Методические указания студентам по организации самостоятельной работы
(приложение к рабочей программе)
1. Для подготовки к семинарским занятиям дома см. пункты 1-5 методических рекомендаций для преподавателей.
2. Для выполнения индивидуальных заданий обратить внимание на исторические эпохи в развитии философской мысли, знать основных представителей социокультурных типов философии, направленность проблематики. Таблицу следует заполнять тезисно, избегая длинных предложений. После таблицы необходимо указать литературу, которой пользовался автор при её составлении. Индивидуальное задание выполняется в 12-листовой ученической тетради или на листах формата А4. Образец титульного листа см. на с. 60 настоящего издания.
3. Необходимым элементом самостоятельной работы студентов является работа с философским словарем для усвоения смысла категориально-понятийного аппарата. Для более эффективного запоминания философской терминологии необходимо вести индивидуальный философский словарь, куда выписываются новые понятия по соответствующей теме и их значение, взятое из конспекта лекции, учебника или философского словаря. При составлении индивидуального философского словаря следует иметь в виду, что все выписанные термины должны иметь философский смысл.
4. При подготовке устных выступлений необходимым требованием является хорошее владение материалом, умение отвечать на вопросы.
5. Реферативная работа предполагает умение самостоятельного подбора литературы по теме, её анализа. Реферат должен иметь план (содержание), включающий в себя введение, основную часть, состоящую из 2-3 пунктов, заключение и список использованной литературы (не менее 3-5 наименований). Введение, заключение и список литературы не нумеруются. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с образцом (с. 61 настоящего издания). Во введении производится обоснование выбранной темы, показывается её значимость и актуальность, характеризуется структура реферата. В заключении делаются краткие выводы по теме. Объём реферата – 1 печатный лист (15-16 страниц, выполненных на компьютере или соответствующее количество рукописных страниц). Реферат оформляется на листах формата А4 и обязательно сшивается или помещается в папку-скоросшиватель.
6. Для конспектированиявыбирается любое философское произведение объёмом не менее 100 страниц. Если выбранная работа имеет меньший объём, то конспектируется не одна, а несколько работ. Конспект может выполняться в ученической тетради или на листах формата А4 вручную или на компьютере. Конспект в обязательном порядке сопровождается комментариями автора, которые размещаются на широких полях или после законспектированного текста. Комментарии могут содержать анализ прочитанной работы, оценку актуальности и значимости отдельных идей или работы в целом, критические замечания автора, сомнения и вопросы, возникшие в ходе конспектирования.
Примеры тестовых заданий
Тест №1.
1. Выберите правильное высказывание:
а) Философия включает в себя все знания о мире;
б) Философия есть развитая культура мышления;
в) Философия означает любовь к человеку;
г) Философия даёт человеку эмпирические знания о мире.
2. Кто ввёл термин «философия» в активное использование?
а) Пифагор;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Платон.
3. Каково значение философии для человека?
а) Развивает ум;
б) Даёт базовые знания в области различных наук;
в) Развивает наблюдательность;
г) Учит правильному поведению в обществе.
4. Кому принадлежит высказывание: «Многознание уму не учит»?
а) Фалесу;
б) Пифагору;
в) Гераклиту;
г) Демокриту.
5. Какой из перечисленных элементов имеет рациональный характер?
а) Мировосприятие;
б) Миропонимание;
в) Мироощущение.
6. Какой тип мировоззрения был исторически первым?
а) Научное;
б) Философское;
в) Религиозное;
г) Мифологическое.
7. Выберите правильное высказывание:
а) Для мифологии характерен синкретизм;
б) Основой религии является знание;
в) Философия имеет образную форму;
г) В центре науки находится вопрос об отношении человека с миром.
8. Что такое философия?
а) Наука;
б) Образная форма познания мира;
в) Особый вид рационального познания;
г) Обобщение эмпирических знаний.
9. Когда возникла философия?
а) В I веке до н. э.;
б) Во II веке н. э.;
в) В конце II тысячелетия до н.э.;
г) В середине I тысячелетия до н. э.
10. Что такое политеизм?
а) Многобожие;
б) Отождествление Бога с природой;
в) Единобожие;
г) Отрицание Бога и религиозной картины мира.
Тест №2.
1. Что такое предфилософия?
а) Совокупность развитых мифов;
б) Система первых научных знаний;
в) Религиозно-философские учения о мире;
г) Совокупность мифологии и начал научного способа мышления.
2. Выберите правильное высказывание:
а) Предфилософское мышление Древнего Востока было несколько ниже по уровню, чем в Греции.
б) Предфилософия Китая и Индии была более развитой по сравнению с Грецией.
в) На Востоке вообще не было никакой предфилософии.
г) Своего высшего уровня развития предфилософия достигает в Китае.
3. В какой философской школе создаётся «духовный облик» китайца?
а) Даосизме;
б) Конфуцианстве;
в) Легизме;
г) Моизме.
4. Какая из перечисленных философских школ Древней Индии относилась к неортодоксальному направлению?
а) Йога;
б) Вайшешика;
в) Санкхья;
г) Буддизм.
5. Назовите хронологические рамки существования античной философии:
а) VI в. до н.э. – VI в. н.э.;
б) IV в. до н.э. – IV в. н.э.;
в) VI в. до н.э. - IV в. н.э.;
г) III в. до н.э. – VI в. н.э.
6. Когда возникла философия марксизма?
а) В XVIII веке;
б) В конце XIX века;
в) В первой половине XIX века;
г) В начале XX века.
7. Найдите правильное высказывание:
а) Основой для формирования философии марксизма была немецкая классическая философия;
б) Маркс и Энгельс были последователями философии И.Канта;
в) Марксизм продолжает традиции средневековой философской мысли;
г) В марксизме развиваются идеи метафизического материализма XVIII века.
8. Кому принадлежит учение о мировой воле к жизни?
а) Ницше;
б) Шопенгауэру;
в) Бергсону;
г) Хайдеггеру.
9. Кого называли философами на Руси?
а) Просветителей;
б) Царей;
в) Учёных;
г) Служителей культа.
10. Что является главной отличительной особенностью русской философии XX века?
а) Идеализм;
б) Религиозность;
в) Научность;
г) Идеологизм.
Тест №3.
1. Каков смысл понятия «бытие»?
а) Жизнь человека;
б) Всё существующее;
в) Мир материальных вещей;
г) Природа.
2. Как называется раздел философии, изучающий проблему бытия?
а) Онтология;
б) Гносеология;
в) Аксиология;
г) Антропология.
3. Какая форма бытия фиксируется понятием «материя»?
а) Бытие человека;
б) Социальное бытие;
в) Природное;
г) Идеальное.
4. Кто считал, что основой вещей является эфирный вихрь?
а) Аристотель;
б) Декарт;
в) Демокрит;
г) Гольбах.
5. Когда сложилась современная концепция материи?
а) В конце XIX века;
б) В XVIII веке;
в) В начале XX века;
г) В середине XX века.
6. Какое состояние вещества является наиболее распространённым во Вселенной?
а) Плазменное;
б) Газообразное;
в) Жидкое;
г) Твёрдое.
7. Какое поле называют информационным?
а) Электромагнитное;
б) Торсионное;
в) Гравитационное;
г) Биополе
8. Какое высказывание соответствует современным научным представлениям?
а) Пространство есть пустое вместилище тел.
б) Время – это абсолютная длительность, условие любого процесса.
в) Пространство и время связаны в единый четырёхмерный континуум.
г) Пространство и время независимы от материального мира.
9. Для какого типа пространства-времени характерна ритмическая организация?
а) Геологического;
б) Биологического;
в) Физического;
г) Социального.
10. Выберите правильное высказывание:
а) Движение – это случайное свойство тел: они могут двигаться или находиться в покое.
б) Движение – это перемещение тела в пространстве.
в) Движением называют любое изменение;
г) Движение не зависит от формы бытия.
Тест №4.
1. Какая форма мышления формируется благодаря членораздельной речи?
а) Наглядно-образная;
б) Наглядно-действенная;
в) Вербально-понятийная.
2. Какой язык выполняет интегрирующую функция по отношению к различным видам деятельности?
а) Язык мозга;
б) Вербальный;
в) Язык жестов;
г) Искусственный.
3. Что такое антропосоциогенез?
а) Процесс перехода от низшего общества к более развитому;
б) Процесс становления человека и общества;
в) Развитие человека и общества на современном этапе;
г) Историческое развитие человека от первобытности к современному обществу.
4. Выберите правильное высказывание:
а) Наглядные формы мышления оказывают большое влияние на сознание человека;
б) Наглядные формы мышления существуют только у животных;
в) Наглядные формы мышления не влияют на сознание;
г) Сознание представляет собой совокупность наглядных образов.
5. Использование специальных познавательных средств (методов) характерно для…
а) Обыденно-практического познания;
б) Научного познания;
в) Мифологического;
г) Религиозного.
6. Выберите правильное высказывание:
а) Теория и метод в науке независимы;
б) Теория возникает на основе метода;
в) Теория может стать методом познания;
г) Главная функция метода состоит в объяснении изучаемого объекта.
7. Методологическим основанием современного научного знания является…
а) Метафизический метод;
б) Гипотетико-дедуктивный метод;
в) Описательный метод;
г) Диалектический метод.
8. Какой из указанных методов является методом эмпирического познания?
а) Анализ и синтез;
б) Наблюдение;
в) Формализация;
г) Конструктивистский.
9. Какое понимание истины считается классическим?
а) Самосогласованность знаний;
б) Опытная проверяемость знаний;
в) Соответствие знаний действительности;
г) Полезность в практической деятельности.
10. Что является формой рационального познания мира?
а) Понятия;
б) Представления;
в) Ощущения;
г) Интуиция.
Тест №5.
1. Выберите философское понимание общества:
а) Круг общения человека;
б) Группы людей, объединённые по интересам или профессиональным занятиям;
в) Определённый исторический этап развития;
г) Часть объективной реальности, отличную от природы.
2. Выберите правильное высказывание:
а) Природа и общество совершенно независимы друг от друга;
б) С появлением общества природа разделяется на две части;
в) С появлением общества природа начинает полностью зависеть от общества;
г) Общество существует и развивается по законам природы.
3. Какого исторического типа не было во взаимодействии общества и природы?
а) Присваивающего;
б) Производящего;
в) Господствующего;
г) Коэволюционного.
4. Что включает в себя социальная подсистема общества?
а) Классы;
б) Государства;
в) Политические партии;
г) Предприятия.
5. К горизонтальной социальной мобильности относится…
а) Изменение семейного положения;
б) Повышение по службе;
в) Получение высшего образования;
г) Изменение вероисповедания.
6. Важнейшим элементом в политической системе общества является…
а) Класс;
б) Нация;
в) Государство;
г) Партия.
7. Производительные силы и производственные отношения связаны между собой законом…
а) Развития;
б) Противоречия;
в) Относительности;
г) Соответствия.
8. Ядром цивилизации считается…
а) Культура;
б) Политика;
в) Человек;
г) Религия.
9. В философском смысле культурой называют…
а) Совокупность духовных и материальных ценностей;
б) Способ жизнедеятельности человека и общества;
в) Умение вести себя в обществе;
г) Возделывание земли.
10. Что характерно для массовой культуры?
а) Высокие нравственные идеалы и ценности;
б) Глубокое осмысление человеческих отношений;
в) Развлекательность и сентиментальность;
г) Возвеличивание человека.