизнь общества – это подсистема, содержание которой представляет собой процесс производства, распространения и проявления в практической жизни людей содержания общественного сознания в виде чувств, переживания знаний, свойственных определенному времени. В узком смысле – отражение материальной жизни в сознании людей в виде идеальных образований и обратного воздействия идеальных образований на материальную жизнь. В процессе такой жизни продуцируются и реализуются ценности духовной культуры, которые формируются в ходе деятельности, направленной на их создание и усвоение. Представления о ценностях образуются в сознании людей и функционируют в виде понятий, суждений и умозаключений.
Структура духовной жизни аналогична структуре материальной: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, духовные ценности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности порождает особый род общественных отношений: эстетических, религиозных, нравственных и т.д.
Духовная потребность - это нужда человека и общества в создании духовных ценностей.
Духовная потребность - это нужда человека и общества в создании духовных ценностей.
Духовное производство - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство осуществляется специализированными группами людей, профессионально занятыми умственным трудом.
Анализ ценностного содержания общественного сознания предоставляет возможность для уяснения природы его кризисных состояний, источниками которых выступают противоречия в системе социальных норм и ценностей как носителей информации о порядке жизнеобеспечения людей, что дает ключ к пониманию истоков кризиса общества и цивилизации.
Билет №22