Часть 1. связь экологии, этики и экологической

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра геоэкологии и природопользования

И. А. Ильиных

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭТИКА

Учебное пособие

Горно-Алтайск, 2009

Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского госуниверситета

ББК – 20.1+87.75

Авторский знак – И 46

Ильиных И.А. Экологическая этика : учебное пособие. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. – 434 с.

Рецензенты:

Важов В. М., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, академик РАЕН.

Мананкова Т. И., кандидат географических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.

Пособие включает в себя учебные материалы по дисциплине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Природопользование». Представляет собой органически связанное с учебно- методическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам.

Для студентов и аспирантов. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности.

© Ильиных И.А., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………............ 8

Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики…………………. 10

Занятие 1. Введение в экологическую этику………………………………….. 10

Практическая работа……………………………………………………………. 10

Информация для размышления………………………………………………… 11

Гусейнов А.А. Этика………………………………………….. ………………… 11

Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике……………………………. 25

Ильиных И.А. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром …………… 33

Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности…………………………………………………………………………………... 36

Вопросы для размышления………………………………………….…………... 44

Занятие 2. Идеал экологической этики………………….…………………… 44

Информация для размышления…………………………………….…………… 45

Ильенков Э.В. Идеал…………………………………………………………….. 45

Идеал……………………………………………………………….……………… 47

Афоризмы об идеалах…………………………………………………………… 47

Брюсов В. Идеал…………………………………………………………………. 49

Апресян Р. Высшее благо. Добро и благо. Идеал…………………….………... 50

Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек- природа»…………………………………………………………………………………. 60

Практическая работа……………………………………………….......…………. 64

Вопросы для размышления…………………………………………………….... 64

Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы…………………………………….……………………………………………. 65

Информация для размышления……………………………….………………… 65

Добро и зло……………………………………………………………………….. 65

Место добра и зла в категориях этики………………………………………….. 67

Практическая работа………………………………………………………….….. 77

Вопросы для размышления……………………………………………………..... 77

Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики………………………………………………………………….. 78

Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса……………………………………………………………………………………78

Практическая работа…………………………………………………………….. 78

Информация для размышления…………………….……………………………78

Лайтман М. Кризис и его решение…………………………………………... ..78

Психологические кризисы…………………………..…………………………... 85

Сухонос С.И. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего…………………………………………………………………………………. 90

Вопросы для размышления………………………………………………..…... 98

Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики……………………………………………………………………………………. 99

Практическая работа…………………………………………………………... 99

Информация для размышления……………………………………………….. 99

Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику (отрывок)…………………….... 99

Вопросы для размышления………………………………………………...…... 117

Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох……………………………………………. ………………………………………….118

Практическая работа……………………………………………………...…….. 118

Информация для размышления…………………………………………….…… 118

Павлова Т.Н. Исторический характер этики и биоэтики……………………… 118

Вопросы для размышления……………………………………………….……... 131

Занятие 7 . Экологическая этика в религиозных воззрениях…………….… 131

Практическая работа…………………………………………………………….. 132

Информация для размышления………………………………………….……… 132

Павлова Т.Н. Религии и животные………………………………………….…... 132

Содоноков Н.А. Язычество (отрывок)………………………………………….. 145

Коротенко В., Домашов И., Постнова Е., Кириленко А. Экологическая этика или разговор об истоках………… …………………………………………………………… 146

Вопросы для размышления………………………….…………………………... 151

Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа»……... …151

Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания……………….…. 151

Практическая работа……………………………………………………………... 151

Информация для размышления…………………………………………….…… 151

Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения……………………………………………………………………………. 151

Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот (отрывок)………………………………………………………………………………….. 156

Стрельцова Л.В. Закон единства всего сущего (отрывок)…………………….. 162

Философия всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии…………………….. 164

Томилин К.А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А.Л.Чижевский (конспект)…………………………………………………………………………………. 167

Вопросы для размышления……………………….……………………………... 175

Занятие 9. Устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием……………………………………………………………………………. 176

Практическая работа……………………………………………………………. 176

Информация для размышления……………………………………….………… 176

Душа……………………………………………………………………………… 176

Рамачарака Основы миросозерцания индийских йогов………………………. 178

Лоргус А. Православная антропология (отрывок)…………………………….. 186

Будза А. Арт-терапия: йога внутреннего художника (отрывок)……………………………………..…………………………………………… 196

Шри Ауробиндо Человек……………………………………………….……….. 199

Вопросы для размышления………………………………….…………………... 200

Занятие 10. Сознание человека и других существ…………………………... 200

Практическая работа………………………………………………………….….. 200

Информация для размышления…………………………………………….…… 201

Смысловое наполнение слова сознание………………………………………... 201

Понятие сознания в психологии………………………………………………... 201

Сознание с точки зрения физики……………………………………………….. 201

Сознание………………………………………………………………………….. 202

Ильиных И.А. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность………………………………………………………………….. 204

Лермонтов В. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок)………………………………………………………………………………….. 209

Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика………………………………………………………………………………………. 213

Ришар М. Францизск Ассизский и волк………………………………….…….. 215

Проявление сознания в растениях………………………………………….…… 215

Немецкие ученые исследуют память и сознание растений…………………… 219

Пушкин В.Н. Цветок отзовись!............................................................................. 222

Андреев Д. Роза мира (отрывок)………………………………………………... 228

Вопросы для размышления……………………………….……………………... 235

Занятие 11. Ощущения и чувства………………………………………….…. 235

Информация для размышления………………………………………….……… 235

Теплов Б.М. Психология ощущений (отрывок)………………………….…….. 235

Чувство-чувства-общее чувство………………………………………………… 241

Ильиных И.А. Ощущения и чувства……………………………………………. 243

Меркулов А. Органы чувств в растительном царстве………………………… 248

Практическая работа…………………………………………………………….. 252

Вопросы для размышления……………………………………………………... 252

Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания………………….……. 252

Информация для размышления………………………………………….……… 253

Любовь……………………………………………………………………………. 253

Кэрролл Ли Четыре признака чистой люби……………………………………. 264

Лосский Н.О. Условия абсолюного добра. (отрывок)…………………….…… 265

Чопра Д. Путь волшебника (отрывок)………………………………………….. 279

Ошо Синь-синь-мин: книга ни о чем (отрывок)……………………………….. 284

Рамта Белая книга (отрывок)…………………………………………………… 288

Бердяев Н. Самопознание (отрывок)…………………………….……………… 294

Салара Как жить большой жизнью на маленокой планете: путеводитель по незримому(отрывок)…………………………………………………………………….. 294

Ильиных И.А. Эстетический аспект экологической этики…………………… 295

Хаям О. Сад истин (отрывок)………………………………… ………………… 299

Практическая работа…………………………………………………………….. 302

Вопросы для размышления…………………………………………….………... 302

Занятие 13. Эволюция экологического сознания……………………………. 302

Информация для размышления……………………………………….………… 303

Ильиных И.А. Сущность и типы экологического сознания…………………... 303

Павлова Т.Н. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение к природе………………………………………………… 305

Дерябо С.Д. Экологическое сознание………………………………………….. 308

Карпенко Е.И. Сущность и тенденции современного экофеминизма………………………………………………………………………………319

Вопросы для размышления……………………………………………………... 325

Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика…………………………………. …………………………………………………………… 325

Информация для размышления………………………………………………… 326

Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы………………….. 326

Борейко В. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы………………………………………………………………………………….. 328

Борейко В. Дикая природа: любите или не приближайтесь…………………... 331

Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика…………………………….. 355

Вопросы для размышления……………………………………………….……... 380

Занятие 15. На пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству………………………………………………………………………… 381

Информация для размышления…………………….…………………………… 381

Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению…………………………………………………………………………… 381

Совет живых существ…………………………………………………………… 384

Леопольд О. Календарь песчаного графства (конспект)……………………… 388

Ильиных И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты»…………………………………………………………..… 392

Лесков Л.В. Этика ноосферной трансформации…………………….…………. 397

Алтфилд Р. Этика экологической ответственности…………………….……… 404

Капра Ф. Паутина жизни (отрывок)…………………………………………….. 409

Формэн Д. Ставлю землю на первое место…………………………………….. 417

Марков Ю.Г. Экологическая культура и образование………………………… 422

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации………………………………………………………….... 431

Вопросы для размышления……………………………………………………... 433

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этика – практическая философия. Философия – (любовь к мудрости) особая фФорма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Необходимость философского познания мира диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Экологическая этика – новая сфера человеческой активности, основанной на новом мировоззрении, появившемся в результате открытия новых знаний и нового отношения человека к миру, или другими словами, экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.

Долгое время человеческая цивилизация смотрела на мир природы с точки зрения его использования для удовлетворения многочисленных потребностей человека, причем осуществлявшихся очень часто в ущерб природе. Издержки такого мировоззрения мы сейчас имеем в виде различных кризисов (экологического, демографического, психологического и т.п.), чтобы выйти из системы кризисов необходимо изменить экологическое мировоззрение общества и каждого отдельного человека.

В рамках старого мировоззрения природа – это бездушное не обладающее сознанием и не способное вступать с человеком ни в какие отношения существо. Человек даже и не задумывается о дереве, травинке, камне – он просто их использует. А между тем природа живет своей внутренней жизнью, она способна вступать с человеком в отношения и реагировать на проявления чувств, эмоций, переживаний. Сегодня существует необходимость открыться миру природы, начать учиться чувствовать ее, учиться гармонично взаимодействовать с ней, если уж не для нее, так для человека самого, для продления дней Homo sapiens на Земле. Выхода иного нет. Или мы вливаемся в жизнь природы и стараемся жить в гармонии с ней или человечество перестает существовать, третьего не дано.

Курс «экологическая этика» был введен в качестве учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «природопользование». Целью курса является пробуждение сознания человека для взаимодействия с миром природы как с миром живых существ, обладающих сознанием, способных чувствовать других существ и человека и вступать в отношения с другими существами и человеком.

Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой материал для организации практических работ и семинарских занятий. Поэтому данное учебное пособие выстроено таким образом, чтобы помочь студентам осуществлять следующие задачи: проанализировать сущность этических идей Востока, Запада, России; выявить взаимосвязи этики и экологии; осуществить поиск новых идеалов в отношениях с природой и поиск возможности для их реализации; осознать абсолютную

самоценность природы; осмыслить научные, философские, религиозные знания, необходимые для формирования экологического мировоззрения; понять необходимость трансформирования «Эго-Я» в трансперсональное «Эко-Я».

Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть является вводной и помогает студентам понять связь экологии, этики и экологической этики; вторая часть помогает раскрыть предпосылки возникновения и проследить историю развития идей экологической этики; третья часть создает основания для того, чтобы понять необходимость выстраивания новых отношений человека и природы, развить новое экологическое мировоззрение, обнажить ту часть сознания человека, которая будет помогать по-новому воспринимать мир в целом, и мир природы в частности.

Каждое занятие содержит практическую работу, вопросы для размышления и информацию для размышления, которые помогают создать основания для собственной индивидуальной экологоэтической позиции по предложенной теме.

Данное учебное пособие оргнически связано с учебно-методическим комплексом по экологической этике, изданным РИО ГАГУ в 2008 году.

Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника по специальности «Эколог-природопользователь»; рабочую программу дисциплины с технологической картой; тематику лекционного курса; методические указания к выполнению практических работ, вопросы к семинарам по трём темам; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и курсовых работ; контрольные вопросы, выносимые на зачёт; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний.

Основной трудностью курса «экологическая этика» является внутренняя душевная переработка информации в согласии с собственной совестью – общение с совестью всегда очень болезненный процесс – в результате чего должно произойти изменение сознания и мировоззрения обучающегося, что может вступать в конфликт с доминирующим мировоззрением общества на первых этапах, когда нет четкой внутренней уверенности в правильности экологоэтических знаний и установок.

Изменение сознания и мировоззрения – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека, но важно какой вектор оно берет вначале жизненного пути, поэтому студенческие годы – время для закладывания осмысленных ориентиров, поэтому экологическая этика активно участвует в этом процессе и помогает создавать основы нового экологического мировоззрения. Экологическую этику можно назвать лабораторией по трансформации мировоззрения, где каждый размышляющий изменяя свое мировоззрение и сознание изменяет сознание и мировоззрение общества и таким образом меняет мир.

Автор-составитель

[email protected]

ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭТИКИ

ЗАНЯТИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭТИКУ

Цель работы - очертить границы, в которых существует экологическая этика; определить задачи, которые она призвана решать; рассмотреть средства и методы, благодаря которым осуществляется решение экологоэтических задач.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Чтобы представить область знания, которую называют экологической этикой, необходимо определить понятия экология и этика.

Какие ассоциации возникают у Вас при упоминании этих слов?

экология

этика

экологическая этика

Таким образом, экологическая этика это………………………………………….

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Для чего необходима экологическая этика, как сфера знания и деятельности, и необходима ли она вообще?

Задание 2. Расшифруйте понятия экологической этики:

Пространство экологической этики………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Объекты изучения экологической этики………………………………………….

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Методы экологической этики………………………………………………………

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Средства экологической этики……………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Экологическая этика как наука…………………………………………………….

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Экологическая этика как мировоззрение………………………………………….

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Экологическая этика как метод познания окружающего мира…………………..

………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………..

Наши рекомендации