Общество и личность в условиях информатизации.
Актуальными проблемы:
- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков
- "информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ а не с людьми
- утомляемость людей при работе на компьютере и т. д.
Уже появился термин "киберболезнь", которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности. Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.
Возможности, предоставляемые информатизацией:
- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).
- учебная деятельность- Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит вить в информационном обществе.
- Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных задач.
Важными областями применения бытовых компьютеров:
- обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.).
- социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий отразилось, конечно, не только на науке и игре, но и на искусстве.
- досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).
74. Сущность и содержание нац-ой без-сти.
Актуальность данной проблемы опред-ся кардинальными изменениями, которые происходят как в РФ, так и во всем мире. Нестабильность жизни росс-кого общ-ва стягивает в тугой узел старые и новые проблемы, превращая обепеч-е нац. безопас-ти в одну из наиболее трудных и политически важных задач нашего времени.
Опасн-ть усугубляется еще и тем, что теор-ки эта проблема в РФ разраб-на недостаточно глубоко, нет единой концепции нац. безопас-ти как период выхода из соц.-политич-го кризиса, так и в последующее время.
Для выпускников ВИПС, офицеров органов и войск Фапси (ФПС,МВД) вопросы нац. безопас-ти состав-ют область их профес-ой деят-ти, поэтому ты балбес должен это знать, казел! мудак!!
В настоящий период вопросы безопас-ти РФ решаются на основе закона РФ о безопас-ти , принятого верх. советом РФ 5 марта 1992 г. В нем нет упомин-ния о нац. безопас-ти, но нет уже и термина "гос.безопас-ть", как было раньше.
Безопас-ть - сост-ие защищ-ти жизненоважных важных интересов личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы - сово-сть потреб-ть, удовлетворение кот-ых надежно обеспечивает сущ-ние и возможность прогрессивного развития личности, общества и гос-ва. (8.ст.1).
К основ-м объектам безопас-ти относ-ся "личность"- ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность;(8.ст.1).
Силы обеспечивающие безопасность РФ: ВС, федер.органы безопас-ти, орг.внутр.дел, внеш.разведки, органы обеспеч.безопас-ти органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий ч.п., формирование гражданской обороны, погран.войска, в.в, и т.д.,
Органом, осуществляющим подготовку решений по вопросам безопасности, является совет безопасности. Председателем его по должности явл-ся Президент РФ.
Национальная безопас-ть- как фил.-соц-я категория понимается в виде совокупностей связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, соц. группы, народа, общества, гос-ва, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное сущ-ние, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному устранению внутренних и внешних угроз их саморазвитию и прогрессу. (14, с.12)
Приоритеты безопас-ти страны опред-ся ее нац-ми интересами. Нац-е интересы- это объективно сущ-щие потребности народа, напрвленные на достижение и сохранение благоприятных условий для его стабильного сущ-ния и развития. (суверенитет страны, гос.террит-ная целостность, система военной обороны, конституционный строй и т.д).
Нац. интересы в свою очередь, трансфор-ся в осозноные народом нац. ценности. Нац. ценности - это фундаментальные аксиологические нормы, позволяющие людям сознательно осуществить выбор линиисвоего поведения в жизннено значимых ситуациях.
Нац. ценности России - это ценности евразийской державы, представляющей самостоятельную цивилизацию со своей самобытной культурой. ( патриотизм, гос. и терр-я целостность, матер-ое и духовное богатство народа, семья, свобода личности, коллективизм, добросовесный труд, соц. справидливость, равноправие народов, мнонгонациональная культура ).
В систему нац. безопас-ти страны в современ-х условиях входят следующ-е компоненты: внеш-яя безопас-ть, военная, внутреняя (защита конст. строя), эконом-я, соц-я, технолог-я, экологич-я, генетич-я, инфор-няя.
По всем перечисл-ым компанентам нац. безопас-ти РФ входит в третье тысяч-тие значительно ослаб-ой. В связи с изменением обществ-но-политич-го строя и послед-щим за ним кризисом во всех сферах жизни общества она потеряла свой статус сверхдержавы в мире, перешла в положение крупной державы, но со слабой, зависимой от западных стран экономикой, невысоким уровнем жизни населения и неустойчивым функционир-ем большенства соц-но - политических институтов.
С учетом возможного приближения НАТО к границам РФ, кот-рые теперь проходят по землям Псковской, Смоленской, Брянской областей, положение нашей страны с военной точки зрения стало стратегически менее безопасным.
72. Характер и особенности современных войн.
Значительно изменилось социально-политическое содержание войн. Со времен Октябрьской социалистической революции в России, мир развивался в биполярном направлении. Центры двух мировых систем СССР и США поделили мир на сферы своего влияния, противоречия между системами носили острый идеологический характер, а политические цели в борьбе были решительными и бескомпромиссными. Это привело к развязыванию второй мировой войны, беспрецедентной по своему размаху, жестокости, человеческим и материальным потерям.
Подверглось критике и деление войн на справедливые и несправедливые. Многие западные философы и социологи считают, что с учетом новых сущностных сторон войны, такой подход устарел. Однако и другой четкой классификации войн в плане социальной справедливости пока не предложено.
В современных условиях критерием справедливости, войн следует считать защиту общечеловеческих ценностей, суверенитета и целостности государств, свободы народов, сохранение цивилизации.
Войны между развитыми капиталистическими странами практически маловероятны, в них усилилась тенденция к формированию общего мирового правового пространства, координации своей экономической и внешней политики.
На первый план выдвигаются войны стран третьего мира, носящие национальный, религиозный, этнический, политико-экономический и другой характер. Очагами войн такого рода являются Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка.
По масштабному основанию различают войны мировые, коалиционные между двумя государствами, локальные и т.д. В последнее время широкое распространение получили военные конфликты между государствами или внутри государства на почве территориальных претензий, национальных и сепаратистских настроений части населения.
По военно-техническому признаку войны делятся в соответствии с применяемыми средствами и способами их ведения на ракетно-ядерные с применением обычных средств поражения, мобильные, стационарные и т.д. Возникнув как обычная, война может перерасти в ядерную.