Место модуля в структуре бакалаврской программы
Рабочая программа учебного модуля
«История античной философии»
Направление подготовки
Философия
Профиль подготовки
История философии
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Нормативный срок освоения программы - 4 года
Форма обучения
Очная
Томск-2011
Цели освоения модуля
Целями освоения модуля «История античной философии» являются:
– Формирование знаний об основных идеях, методах, философских школах античности, о соотношении образа мыслей и образа жизни античных философов.
– В историческом и систематическом планах раскрыть особенности античной философии, показать её значение, что формирует научные основы мировоззрения и расширяет исследовательский инструментарий бакалавров.
Место модуля в структуре бакалаврской программы
Учебный модуль «История античной философии» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 030100 – Философия в Томском государственном университете в первом семестре первого года обучения. Он является одним из модулей дисциплины «История зарубежной философии», которая находится в базовой части профессионального цикла.
Для успешного освоения модуля студенты должны владеть знаниями, полученными из курсов обществознания и истории в период получения среднего образования.
«История античной философии» содержательно дополняет дисциплины «Введение в историю философии» и является исходным модулем дисциплины «История зарубежной философии».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «История античной философии».
а) общекультурные (ОК):
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);
б) профессиональными (ПК):
- умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления) (ПК-4);
- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь отчётливые знания, уметь аналитически рассуждать об особенностях античной философии, её значении. Знать этимологию термина «античная философия» и «философский лексикон». Иметь знания о проблеме возникновения и развития античной философии; уметь сопоставить и охарактеризовать разные способы рефлексии, выделить отличительные черты мифопоэтического, эмоционально-образного и рацонально-логического, понятийного, мышления эллинов. Иметь чёткие представления о хорологических и хронологических характеристиках античной философии. Знать и уметь обосновать важность, особенности и истоки становления натурфилософской традиции античности. Уметь выявлять в досократике становление онтологической, логической, метафизической, этико-эстетической проблематики. Иметь представление о становлении и развитии, сходстве и различии, риторической (софисты, их влияние на представителей послесократических школ) и философской культур (начиная с Сократа, философское значение его идей и поступков), о формировании круга антропологических тем в период античной классики. Знать сущность и значение основных систем /Платона, Аристотеля/; особенности развития философии в эпоху эллинизма от эпикурейцев, скептиков, стоиков до неоплатоников.
4. Структура и содержание модуля «История античной философии».
Общая трудоемкость модуля составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек. | сем. | конс. | СРС | |||||
Роль Ферекида Сиросского в становлении традиции «богословствующих философов»; а милетских философов в становлении натурфилософской традиции античности. | 1-2 | Рефлексивное эссе | ||||||
Пифагор и пифагорейцы | Контрольная работа | |||||||
«Религиозная реформация» Ксенофана и элейская философия: становление онтологической и логической тематики | Рефлексивное эссе | |||||||
Гераклит Эфесский. Истоки диалектики | Коллоквиум | |||||||
Эмпедокл и Анаксагор | Реферат | |||||||
Атомизм Демокрита. Можно ли, если «да», то «как» рассматривать натурфилософию в перспективе пути от Мифа к Логосу. | Проблемная мини-конференция | |||||||
Риторическая культура. Антропологическая и эристическая тематика софистов. | Рефлексивное эссе | |||||||
Сократ. Его роль в формировании философской культуры. | Контрольная работа | |||||||
Синкретизм идей Сократа и софистов у мегариков, киников, киренаиков и элидо-эритрейцев. | Дебаты | |||||||
Теория эйдосов, анамнезис и представления о душе и государстве Платона. | 11-12 | Коллоквиум | ||||||
Первая (метафизика) и вторая философии Аристотеля. Его учение о душе, логические и этические идеи. | Контрольная работа | |||||||
Эпикуреизм. Различие атомизма Демокрита и Эпикура. Роль книги Лукреция в античной натурфилософской традиции. Этические воззрения эпикурейцев. | Рефлексивное эссе | |||||||
Стоицизм. Основные этапы. Логика. Физика. Этика. | Коллоквиум | |||||||
Скептицизм. Пиррон, Цицерон, Секст Эмпирик. Гносеологические и этические идеи. | Контрольная работа | |||||||
Экзамен | Экзамен | |||||||
Итого |