Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности
I. Немецкая классическая философия;
II. Философия марксизма
III. Западная философия середины 19-20 веков
I. Немецкая классическая философия
2-я половина 18 – 1-я половина 19 веков
Особенности немецкой классической философии
Пришла на смену французскому метафизическому материализму.
Характеризовалась рядом особенностей:
- более глубокое исследование различных философских проблем (онтология, гносеология, этика и др.);
- углубленное развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);
- в гносеологии исследуется не только объект, но и субъект познания;
- возвращение и господство в философии идеализма.
Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)
И. Кант(1724-1804)
Родоначальник немецкой классической философии.
Пруссия, Кенигсберг, сын ремесленника.
Профессор и ректор Кенигсбергского университета.
Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук: космогония, физическая география, антропология.
Космогония:
1) естественное возникновение Солнечной системы из разряженного облака мелких частиц;
2) происходит вечное образование новых планет;
3) зависимость вращения Земли от приливов;
Все это – доказательство исторического развития природы (диалектика!).
Физика: относительность движения и покоя;
Биология: предложил генеалогическую классификацию животного мира.
Два периода в творчестве И.Канта:
1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).
2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).
Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.
Основные задачи философии:
- Что я могу знать? (ответ в книге «Критика чистого разума»);
- Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»);
- На что я смею надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»).
Основные проблемы:
- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;
- нравственность человека
Основные понятия:
- явление, вещь в себе, категорический императив.
Гносеология Канта
Предложил:
- переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания,
- а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе» (или о сущности и явлении):
Основные идеи учения:
1. Познание человеком мира имеет свои границы.
2. В предмете различаются две стороны:
а) явления – это внешная сторона предмета, та, что познается нами с помощью органов чувств (то, что нам через них является);
б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, основа вещи, отличающая ее от всех других вещей.
3. Сущность и явления не совпадают друг с другом.
4. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе».
«Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».
В этом - агностицизм Канта.
5. Явления человек способен познать с помощью органов чувств. Поэтому явления – открыты для познания. Это т.н. «вещь для нас».
Например: человек.
Явления человека – его внешность, поведение на людях.
Сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа.
Причины непознаваемости сущности (по Канту):
1. Бесконечность и изменчивость мира;
2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.
А нужно ли человеку все знать?
Пример: использование атомного оружия.
Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на:
1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;
2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.
Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:
Кант не прав. И сущность познаваема - через познание явлений.
«Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении открывается и частичка сущности предмета.
Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.
Таким образом, Гегель указывает на:
1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;
2) принципиальную возможность познания сущности;
3) указывает механизм познания сущности.
Этика Канта
Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности
Название учения говорит само за себя.
Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.е. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.
Н-р: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение классов, перенапряжение сил).
Антифеодальная (антикрепостническая) направленность данного учения. Т.е. нельзя угнетать других. Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.
Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».