Вопрос 28-29: Специфика научного познания. Наука как объект философского познания.
Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
Наука– это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Понимается как:
-как система знаний
-как деятельность
-социально-организованный институт
Специфические признаки научного познания:
1. необходим подготовленный субъект познания и неизученный объект
2. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир
3. всегда опирается на определенные методы (важнейшие- гипотезы и теории)
4. цель-открытие объективных законов
5. ориентируется на будущее
6. научное знание предметно и объективно
7.запрет на плагиат
8.специальные приборы
Критерии научности: 1.непротиворечивость 2 доказательность 3Системность
4 Воспроизводимость.5 Проверяемость 6 Проблемность 7 Мобильность 8 Критичность
9 Практичность
Социальные функции науки:
1) культурно-мировоззренческие,
2 непосредственной производительной силы
3) социальной силы
Структура и динамика научного познания
Этапы:
1. XVII в. появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила
2. конец XIX – начало XX в.,профессионализация научной деятельности, соединение науки и образования, осознаение экономической эффективности науки, с внедрением научных знаний в производство.
3. середина 20 в.научно-производственные комплексы, дорогостоящее оборудование, гос финансирование научных проектов, новые формы коммуникации между учеными, проблема социальной ответственности ученого.
.В восточных культурах не сложилось как научно-теоретическое знание.
В Древней Греции - предпосылки для перехода к науке. Античная наука не открыла экспериментального метода
С этого времени наука утверждается в культуре в качестве ценности. . В ХIХ в технические науки. Дисциплинарная организация науки.
Средства исследования:
-материальные средства наблюдения и экспериментальные установки
– язык науки (определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности )
Вопрос 30: Понятие метода и методологии. Основные методы познания.
Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Бывают частнонаучные и общенаучные
Субъект научного познания- специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.
Знания:
-Научные
-вненаучные знания( обыденное, религиозное, мифологическое) ,относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности.
Уровни:
-Эмпирический (характерна факто фиксирующая деятельность)
-Теоретический (сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков)
Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации(О. Конт)
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
2)Метод моделирования и принцип системности.
3)Эксперимент и наблюдение.
Вопрос 31: Социальная философия. Ее сущность, структура, исторические типы, функции
Социальная философия – раздел философского знания, изучающий 1. наиболее общие законы общественного развития, 2. специфику движущих сил социального развития, 3. специфику исторического (или социального) познания, называется социальной философией.
Структура социальной философии:
1. философия хозяйства
2. власти
3. культуры
4. социальных структур
5. истории (наиболее значимая – изучает смысл и направленность исторического процесса). Функции истории: рефлексивная (рассматривает специфику исторического познания, законов социального развития, специфику языка); субстанциональная (изучает само общество как субстанцию этого мира, т.е. 1. историю социального развития, 2. движущие силы, 3. факторы, которые действуют на социальное развитие и т.д.)
Функции социальной философии (см. функции философии): мировоззренческая, методологическая, социально-критическая.