Дисциплины для преподавателей
Философия занимает базовую позицию в образовании. Этот предмет нацелен на развитие таких видов профессиональной деятельности: научно-методическая, социально-педагогическая. культурно-просветительная.
Главная методическая установка преподавателя−междисциплинарность предмета «философия».
Полезные ориентации для преподавания философии:
-Философия должна являться совокупностью принципиально- практических навыков, которые человек имеет в своем распоряжении или представляет в распоряжение других с тем, чтобы иметь возможность должным образом проявлять себя и других.
-Философия должна быть определенным проводником в культуре.
-Философствование должно играть для интеллекта такую же роль, какую спортивная игра выполняет для развития мускульно-двигательной системы (Цицерон-«Философия-медицина души»).
-Философское образование должно быть развивающим, исследовательским, или точнее, образованием и обучением в форме исследования.
-Главной проблемой в приобщении личности к философии является научить правильно расставить акценты.
-Философия выполняет пропедевтическую роль в образовании. Без способности допускать, предполагать, сравнивать, делать вывод, противопоставлять, объяснять и тому подобное, наши базовые умения и знания лишаются необходимого развития.
-Проблемно-деятельностный подход предполагает активное вовлечение учащихся в решение интеллектуальных проблем, т.е. непосредственное философствование. В преподавании философии должна быть исследовательская, рефлексивная модель обучения.
-Философски образованное сознание превосходит любое из естественных чувств тем, что эти последние ограничены каждое определенной сферой, а первое же действует во всех направлениях.
-Мудрствование распадается на философию и педагогику, т.е. непосредственную жизнь в ее смыслах и ценностях.
-В манифесте ЮНЕСКО «Философия и демократия в мире» в 1995 г. говорилось: «Преподавание философии способствует развитию открытости умов, гражданской ответственности, взаимопониманию и терпимости в отношениях между людьми и группами. Философское образование содействует сопротивляемости различным формам пропаганды и готовности принять на себя ответственность по проблемам современного мира, в особенности в области этики».
Лекции по дисциплине «Философия» можно читать в строгом академическом стиле: с четким планом, последовательным изложением его пунктов, со ссылкой на основной учебник. Допустимы лекции в более свободном учебном режиме: излагать материал в свободном дискуссионном стиле с привлечением к рассказу студентов, а в конце занятия можно предложить студентам составить план прослушанной лекции и за это задание поставить оценку в журнал. Свой подход к полученной информации, структурирование ее, углубляют ее понимание, способствуют лучшему сохранению в памяти. По прочитанной лекции студентам желательно давать задание: дополнить текст своими рассуждениями или информацией из других источников дополнительной литературы.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен всячески стимулировать студентов к рассуждениям по изложенным им вопросам, чтобы ответы по вопросам семинара не были «жестким слепком» с текста учебника. Этот методический подход утверждает стиль контрольных вопросов к каждой теме: некоторые вопросы требуют не пересказа главы или соответствующего параграфа из учебника, а выводы и свое поминание изложенного в учебнике материала.
На семинарских занятиях преподаватель должен учитывать активность участия студента, причем не только в форме докладов, но и дополнения, умных реплик, вопросов, предложенных студентом для обсуждения, даже отстаивание своей точки зрения в споре при противостоянии своего мнения взглядам других студентов. Допускается, что студент имеет право выражать свое собственное мнение. Разве лучше формально заставить его повторить точку зрения, с которой он не согласен? Тогда приобретенные им знания будут иметь меньшую социальную и профессиональную значимость. Зачет может студент получить автоматически при активной работе на семинарских занятиях и лекциях, выполнении заданий для самостоятельной работы.