Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.
ФИЛОСОФИЯ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Москва 2006
Составитель
кандидат философских наук, доцент
Л.Н.Гордиенко
Ответственный редактор
заведующий кафедрой философии,
доктор философских наук, профессор
М.Ю. Захаров
Обсуждено
на заседании кафедры философии
протокол № 8 от 21 февраля 2006г.
Обсуждено и одобрено
На заседании методического совета
Института социологии и управления персоналом
Протокол № 4 от 17 февраля 2006г.
Организационно-методические указания.
Философия является фундаментом теоретической и духовной культуры человечества, всеобщей методологией гуманитарных, социальных, естественных и технических наук. Овладение основами философского мировоззрения, моральными и эстетическими принципами, нормами и идеалами служит приобщению к общечеловеческим ценностям, помогает сознательной ориентации в сложных общественных процессах, постижению смысла человеческой жизни, формированию ответственности за последствия своих действий и поступков. В процессе изучения философии студент получает возможность систематически осознать принципы и методы познания, развивать навыки логического мышления, нравственного самосовершенствования, освоить общественно значимые стимулы профессиональной деятельности, понять сущность социальной и гражданской активности.
Студент, изучивший курс философии, должен обнаружить: 1. Понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры. 2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов. 3. Общее представление об основных отраслях философского знания. 4. Знания: а) о научной картине мироздания, ее фундаментальных понятиях и принципах; б) о концепции человека, об этических взглядах и эстетических ценностях; в) об историчности человеческого бытия, многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии.
В соответствии с учебным планом студенты со сроком 3,5 года обучения изучают философию во 2 семестре, выполняют контрольное задание и сдают экзамен; студенты 4-х летнего срока обучения (все специальности) изучают философию во 2 семестре, выполняют контрольное задание (письменные ответы на вопросы по отдельным темам курса) и сдают экзамен; студенты 6-ти летнего срока обучения (все специальности) изучают философию в 5 семестре, выполняют контрольное задание (письменные ответы на вопросы по отдельным темам курса) и сдают экзамен.
Основным методом изучения курса философии для студента заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Методическую помощь студентам в этой работе окажут подготовленная кафедрой философии Программа и контрольные задания по дисциплине “Философия” для студентов всех специальностей заочного обучения, а также Учебное пособие, в котором дается краткое изложение всех тем курса.
Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.
Изучение дисциплины 144 час.
Наименование Раздела, темы | Объем работы студентов (час) | ||||||||||||
Всего часов | Срок обучения | ||||||||||||
3,5 года | 4 года | 6 лет | |||||||||||
Аудиторные | Самост. | Аудиторные | Самост. | Аудиторные | Самост. | ||||||||
Лекц. | Конс. | Лекц. | Конс. | Лекц. | Конс. | ||||||||
Раздел 1. Введение | 7\8 | 7\7 | |||||||||||
Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Раздел 2. Основные этапы исторического развития мировой философской мысли | 7\8 | 7\7 | |||||||||||
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия | 7\8 | 7\7 | |||||||||||
Тема 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения. | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIXв.) | 8\8 | 8\8 | |||||||||||
Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX в.) | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 6. Западно-европейская философия XXв. | 8\9 | 7\8 | |||||||||||
Раздел 3. Философская концепция бытия. | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция. | 7\8 | 7\7 | |||||||||||
Тема 8. Сознание как субстанция. | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 9. Познание. Научное познание. | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 10. Философское учение о развитии. | 8\8 | 8\8 | |||||||||||
Раздел 4. Философские проблемы человека и общества. | 8\9 | 8\8 | |||||||||||
Тема 11. Философская концепция человека. | 8\8 | 7\8 | |||||||||||
Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии. | 8\8 | 8\8 | |||||||||||
Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации. | 8\8 | 8\8 | |||||||||||
Всего часов на освоение учебного материала | - | 8\2 | 4\4 | 132\138 | 16\8 | 4\4 | 124\132 | ||||||
Формы контроля:промежуточный – контрольное задание итоговый – экзамен | |||||||||||||
Изучение дисциплины 114 час.
Наименование Раздела, темы | Объем работы студентов (час.) | |||||
Всего часов | Срок обучения 6 лет | |||||
Аудиторные | Самост. | |||||
Лекц. | Конс. | |||||
Раздел 1. Введение | ||||||
Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека | ||||||
Раздел 2. Основные этапы исторического развития мировой философской мысли | ||||||
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия | ||||||
Тема 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения. | ||||||
Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIXв.) | ||||||
Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX в.) | ||||||
Тема 6. Западно-европейская философия XXв. | ||||||
Раздел 3. Философская концепция бытия. | ||||||
Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция. | ||||||
Тема 8. Сознание как субстанция. | ||||||
Тема 9. Познание. Научное познание. | ||||||
Тема 10. Философское учение о развитии. | ||||||
Раздел 4. Философские проблемы человека и общества. | ||||||
Тема 11. Философская концепция человека. | ||||||
Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии. | ||||||
Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации. | ||||||
Всего часов на освоение учебного материала | ||||||
Формы контроля:промежуточный – контрольное задание итоговый - экзамен | ||||||
Литература (основная)
1. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.
2. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991.
3. Философия: Учебник для вузов. Отв. ред. В.Н.Кохановский. Ростов н/Д, 1995.
4. Краткая история философии. Под ред. В.Г.Голобокова. М., 1996.
5. Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. Философия. Учебное пособие для студентов заочного отделения. М., ГАУ, 1998.
Справочная литература
6. Современная западная философия. Словарь, М., 1991.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
8. Эстетика. Словарь. М., 1990.
9. Словарь по этике. М., 2004.
Содержание тем программы.
Раздел I.
Введение.
Тема 1. Философия и ее роль в духовной жизни общества и человека.
Понятие “мировоззрение”. Мировоззрение как система обобщенных взглядов и представлений о природе, человеке, обществе, о мире в целом, о месте в нем человека и его отношении к действительности, к другим людям и самому себе. Мировоззрение как система ценностных ориентаций, идеалов, принципов.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Философия как теоретически обоснованное, логически доказательное мировоззрение, опирающееся на научное познание. Предмет философии. Специфика философского знания: теоретическое осмысление окружающего мира и духовно-ценностное постижение бытия человека. Поиск ответов на “вечные вопросы” бытия: смысл жизни, призвание и назначение человека, смерть и бессмертие, пути достижения гармонии и счастья, перспективы человеческого общества. Роль философии в обосновании конечных целей, стратегических программ и фундаментальных критериев жизнедеятельности человека в выборе духовных ценностей. Специфика философии как мировоззренческого знания о всеобщих началах, определяющих основаниях природы и общества, высших целях и идеалах человека с позиций универсального гуманизма.
Структура философии: онтология (учение о бытии и субстанциональных началах), гносеология (теория познания), логика, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия, история философии.
Стиль философского мышления: авторитет разума, критичность, антидогматизм, творческая новизна, последовательный гуманизм, интеллигентность.
Роль философии в развитии науки, практической жизнедеятельности общества. Взаимоотношения гуманистической философской картины мироздания с системой религиозных взглядов. Единство общечеловеческих ценностей и моральных норм. Принципиальные различия и дискуссии в области мировоззренческих обобщений при обосновании источников морали.
Литература: 1; 4; 5.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое мировоззрение? В чем специфика мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения?
2. Возможно ли существование мировоззрения без философии? В чем их сходство и различие? Зачем нужна (и нужна ли) философия человеку?
3. Была ли философия во все времена одна и та же? Если нет, то в чем причина ее изменчивости: развитие а) науки, б) общества?
4. На какие ценности ориентируется современная философия? В чем состоит ее гуманистический характер?
5. Сводима ли философия к науке?
6. Какова структура философского знания?
Раздел II.
Основные этапы исторического развития мировой философской мысли.
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия.
Мифология в условиях становления человеческого общества, как синкретическое, духовно-практическое образование, ее образность, одухотворение природных явлений. Зачатки научного знания. Формирование нравственных начал человеческого общежития и элементов эстетического освоения мира первобытным человеком при переходе от варварства. Религиозный тип мировоззрения. Выделение философии из синкретических мировоззренческих структур.
Представление о космосе, богах, человеке и его судьбе в философских системах древнего Востока. Конфуций. Буддизм. Милетская школа в философии древней Греции (Фалес, Анаксимандр). Диалектика Гераклита. Пифагор. Демокрит.
“Человек - мера всех вещей” (Протагор). Сократ и его учение об основах человеческого поведения. Философия Платона: мир идей и чувственный мир, его учение о государстве. Философия Аристотеля, создание им этики и логики. Эпикур. Стоики.
Литература: 1; 4; 5.
Вопросы для самопроверки
1. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и различие между ними?
2. В чем особенности диалектики античных философов?
3. Как Вы понимаете этический рационализм Сократа?
4. Кто из древнегреческих философов считал главной задачей познания - самопознание, являясь автором тезиса: “Познай самого себя”?
5. Изложите основные положения концепции государства у Платона и Аристотеля.
6. Какой смысл вкладывают софисты в сформулированный принцип: “человек есть мера всех вещей”?
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Неоплатонизм. Становление христианства как мировой религии. Этические идеи в “Новом Завете”. Теоцентризм философии Августина. Понимание бога как личного Абсолюта. Схоластика. Философские взгляды Ф.Аквинского. Приоритет веры над разумом. Границы рационального познания.
Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Роль деятельного и нравственного начал в формировании человеческого достоинства. Учение о красоте человека.
Натуралистический пантеизм в полемике с учением о божественном творении мира (Н.Кузанский) Д.Бруно о бесконечности и множественности миров, его концепция “героического энтузиазма” человека.
Литература: 1; 4; 5.
Вопросы для самопроверки
1. Августин Аврелий один из самых выдающихся умов средневековья. В чем заключается сущность его философских взглядов?
2. Что означают понятия “номинализм” и “реализм” в средневековой философии?
3. Что такое схоластика? Как решалась ею проблема соотношения веры и разума?
4. Вера и знание для Фомы Аквинского различны и принадлежат к разным порядкам бытия. Однако они не противоречат друг другу. Почему?
5. В чем особенности натурфилософии эпохи Возрождения?
6. Какой вклад внес Н.Кузанский в развитие диалектики?
7. Какие идеи Коперника и Дж.Бруно встретили сопротивление церкви и почему?
8. Назовите характерные черты гуманизма эпохи Возрождения.
9. Раскройте социокультурный смысл понятия “Возрождение”.
10. Как соотносится религиозная мораль христианства с этическими представлениями гуманистов Возрождения?
Тема 4. Европейская философия Нового времени (XVII-XIX вв).
Проблема научного познания - центральная проблема философии Нового времени (XVII-XIX вв.). Разработка идеалов опытного естествознания и математики (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза). Борьба Бэкона с “идолами” обыденного сознания. Идея тождества истины и пользы, знания и могущества. Проблема достоверности знания: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Учение о субстанции: монизм (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц). Разум и свобода человека.
Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций). Обоснование “естественных прав” человека на жизнь, свободу, собственность. Концепция общественного договора (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо).
Теория разумного эгоизма. Общественно-правовой идеал Просвещения (Монтескье, Кондорсе). Свободомыслие как условие развития личности и общества.
И.Кант как родоначальник классической немецкой философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Рассудок и разум. Пределы знания и веры. Мир “вещей в себе” и мир явлений. Этика Канта, его категорический императив - обоснование свободы, высочайшей ценности и автономии личности.
Г.Гегель. Тождество мышления и бытия. Система абсолютного идеализма. Панлогизм. Противоречие между системой и методом философии Гегеля. Великий вклад Гегеля в развитие диалектики как методологии.
Антропологический материализм Фейербаха. Раскрытие им человеческой сущности идеи Бога как абсолютизации наивысших, наисовершенных качеств человека.
Философское учение Маркса. Радикальный гуманизм “Экономическо-философских рукописей”. Основы социальной философии, материалистического понимания истории в работах “Немецкая идеология”, рукописях к “Капиталу”. Диалектические пути становления общества реального гуманизма. Исторические судьбы марксистской философии. Ее сущностные деформации, вульгаризация и догматизация в условиях тоталитарного политического режима. Абсолютизация последователями Маркса роли классовой борьбы и насилия в историческом процессе. Упрощенная трактовка определяющей роли экономического фактора в жизни общества.
Литература: 1; 4; 5; 2.
Вопросы для самопроверки
1. В чем суть таких методов познания в философии как эмпиризм и рационализм?
2. В чем сущность пантеизма?
3. В чем особенности рационализма Спинозы? Как Вы понимаете его тезис: “природа есть причина самой себя”?
4. Назовите основные положения субъективного идеализма Д.Беркли и Д.Юма.
5. Назовите основные черты эпохи Просвещения. Почему она так названа?
Кто ее представители?
6. Какими нравственными ценностями и чертами характера обладает “гражданин мира” - идеал эпохи просвещения?
7. Что является субстанцией в учениях Канта? Гегеля?
8. В чем суть переворота И.Канта в теории познания?
9. Что такое категорический императив Канта? Как решается проблема долга и счастья человека?
10. В чем суть диалектического метода Гегеля?
Тема 5. Философская мысль в России (XIX - первая треть XX века.)
Судьба России как философская проблема (Чаадаев, славянофилы и западники). Философские взгляды Герцена. Антропологический принцип философии Чернышевского. Религиозно-философская система В.Соловьева. Философия непротивления злу насилием Л.Толстого. Философско-этические взгляды Достоевского. Проблемы свободы и творчества, высшей ценности человеческой личности в трудах Бердяева. Русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.И.Вернадский).
Литература: 1; 2; 5.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные черты русской философской мысли?
2. Раскройте содержание основных идей русских славянофилов и “западников”.
3. Что означает центральное понятие “всеединства” в философии В.Соловьева?
4. Каково соотношение философии, религии и науки, с точки зрения Вл.Соловьева?
5. В чем смысл понятия свободы в философии Н.Бердяева?
6. В чем суть основных идей русского космизма?
7. Что означает понятие “русская идея” в отечественной философии XIX - XX вв?
Тема 6. Западно-европейская философия XX века.
Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Философия жизни (Ф.Ницше). Экзистенциализм. Бытие человека в мире - главный предмет философии. Проблема свободы, жизни и смерти человека. Сущность и существование.
Психоаналитическая антропология. З.Фрейд. Учение о бессознательном в жизни личности. Неофрейдизм.
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Неотомизм.
Литература: 1; 4; 2.
Вопросы для самопроверки
1. Какие аргументы были использованы позитивистами для “пересмотра” предшествующей философии?
2. Какие критерии истинности и научности предлагает неопозитивизм?
3. Как решается проблема человека в философии экзистенциализма?
4. Как неотомизм понимает задачи философии в постановке и решении этических проблем?
5. Какую роль играет сознание в теории З.Фрейда? В чем суть его трактовки проблемы человека?
6. В чем суть мира и человека с точки зрения “философии жизни”?
7. Какая проблема является центральной в философии Э.Фромма?
Раздел III.
Философская концепция бытия.
Тема 7. Бытие как философская категория. Материя как субстанция.
Бытие как всеобщая реальность. Диалектика бытия и небытия. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов, состояний природы. Человеческое бытие и его специфика - мир культуры.
Бытие духовного в индивидуализированных формах: знаково-символические системы, идеалы, принципы, нормы, нравственные и эстетические чувства. Материализированные продукты духовного бытия: объективированные результаты сознания и самосознания, морали, научного, технического и художественного творчества. Социальное бытие как цивилизованное бытие общественного человека, его социальных общностей, институтов, структур управления.
Многообразие и единство мира. Философская категория субстанции. Материя как субстанция. Идея материального единства мира. Движение, пространство, время как сущностные характеристики материи, формы ее существования. Уровни организации и самоорганизации материи. Формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Критика редукционизма. Единство космоса, биосферы, общества и человека.
Литература: 1; 4; 2;6
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль категории “бытия” в философии?
2. Как Вы понимаете единство мира?
3. Что Вы понимаете под материальностью мира? Каковы основные формы движения материи и их специфика?
4. Взаимосвязаны ли между собой и каким образом материя, движение, пространство, время?
Тема 8. Сознание как субстанция.
Происхождение сознания в процессе естественно-исторического возникновения человека и человеческого общества. Сознание как внутреннее единство природного, социального и личностного. Сущность идеального как познания смыслов и системы духовных ценностей. Сознательное и бессознательное. Единство рационального и иррационального. Интуиция. Инстинкт.
Самосознание человека, его формы и роль в жизнедеятельности, общении людей.
Литература: 1; 4;6
Вопросы для самопроверки
1. Можно ли охарактеризовать сознание без его соотношения с: а) деятельностью человека, б) материей?
2. “Безудержная фантазия” - есть ли у нее точки сопрокосновения с миром? С потребностями человека?
3. Может ли сознание существовать без способности воображения?
4. Можно ли отождествить психику и сознание?
5. Как связаны между собой язык и сознание? Правильно ли на Ваш взгляд утверждение: “Тот, кто хорошо мыслит, хорошо говорит?”
6. Является ли мозг источником мысли? Если нет, то что является источником мыслей, переживаний, воли?
7. От каких факторов в большей мере зависит степень самосознания индивидов: 1) психологической наследственности, 2) человеческой свободы, 3) творческого начала, 4) других факторов?
Тема 9. Познание. Научное познание.
Познание как опосредованное социальными условиями, исторически развивающееся отношение человека к миру. Практическая деятельность общественного человека как основа познания. Культурно-историческая теория происхождения и сущности психики человека. Знание, отражение, информация.
Познание как единство чувственного и рационального. Основные ступени познания. Чувственное познание и его формы. Рациональная ступень познания. Логическое мышление и его формы. Раскрытие сущности явлений и процессов, закономерных всеобщих связей.
Рассудок и разум. Идея, концепция, теория как усложняющиеся структуры научного познания. Единство исторического и логического как принцип научно-теоретического мышления. Принцип восхождения от абстрактного к конкретно-всеобщему в теоретическом мышлении. Конкретный анализ конкретной ситуации как требование научного познания. Раскрытие специфической логики специфического предмета - заключительный этап восхождения к конкретному в теории как системе понятий и многочисленных научно-абстрактных определений.
Истина как процесс. Абсолютное и относительное в познании истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и ценность. Истина и идеал.
Типы научной рациональности. Методология и методы научного исследования. Гипотеза. Научный эксперимент. Наука как социальная и непосредственно производительная сила. Научное и вненаучное знание. Научное знание и религиозная вера. Знание как результат научного исследования: объяснение, систематизация, понимание, прогнозирование, оценка. Наука и этика.
Литература: 1; 4; 2;6
Вопросы для самопроверки
1. В чем суть основного вопроса гносеологии? Сформулируйте его.
2. В чем суть агностицизма? Какова его определяющая черта?
3. Раскройте содержание понятий “истина”, “объективная истина”, “абсолютная истина”, “относительная истина”, “конкретность истин”.
4. Какие критерии истин Вы можете назвать? Какой из них, на ваш взгляд, главный?
5. Каковы гносеологические функции практики?
6. Практика как критерий истины обладает одновременно достоинством абсолютности и относительности. Как Вы понимаете данное утверждение?
Тема 10. Философское учение о развитии.
Диалектика как всеобщая методология естественных, технических, социальных, гуманитарных наук, глобальных изменений и качественных преобразований в эволюции. Идея развития и саморазвития мира. Принцип историзма. Универсальная взаимосвязь явлений действительности и принцип детерминизма. Причинность и самодетерминация явлений. Генетические и структурно-функциональные связи, их различие и единство. Диалектика единичного, особенного, общего и всеобщего. Диалектические категории: случайность и необходимость, возможность и действительность, явление и сущность, форма и содержание.
Принцип системности и его реализация как этап на пути становления целостности. Целостность как высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Многомерность сложных системных объектов, их полифункциональность. Законы функционирования и развития системы. Самоорганизующиеся системы.
Диалектика взаимоперехода количественных и качественных изменений. Мера. Системное качество. Эволюционный тип развития как доминантный в общественных преобразованиях. Коэволюция.
Противоречивость бытия и познания. Единство и борьба противоположностей, разрешение противоречий как движущая сила, источник развития. Конфликт. Кризис. Коллизия. Компромисс. Баланс интересов и их оптимизация. От антагонизмов через преодоление конфликтов к гармонии - масштаб диалектического противоречия. Гармонизация как система практических, конструктивных мер по согласованию интересов в целях развития целого. Культура диалога. Консенсус, согласие. Понятие устойчивого развития.
Развитие явления через отрицание своих прежних форм существования. Диалектическое отрицание как единство преодоления старого качества, преемственности и конструкции нового. Диалектический путь прогресса и регресса.
Литература: 1; 2; 4;6
Вопросы для самопроверки
1. Как соотносятся понятия “движение” и “развитие”?
2. Как понимать саморазвитие явления и процесса?
3. Каковы основные принципы диалектики?
4. Что такое индетерминизм?
5. Вы согласны с тем, что именно гармония является антиподом антагонизма?
6. Законы диалектики характеризуют развитие с трех сторон. Охарактеризуйте их.
Раздел IV.
Философские проблемы человека и общества.
Тема 11. Философская концепция человека.
Человек как фундаментальная категория философского мировоззрения, центральное понятие социальных и гуманитарных наук. Диалектика сущности и существования человека. Философское понятие “человек” как синтез различных сущностных сторон. Человек как индивид, природное существо, единство биологического и социального. Человеческая жизнь как ценность. Приоритетное значение здоровья, профилактической медицины, физической культуры и экологической безопасности.
Человек как личность, ее социальная сущность. Личность как продукт социализации и культурного развития. Роль социальных институтов семьи, образования, воспитания в формировании личности. Социальная типология личности, общественная среда как фактор социализации.
Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира культуры. Критика представлений “казарменного социализма” о человеке как “винтике” государства, принижения самостоятельности, инициативы, свободного выбора и ответственности личности.
Человек как индивидуальность, ее самобытность, оригинальность, незаменимость. Духовно богатая индивидуальность - вершина личностного развития. Ее вклад в общечеловеческую культуру, историю народа, традиции предков и семьи. Определяющая роль самообразования и самовоспитания, характера и силы воли в процессе индивидуализации личности.
Человек как представитель человечества. Родовые свойства человека. Типы исторических индивидов: случайный, местный, классовый, всемирно-исторический. Человеческое измерение решения глобальных проблем и его роль в формировании нового мышления и человеческого сознания. Отчуждение как антипод свободы и целостного развития человека.
Философия реального гуманизма о смысле жизни человека, его назначении и призвании. Приобретение смысла жизни через приобщение к духовным ценностям культуры, через творческие деяния и нравственные поступки, через “строительство” подлинного человеческого бытия.
Духовность как совокупность проявлений внутреннего мира человека, носителя и творца духовных, моральных и эстетических ценностей. Бездуховность как антипод духовности. Эмоциональное и интеллектуальное в духовной жизни человека.
Общечеловеческая сущность морали. Добро и зло, справедливость и несправедливость - основные этические категории. Совесть как самоконтроль личности и внутренняя опора морали. Роль семьи, общественного мнения, народных традиций в реализации нравственных идеалов, принципов и норм. Честность, достоинство, честь - ведущие нравственные качества личности. Соблюдение простых норм нравственности - необходимое условие цивилизованности человека. Проблемы профессиональной этики.
Красота, прекрасное как высшая эстетическая ценность. Внутренняя связь красоты с достижением подлинной человеческой свободы, высот мастерства и нравственного благородства. Искусство как социальный институт концентрированного эстетического освоения мира человеком. Художественный образ, наслаждение красотой и гармонией, эстетический вкус - важнейшие характеристики воздействия искусства на человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое в искусстве и действительности.
Религия как форма общественного и индивидуального сознания. Сущность религии - вера в сверхъестественные силы, господствующие над человеком и миром. Основные структурные черты религии: система взглядов и догм; вера в божественную силу и промысел, совокупность обрядов и ритуалов, роль церкви как посредника между верующим и богом. Нравственная сторона религии.
Общечеловеческие моральные ценности как объединяющая сила во взаимодействии религиозной морали и нравственных достоинств светского внерелигиозного гуманизма во имя реального блага отдельного человека.
Литература: 1; 4;6
Вопросы для самопроверки
1. Какое из ниже приведенных определений человека наиболее полно выражает его сущность:
“Человек - это существо политическое” (Аристотель);
“Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда” (Б.Франклин);
“Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции” (П.Тейяр де Шарден);
“Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (К.Маркс);
“Существенною, отличительной чертою человека являются два чувства - чувство смертности и стыд рождения...” (Н.Ф.Федоров);
“Человек - существо со слабым интеллектом, им владеют его влечения” (З.Фрейд).
2. Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий “человек” и “личность” будет правильным на Ваш взгляд:
1) Человек и личность - это тождественные понятия.
2) Человек - это синтетическое понятие, а личность - социальное.
3) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.
4) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.
3. Какую роль играют духовные чувства? Назовите важнейшие из них.
4. В чем критерий нравственного прогресса?
5. Только ли религия является источником нравственности?
6. Как аргументировать общечеловеческую сущность морали?
Тема 12. Философия истории. Проблемы социальной философии.
Предмет социальной философии. Происхождение общества. Взаимодействие природы и общества. Деятельностный подход, роль труда в происхождении человека и общества. Общественное разделение труда и дифференциация общественной жизни.
Необходимость и свобода в историческом действии общественного человека. Свобода как продукт исторического развития. Внутренняя связь свободы, культуры, творчества человека. Свобода и ответственность. “Свобода от” и “свобода для”. Культура как исторический процесс творческого самосозидания человеком своей общественной и личностной действительности, как путь к высотам человеческой свободы. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Социальные функции культуры.
Освоение культурного наследия человечества и его обогащение как сущность социального наследования, движущая сила общественного развития. Материальные и духовные источники и движущие силы исторического развития общества.
Современное понимание производительных сил. Роль науки, техники, технологии. Потребности, интересы, ценности социальных субъектов как движущие силы общества. Роль идей, организационной и управленческой деятельности, инициативы, образованности, характера личности в жизни общества и его развитии.
Формационный и цивилизационный подходы в социальной философии современного общества.
Целостное единство всех сфер общества: экономической, социальной, политической, духовно-культурной как важнейший принцип философской методологии социального познания и общественной практики.
Литература: 1; 4;6
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается предмет социальной философии? Раскройте его содержание.
2. В чем отличие закономерных связей общества от законов природы?
3. Как соотносятся социально-историческая необходимость, случайность и сознательная деятельность людей?
4. Какие факторы являются определяющими в развитии общества: космические, экономические, религиозные, нравственные, географические, социально-психологические или другие?
5. Что такое волюнтаризм и фатализм?
6. Каково, на Ваш взгляд, соотношение общецивилизационных и формационных критериев и процессов?
7. В чем, на Ваш взгляд, проявляется единство и многообразие истории?
8. Что такое культура общества?
Тема 13. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития цивилизации.
Понятие “глобальные проблемы человечества”. Основные источники их возникновения: негативные последствия научно-технического прогресса, деформация политики государств и международного порядка в сфере охраны природной среды и практического гуманизма.
Угроза экологической катастрофы. Опасность термоядерного уничтожения человечества и жизни на земле. Угроза демографического взрыва в отсталых, неразвитых странах и смерти от голода значительных масс населения. Усиление нравственной деградации, преступности и культурного обнищания больших социальных слоев не только в отсталых, но и в развитых странах.
Вклад “Римского клуба” в философское осмысление глобальных проблем и поиск оптимальных путей перехода мировой цивилизации в новое качественное состояние.
Концепции перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Интенсивное развитие компьютеризации общества, материального и духовного производства. Информатизация как социотехнический и социокультурный процесс.
Роль концепции ноосферы В.И.Вернадского в разработке стратегии развития мировых цивилизаций - становлении ноосферного человечества.
Социально-экономические, культурные, этические и эстетические аспекты формирования глобальной ноосферной цивилизации.
Литература: 1; 4;6
Вопросы для самопроверки
1. В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации и путей их решения на рубеже XX-XXI вв?
2. В чем причины экологической проблемы? Каковы пути ее решения?
3. В чем суть таких понятий как “ноосфера”, “коэволюция”, “экологическая культура”?
4. Каковы основные характеристики “информационного общества”?
Контрольные задания.
Выбор темы реферата для студентов 3,5-летнего срока обучения осуществляется в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов; в каждом варианте две темы реферата. Например, если Ваша фамилия на букву “К”, то Вы можете взять любой из вариантов: 2, 8, 14, 20, 26 и выбрать одну из двух предлагаемых в варианте тем реферата.
Выбор варианта контрольного задания для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения осуществляется так же в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов. Например: Если Ваша фамилия на букву “И”, то Вы можете взять любой из вариантов: 1, 7, 13, 19 или 25 и дать ответ на два вопроса данного варианта.
Первая буква фамилии студента | Для студентов со сроком обучения 3, 5 года. № вариантов (темы рефератов) | Для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения № вариантов (контрольные вопросы) |
А-Д | 0, 6, 12, 18, 24 | 0, 6, 12, 18, 24 |
Е-И | 1, 7, 13, 19, 25 | 1, 7, 13, 19, 25 |
К-П | 2, 8, 14, 20, 26 | 2, 8, 14, 20, 26 |
Р-Ф | 3, 9, 15, 21, 27 | 3, 9, 15, 21, 27 |
Х-Ш | 4, 10, 16, 22, 28 | 4, 10, 16, 22, 28 |
Щ-Я | 5, 11, 17, 23, 29 | 5, 11, 17, 23, 29 |