Ценности и их роль в жизни общества и человека. Типология ценностей.
Важнейшим разделом философии является аксиология, которая представляет собой теорию ценностей.
Ценность – это объективная значимость разнообразных явлений действительности, содержание которых определяется потребностями общественных групп. Ценность – это всегда социальная значимость, то есть затрагивающая интересы многих людей или всего человечества. Ценность всегда выражает позитивную значимость: каждая вещь может приносить человеку и пользу, и вред, но ценностью она выступает лишь с позитивной стороны. Из этого следует, что понятие ценности имеет функциональный характер.
Источником ценностей выступает практическая деятельность людей. В процессе преобразования мира, люди знакомятся с различными свойствами вещей, выделяют наиболее значимые из них. Ценности имеют исторический характер. В каждую историческую эпоху существуют свои ценности, которые могут сохраняться, вытесняться новыми, возможен также возврат к прежним ценностям.
Таким образом, различные вещи, явления действительности определяются как ценности в зависимости от того, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в совершенствовании личности.
При классификации ценностей в философии используются два подхода. В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, а во втором – субъект ценностного отношения.
По первому основанию выделяют ценности материальные и духовные. Такое разделение является чрезвычайно общим и условным. Поэтому оно уточняется путем выделения отдельных типов ценностей в зависимости от видов деятельности. Исходным моментом общественной жизни является практика, а необходимым условием ее осуществления – природные объекты. Они образуют природные ценности – воздух, вода, почва, леса. В условиях нарастания экологических проблем выделяются экологические ценности (чистый воздух и вода, девственный лес и т.п.).
К материальным ценностям относятся ценности экономического характера. Они включают в себя не только материальные блага, но и сам процесс труда, в результате которого они создаются. С экономическими ценностями связаны социальные: жизнь, здоровье, свобода, достоинство и другие. К ним примыкают ценности политические: избирательное право, свобода слова, совести, собраний и т.д. К собственно духовным ценностям относятся этические и эстетические. Особенность этических ценностей заключается в том, что они не имеют материального воплощения, а проявляются в нравах, обычаях, идеалах и т.д. Эстетические ценности содержат в себе два слоя:
1) первый слой образует чувственная реальность, природные качества предметов;
2) второй слой представляет собой результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта.
Особенностью духовных ценностей является то, что они существуют не только в предметной форме, но и как процесс деятельности, неотделимый от его результатов. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в процессе потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные. Их потребление не носит пассивного характера, потребляя их, человек духовно обогащается и совершенствуется.
По субъекту ценностного отношения выделяют ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.
Индивидуальные ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов.
Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, входящих в группу, они связаны с групповым интересом. Коренной интерес группы обычно заключается либо в сохранении своего положения, либо в его изменении. Из этого следует, что групповыми ценностями будут те, которые удовлетворяют этот интерес. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым.
Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие, взаимопонимание и т.п.