Военно-этическая теория как специфич-я часть этики.
Этика исследует различные области морали. Та ее сторона, которая изучает и раскрывает специфику проявления морали в процессе подготовки воинов я действиям в бытовых условиях, называется военно-этической теорией. Воинская этика как бы конкретизирует обшие принципы и нормы морали применительно к армии, к разносторонней деятельности военнослужащих.
Воинская этика имеет длительную предысторию. профессиональная воинская этика получает в рыцарских "кодексах чести". "княжеских правилах" и т. п. Это были своды воинских правил, обычаев, традиций, закреплявшие интересы феодалов. Основы морали – в уставах Петра1. Суворов противился наказаниям в армии. “умеренное наказание+ истолкование вины” – значительно лучше для солдата.
Воинская этика - это часть, сторона этики, которая изучает специфику проявления морали в процессе подготовки к вооруженной защите Отечества и в собственно боевых условиях. Это конкретизация этики применительно к воинской и боевой действительности. Специфика воинской этики состоит, во-первых, в повышенной императивности и категоричности хоральных требований, во-вторых, в строгой субординации и регламентации всех сторон воинской деятельности. в-третьих, в юридической оформленности нравственных норм. Особенности воинской морали обусловлены социальной ролью к спецификой задач, решаемых вооруженными силами, организацией армейской жизни, характером ратного труда, быта и взаимоотношений в воинских коллективах. В.Э. исследует методологические основы нравственного воспитания в\с-х и воинск. коллективов, сущность, структуру содержания и особенности проявления морального фактора.
62. Основные категории эстетики
эстетические категории сводят к четырем их типам: выражающие характеристики эстетической деятельности, выражающие наиболее важные стороны эстетического отношения к действительности. особенности эстетической ситуации, уровень эстетического познаниядействительности. Общим для всех подходов является выделение наиболее важных категорий эстетического отношения человека к действительности. поскольку они содержательно наиболее близки к понятию "эстетическое" - исходной, базовой категории эстетики как науки. В этом смысле категории эстетического освоения мира являются наиболее общими понятиями эстетики как науки.
Итак. одной из основополагающих категорий эстетики является категория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно определимо, как и категории "эстетическое". Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, "которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно. выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В этой связи необходимо сопоставить категории "прекрасное" и "красивое".
Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содержания, функции, а также как соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Категория красоты в большей мере акцентирует форму эстетического в объекте и отношение к ней человека настолько, насколько эта форма выступает для него мерой человеческого освоения действительности. Следовательно, категория красоты обусловлена характером практики,
Категория прекрасного включает в себя содержание категорий красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержания красоты.
Прекрасное в человеке, обществе связано прежде всего с деятельностью. ее характером и направленностью...
от прекрасного в действительности к прекрасному в искусстве и от С категорией прекрасного тесно связана категория "возвышенное". Возвышенное выражает такое отношение человека к предмету или явлению. при котором их содержание воспринимается как нечто несоизмеримое с масштабами человека, много превосходящее его по масштабам, силе и значимости. а.
Антиподами эстетических категорий "прекрасное" и "возвышенное" выступают категории "безобразное" и •низменное".
Безобразное. не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем. дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей. .как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте.
Категория "героическое" рассматривается эстетической наукой как проявление прекрасного и возвышенного в их единстве. Однако содержание этой категории имеет и некоторые особенности. Она выражает ценностной смысл выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил. мужества и самоотверженности
Анализ содержания категории "героическое" непосредственно подводит нас к пониманию категории "трагическое". Эта категория в эстетике традиционно занимает одно из центральных мест. Она отражает исключительно сферу человеческих отношений, ситуации и обстоятельства. в которых человек проявляет высшие духовные и физические качества в борьбе за свои убеждения и идеалы.
Важной эстетической .категорией является "комическое-.. Объектом
комического являются общественные явления, отжившие свой век и потерявшие свое влияние, но стремящиеся быть, казаться прочными. внешне значительными. В основе комического лежит как несоответствие объекта и представления нем. так и противоречие между никчемным, мизерным содержанием предмета или явления и его формой, претендующей на полноценность и величие.
Особое место среди эстетических категорий занимает категория эстетического сознания. Она выступает в качестве родового понятия, в качестве единой открытой системы, которую образуют взаимопроникающие и 'взаимодополняющие разнообразные проявления эстетического сознания (эстетические потребности, восприятия, чувства, вкус, ценности. взгляды, идеалы и другие).