Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

I. Немецкая классическая философия;

II. Философия марксизма

III. Западная философия середины 19-20 веков

I. Немецкая классическая философия

2-я половина 18 – 1-я половина 19 веков

Особенности немецкой классической философии

Пришла на смену французскому метафизическому материализму.

Характеризовалась рядом особенностей:

- более глубокое исследование различных философских проблем (онтология, гносеология, этика и др.);

- углубленное развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);

- в гносеологии исследуется не только объект, но и субъект познания;

- возвращение и господство в философии идеализма.

Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

И. Кант(1724-1804)

Родоначальник немецкой классической философии.

Пруссия, Кенигсберг, сын ремесленника.

Профессор и ректор Кенигсбергского университета.

Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук: космогония, физическая география, антропология.

Космогония:

1) естественное возникновение Солнечной системы из разряженного облака мелких частиц;

2) происходит вечное образование новых планет;

3) зависимость вращения Земли от приливов;

Все это – доказательство исторического развития природы (диалектика!).

Физика: относительность движения и покоя;

Биология: предложил генеалогическую классификацию животного мира.

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

Основные задачи философии:

- Что я могу знать? (ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»);

- На что я смею надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»).

Основные проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

Основные понятия:

- явление, вещь в себе, категорический императив.

Гносеология Канта

Предложил:

- переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания,

- а также изучить границы познания.

Учение о «вещи в себе» (или о сущности и явлении):

Основные идеи учения:

1. Познание человеком мира имеет свои границы.

2. В предмете различаются две стороны:

а) явления – это внешная сторона предмета, та, что познается нами с помощью органов чувств (то, что нам через них является);

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, основа вещи, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность и явления не совпадают друг с другом.

4. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе».

«Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

В этом - агностицизм Канта.

5. Явления человек способен познать с помощью органов чувств. Поэтому явления – открыты для познания. Это т.н. «вещь для нас».

Например: человек.

Явления человека – его внешность, поведение на людях.

Сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа.

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

А нужно ли человеку все знать?

Пример: использование атомного оружия.

Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. И сущность познаваема - через познание явлений.

«Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении открывается и частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

Таким образом, Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) указывает механизм познания сущности.

Этика Канта

Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Название учения говорит само за себя.

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.е. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Н-р: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение классов, перенапряжение сил).

Антифеодальная (антикрепостническая) направленность данного учения. Т.е. нельзя угнетать других. Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».

Наши рекомендации