Особое место в греческой культуре занимала философия

Философия была представлена разными учениями. Она начиналась с древних учений мудрецов – Солон и др. Но потом стали появляться философские школы, например, Пифагорейская. Следует особо отметить 3-ех философов: Сократ, Платон и Аристотель. В V в. до н. э. в Афинах жил Сократ. Он не оставил ни одного письменного источника, о Сократе мы знаем из работ его ученика – Платона. Сократ бродил по Афинам и общался с молодежью. Сократ пытался развивать искусство философского диалога и приблизиться к истинности. В этих диалогах Сократ оттачивал понимание о предмете, учил собеседников мыслить. Но Сократ со своим умением поворачивать истину стал опасен для государства, для общества, которое мыслило в категориях «черное-белое». Его арестовали, судили и приговорили к смертной казни. Правда ему предложили отказаться от своих идей и жить дальше, но он не стал так делать и выпил яд. Смерть Сократа поразила Платона, который в отличие от Сократа был из богатой семьи и готовился к политической деятельности. Он уезжает в путешествие. В IV в. до н. э. он вернулся в Афины со сформировавшимся мировоззрением и основал академию. Преподаватели и ученики бродили по аллеям приятной рощи и беседовали о разных философских проблемах. Платон, рассуждая о том, каким должно быть государство, пишет свой труд «Государство». Он считал, что в государстве должно быть 3 сословия: правители-философы, воины и труженики. Но это не главная заслуга Платона. Он – родоначальник объективного идеализма. Идеализм признает первичность духовного начала. В идеализме есть такое русло, которое называется объективным идеализмом. Платон признает существование материального мира – мира вещей, но первичным является другой мир – мир идей. До появления человека, дерева, камня и т. д. был мир идей, где существовала идея человека, мира и т. д. У души есть состояние – анамнезис – когда душа помнит о существовании того мира идей. Идеи Платона привлекли учеников. К нему из-за границы приехал Аристотель. Став зрелым человеком, Аристотель образовывает свою школу – Лицей. Его учеников называют перепотетиками – прогуливающимися. Аристотель отошел от позиций Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель считал, что существует закон развития объективного мира – логос. Он пытается изучить реальный мир и начинает систематизацию отдельных отраслей знаний (физика, поэтика, биология и т. д.).

В Греции развивается керамика. Самая известная форма – амфора, отличительной чертой которой являлась красивая роспись. По краям амфоры всегда были орнаменты, которые имели больше символическое значение. Например, меандр:

Затем начинаются завоевания Александра Македонского, который был последователем греческой культуры, следовательно, развитие получила именно греческая культура, которая продвигалась вместе с Александром на Восток. Этот процесс называют эллинизации Ближнего Востока. После смерти Александра его Империя распалась, а распавшиеся государства можно называть эллинистическими. В эпоху эллинизма Александрия в Египте процветала. Именно в эту эпоху формируется понятие 7-ми Чудес Света.

Культура Древнего Рима

- Плененная Греция победила своего противника.

Это культура, которая очень близка к греческой. Их объединяет наличие демократии. Римляне учились у греков и риторике, и поэзии, и многому др. Многим богатым римлянам преподавали греческие учителя. Римляне ассимилировали даже греческих богов. Юпитер стал аналогом Зевса, Афродита – Венера, Диана – Артемида.

Это не означает, что римская культура вторична по отношению к греческой. Римляне внесли свою идею, создали свою оригинальность. Римляне хотели соединить свою историю с преданием о победе греков в Троянской войне. Они связали ее с римским героем Энеем, который воевал на стороне Трои. После падения Трои Эней много странствовал. Затем он попадает на Апеннинский полуостров. Там он основывают династию. Далее следует история с волчицей, которая спасла двух младенцев-наследников Рема и Рома. Рома убил Рема и назвал город в свою честь. Историки же установили, что Рим был основан 23 апреля 753 г. до н. э. С конца VI в. до н. э. начинается эпоха Римской республики. Рост территорий Римской Империи требует сильной централизованной власти, и эту тенденцию выразил Гай Юлий Цезарь. В результате гражданской войны Цезарь становится единоличным правителем Рима. После убийства Цезаря к власти приходит родственник Цезаря – Октавиан – первый официальный Император. Его эпоха считается эпохой расцвета римской культуры Рим пал в V в. н. э. До этого Рим подвергался неоднократным нападкам со стороны варваров, среди которых особенно удивили римлян вандалы, которые в отличие от других варваров уничтожали памятники культуры. Но еще до падения Рима Империя распалась на 2 части: западную и восточную со столицей в Византии (Константинополе – в честь Императора Константина). Западная Римская Империя пала в V веке, Восточная Римская Империя существовала еще почти тысячу лет.

Римская культура несет другие ценности. Для римской культуры важна одна ценность – Великий Рим, великое государство. Римляне были преисполнены чувством превосходства. Рим подарил миру два символа: Великий Рим, с которым сравниваются все Империи, и символ распада и агонии Великой Империи.

Наши рекомендации