Послесловие к первому изданию
Первое побуждение к написанию выраженных здесь идей, что духи умерших продолжают свое существование в качестве индивидов в еще живущих, было внушено мне в Лейпциге моим другом, ныне проживающим в Хаале, профессором Billroth'ом. Благодаря тому, что эти идеи отчасти согласовывались с рядом родственных им моих собственных представлений, а, отчасти, привели к возникновению таковых, которые весьма продолжительно формировались, и благодаря необходимому прогрессу некоторого рода я пришел к более широкой идее продолжения жизни духов более высокого порядка в Боге. Между тем первооткрыватель этих идей, как в философии религии вообще, так и в учении о бессмертии в частности, последовал направлению, ориентирующемуся на церковные догмы, что и увело его в значительной степени от его основной идеи, поэтому, хотя я и должен признать его творцом этих представлений, тем не менее не могу рискнуть назвать его их адептом. Собственные воззрения этого философа по поводу затрагиваемого здесь предмета можно в развитом виде найти в выходящем в ближайшее время труде (50). (Написано в Галштейне, в августе 1835 года.)
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
* Для философов мы уточним. Принцип творения, свойственный ребенку до его рождения, состоит не в том, что после рождения его жизнь будет продолжена в том, что теперь есть лишь зависимое, сотворенное, а заключается в том, что при рождении ребенка остается в неразвитом состоянии и претерпевает разложение, как это происходит также с телом человека по его смерти <placenta cum funiculo umbilicali, velamentis ovi eorumque liquoribus [6]>. Из его деятельности как его продолжения произрастает юноша.
** Многие библейские параллели собраны в книге "Zend-Avesta" III 263 и "Drei motiven und Gruenden des Glaubens" 175 (11).
*** Если пытаются свести игру нервов к химическим или электрическим процессам, то всегда рассматривают если не саму игру колебаний последних далее неразложимых частичек, то придерживаются нечто подобного, производного от этих процессов и этими процессами сопровождающегося, причем не подлежащее уразумению способно играть более важную роль чем понимаемое.
**** Уже по мере приближения к смерти внутри этого мира (благодаря наркозу, или при более угрожающем для жизни опьянению и лунатизму) это выглядит приближением к потусторонней ясности, просветленной духовным содержанием, о чем и сообщается в книге "Zend-Avesta" III 27 и (в случае опасного опьянения) охарактеризовано в журнале Фехнера Zentralblatt fuer Naturwissenschaft und Anthropologie 43 и 62 (1853) (26).
***** Данный, полученный на основе опытов закон соотношения между телом и душой состоит в том, что сознание повсеместно гаснет, если та телесная деятельность, от которой оно зависит, до некоторой степени теряет свою силу до. Это можно назвать пределом деятельности. В той мере, в какой эта деятельность повсеместно распространяется, ввиду наступающего благодаря этому ослабления также возможно довольно легкое погружение сознания. Подобно тому как сознание в целом имеет свой предел, который образует водораздел между сном и бодрствованием, то же происходит и со всем особенным в сознании, на чем и основано то, что в течении бодрствования в сознании всплывает или затухает то одно то другое, в соответствии с той особенной деятельностью, от которой зависит преодолевается ли этот особенный порог или сознание погружается. Сравни кн. Elemente der Phsichophisik, Kap.10, 38, 39 и 42 (31).
****** Сравни кн. Elemente der Phsichophisik, Kap.37 и Atomenlehre Kap.26.
******* Чтобы не оставлять противоречие вышеизложенного рассмотрения с психофизическом учении о пороге смешения (о котором яснейшим образом изложено Wundt'ом в Philosophischen Studien IV 204, 211), я предлагая следующее замечание. Если психофизическая волна жизни человека, составленная из различного рода компонентов (будим и далее использовать это короткое выражение) распространяется далее, проникая в некий мир, содержащий исключительно компоненты иного рода, то, следовательно, может быть предположено, что те, благодаря своему распространению внутри этих, растекаются, образуя рассматриваемый нами порог смешения (33). Но поскольку море психофизических волн среди остальных своих компонентов содержит и такие, которые однородны волнам жизни человека, а именно, отличаются степенью высоты и интенсивности, а также и такие, которые преодолели или близки к тому, чтобы преодолеть порог смешения, благодаря этим подступающим однородным им волнам усиливаются и первые волны (34). Так результат вышеизложенного рассмотрения реконструируется на более фундаментальном уровне.
******** Бесспорно этот закон по аналогии с так называемым законом сохранения силы (36) в телесной области как-то связан с данным законом благодаря фундаментальному соотношению духовного и телесного, хотя и без того, чтобы эта взаимосвязь представлялась достаточно ясной или чтобы уже психофизически закон сохранения силы сознания вытекал бы из закона сохранения телесной силы, ибо пока не прояснено само существо психофизической деятельности. А значит, этот закон должен для себя выводиться из фактов, как они следуют выше, и получает, не будучи т о ч н о доказанным в своей полной всеобщности, благодаря этому вероятность, которая делает возможным положить в основу некоторые удачные выражения, наподобие
www.e-puzzle.ru