Оциальная ответственность организации.
ема 6. Социофакторы и этика менеджмента.
екция.
оциальная ответственность организации.
В последнее время специалисты по менеджменту уделяют серьезное внимание вопросам общественной ориентации и социальной ответственности предприятия в условиях рыночных отношений. В литературе дается достаточно четкое определение социальной ответственности, показывается ее значение для предприятия, но не раскрывается целостный механизм ее реализации.
Социальная ответственность - это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
Специалисты дискутируют о разных целях деятельности предприятия: о прибыли, продукции (услугах), доле рынка, росте предприятия, удовлетворенности работников, социальной ответственности организации. Большинство специалистов склоняются к мнению, что организация - это нечто большее, чем экономическая целостность, и ее главная цель прибыль. Преобладает мнение, что современная организация является сложной частью внешнего окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации и общества в целом.
К таким составляющим относятся потребители, поставщики, местное население, средства информации, работники предприятия, держатели акций. Эта разнородная общественная среда может сильно влиять на достижение предприятием его целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Согласно этой точке зрения предприятия несут ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, прибыли, занятости и ненарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. В развитых странах в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным членом обслуживаемых сообществ.
В обществе, у руководителей предприятий складываются различные отношения к социальной ответственности.
Aргyмeнты «за»:
благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы; изменение потребностей и ожиданий широкой общественности;
наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;
нормальное обязательство вести себя социально ответственно. Позиция «против»:
нарушения принципа максимизации прибыли;
расходы (издержки) на социальную ответственность;
недостаточный уровень (и желание) отчетности перед общественностью;
недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Современное предприятие работает в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о том, как оно должно реагировать на эти претензии, в какой мере учитывать их в свой хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли. Поэтому в процессе управления необходим учет общecтвeннoгo фактора в деятельности предприятия.
Уже само определение предприятия как открытой, динамичной, сложной, частично вероятностной, частично автономной, целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации. Отсюда позитивное отношение многих руководителей к вопросу релевантности и легитимности общественных требований к поведению компании. Если рассматривать предприятие в качестве подсистемы в составе системы более высокого порядка, каковой является общество, то легитимность общественных претензий к предприятию можно обосновать двояко.
Во-первых, люди прямо или косвенно, в той или иной форме подвержены воздействию хозяйственного поведения предприятия. При этом на первый план обычно ставят его отрицательное влияние (негативный внешний эффект). Подверженность людей такому воздействию является, таким образом, одним из центральных критериев легитимности претензий к предприятию.
Во-вторых, встает вопрос, какие предприятия с общественной точки зрения вносят полезный вклад в жизнь общества в целом и в хозяйственную жизнь в частности. Этот вопрос возникает потому, что вышестоящая общественная система как целое и отдельные подсистемы (группы) не только испытывают влияние хозяйственной деятельности предприятия, но и предоставляют факторы производства, необходимые для ее осуществления. Это условие, как правило, связано с определенной компенсацией или участием в прибылях.
В этом смысле беспроблемна компенсация за классические факторы производства в виде капитала, рабочей силы, машин и оборудования, которые предоставляются в распоряжение предприятия отдельными группами (кредиторами, сотрудниками, поставщиками), как правило, через рынок. Проблематична компенсация за те блага, которые не принадлежат отдельным группам, а являются собственностью системы в целом, например, вода, воздух, полезные ископаемые, растения. Эти коллективные блага некогда рассматривались как общедоступные, так как имелись практически в неограниченном количестве и потому не знали ни цены, ни рынка. Сейчас они не могут использоваться свободно, поскольку их потребление весьма часто приобретает расточительный характер, что приводит к исчерпанию этих ресурсов. Поэтому за обществом как «собственником» этих благ сохраняется право определять, кто и на каких условиях может ими пользоваться.
В этом плане полезна аналогия с капиталом как фактором производства. Кредитор предоставляет кредит только в том случае, когда уверен, что получатель не только вернет его, но и уплатит определенный процент. Поэтому он должен заранее выяснить, обладает ли получатель кредита необходимыми профессиональными качествами и личными способностями для прибыльного использования денег, т.е. убедиться в его платежеспособности.
Если эти соображения перенести в область коллективных благ, то применение таких «факторов производства» оправдано лишь при условии, что оно осуществляется разумно, т.е. общество как единое целое извлекает из этого пользу. Право на такие блага предоставляется только тем предприятиям, которые гарантируют определенную выгоду, удовлетворяя при этом требования общества и соответственно пользуясь его доверием. Предприятия должны быть способны погасить «кредит», который предоставляется им не в форме денег, а в виде воздуха, воды, сырья и других ресурсов. Поэтому речь идет не о платежеспособности предприятия, а о доверии к нему общества, которое считает, что предоставленные предприятию факторы производства будут разумно использованы в силу профессиональных способностей, общественного и природоохранного сознания.
Доверительное отношение общества к предприятию становится основным мотивом и оценочным критерием его поведения. При жизнеутверждающей, нацеленной на перспективу позиции предприятия такое отношение распространяется на все так называемые группы претензий, которые составляют:
- непосредственные деловые партнеры (сотрудники, кредиторы, поставщики и т.п.);
- общественные группы, прямо или косвенно связанные с предприятием;
- природа в разнообразных формах проявления (например, растения, животный мир, вода, воздух);
- будущие поколения людей, которые имеют право на достойную жизнь.
Какова стратегия завоевания общественного доверия? Если предприятие ставит целью завоевать доверие общества, то ему необходимо сознательное и активное поведение, ориентированное на общественные запросы, оно и будет служить базой соответствующей стратегии.
Можно выделить три основных компонента такой стратегии - общественное, коммуникативное и инновационное поведение предприятия. Для того чтобы предприятие эффективно функциoниpoвaлo на рынке, оно должно интегрировать свои экономические интересы (экономическое поведение) с интересами общества на основе высокой социальной ответственности через эти свои основные компоненты. Эти компоненты тесно связаны друг с другом и только использование их во взаимной увязке может привести к поставленной цели - достижению доверия со стороны общества. Они выступают основными элементами интеграционной стратегии завоевания общественного доверия. Рассмотрим их более подробно.
Ответственное поведение. В общественном смысле ответственность означает способность предприятия отвечать на вопросы групп претензий до тех пор, пока спорная проблема не будет окончательно снята с повестки дня.
Общественную ответственность надо рассматривать в трех аспектах.
- Ответственность за роль предприятия в обществе: будучи частью общества, предприятие берет на себя задачу удовлетворения его определенных потребностей. Часть требований удовлетворяется через обменные отношения рынка. Однако остаются дополнительные претензии, которые вытекают из общественных представлений о роли предприятия в обществе, и предприятие должно осознавать ответственность и такого рода.
- Ответственность предприятия за способности: предприятие берет на себя ответственность за те общественные цели , проблемы, которые оно способно решить с использованием своих возможностей (капитала, ноу-хау). В этом случае предприятие принимает на себя долю общей ответственности.
- Причинная ответственность: любое предприятие должно нести ответственность за все действия и их последствия, причиной которых оно само является. Если, например, компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за eго очистку и должна нести расходы за причиненный ущерб.
Коммуникативное поведение. Если предприятие намерено взять на себя ответственность за свою роль в обществе, то об общественных претензиях оно может узнать из диалога с заинтересованной стороной. Соответствующая коммуникация должна базироваться на признании групп претензий в качестве подлинных партнеров по коммуникации. Это условие означает прежде всего терпимость по отношению к противоположному мнению; способность к самопознанию и самоанализу (компания должна уметь критически оценивать свои субъективные восприятия); готовность к диалогу с группами претензий; способность разрешать конфликтные ситуации.
Исходя из таких установок, предприятие должно совершенно по-новому интерпретировать работу с общественностью («паблик-релейшнз»). Можно выделить четыре принципа такой работы:
- поведенческая ориентация: общественное доверие к источнику информации приобретает решающее значение в вопросе о том, принимать или отвергать предлагаемую информацию. Конкретнoe поведение сотрудников предприятия играет главную роль в создании атмосферы доверия между ним и обществом;
- ориентация на сотрудничество: правильно информировать можно лишь в том случае, когда известно, какая именно информация запрашивается. Поэтому необходимо вступать в диалог. В противном случае возникает опасность отвечать на вопросы, которые фактически никто не ставил;
- ответственность в работе с общественностью: отношения доверия достигаются лишь благодаря предоставлению предприятием полной информации - как положительной, так и отрицaтeльнoй;
. ориентация на противоположное мнение: если предприятие пытается строить свои отношения с отдельными группами общественности как с подлинными партнерами, оно должно признавать за ними право на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.
Инновационное поведение. Предприятие должно искать оптимальные решения как для существующих, так и для возможных проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.