Человек как социальная ценность и социальная политика современного государства
МГУ имени М.В.Ломоносова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины:
КОНСТИТУЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОСТИ
Рекомендуется для направления подготовки
030900 «Юриспруденция»
Квалификации (степени) выпускника – бакалавр
Утверждена решением Ученого совета
Юридического факультета МГУ
от _______________________________
Протокол № ________
Москва, 2013
1. Цели и задачи дисциплины:
1. Целью учебной дисциплины «Конституция и современное общество: проблемы адекватности» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области конституционного законодательства, необходимых для осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной, экспертно-консультационной деятельности.
2. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
2.1. В нормотворческой деятельности:
- формирование навыков критического анализа конституционного законодательства и практики его применения, подготовки предложений по совершенствованию законодательства;
1.2.2. В правоприменительной деятельности:
- формирование навыков подготовки документов в сфере конституционного судопроизводства (постановлений, определений, заключений, запросов, жалоб и т.п.)
1.2.3. В правоохранительной деятельности:
- изучение средств и способов конституционно-правовой защиты конституции, прав и свобод личности, основ конституционного строя в зарубежных странах;
- изучение опыта осуществления конституционного контроля и надзора в зарубежных странах;
1.2.4. В экспертно-консультационной деятельности:
- формирование навыков правовой экспертизы конституционно-правовых документов,
- формирование навыков использования опыта зарубежных стран в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 36/1 | ||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | 36/1 | ||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 36/1 | ||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 72/2 | ||||
Содержание дисциплины
Вводная тема.
Основные положения учения о конституции. Понятие, сущность, виды и формы конституции. Механизм защиты конституции. Проблемы реализации конституции. Основные проблемы развития современного общества и конституционно-правовое регулирование.
Конституционная история
Нормативная основа регулирования общественных отношений в Древнем мире и в Средневековье. Предпосылки и истоки возникновения современных конституций. Основные этапы конституционной истории. Конституционное заимствование. Особенности конституционной истории в отдельных странах.
Конституционные ценности современного общества
Система ценностей, разработанная мыслителями прошлого и современности. Основные ценности либерализма. Основные ценности нелиберального плана. Отражение социальных ценностей в конституциях. Ценности либерализма и их конституционное закрепление. Нелиберальные ценности (традиционалистские) и их конституционное закрепление.
Проблема определения стратегического пути развития. Подходы к историческому процессу: регрессистский, прогрессистский, перманентистский. Евразийство, как «самостоятельный путь развития».
Россия – исторический путь развития – между Западом и Востоком.
4. Либерализм – ведущая доктрина Запада
Понятие либерализма. Виды либерализма (политический, экономический). История развития либеральных идей. Современная либертатная концепция. Проблемы экспансии либеральных идей.
Человек как социальная ценность и социальная политика современного государства
Человеческая ценность в концепции либерализма, консерватизма, традиционализма и иных нелиберальных концепциях. Понятие и сущность социальной политики. Основные направления социальной политики. Мировые тенденции современной социальной политики. Социальная политика и экономические возможности государства. Проблема социального иждивенчества.