Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 12 страница
раджас –смотри раджогуна
Радха –«Поклонение», «Восхищение»; олицетворение абсолютной чистой, целомудренной Любви к Богу. Имя пастушки, всецело преданной Кришне, возлюбленной Кришны (Говинды – Пастуха). Радха была тетушкой Кришны по отцу, а по возрасту – старше Его на девять лет. Она постоянно думала о Кришне и воспевала Его имя, мечтала о даршане – встрече с Ним. «Радха – это тот или та, кто постоянно предается арадхане – размышлению о Господе и поклонению. Радха – это человек, погруженный в мысли о Боге». Сатья Саи Баба
радхас –богатство, изобилие, достижение, исполнение
Радхешьям –возлюбленная Кришны, эпитет Радхи
ракта, ракта-дхату- в Аюрведе ткань-элемент – кровяная ткань, кровь
ракти – очарование, одно из шести ценнейших свойств Бхакти, истинной преданности Богу.
рактха –основа
ракша –защита и безопасность («ракш» – вредить, «а» – отрицание); спаси, защити
Ракшака –защитник (Бог)
ракшас, ракшасы – «вредитель», «угрожающие», в индийской мифологии это обычно злые полубоги, злые духи, духи-людоеды, демоны, живущие в лесах и вредящие людям: отшельникам и всем, кто попадает в лес (отличают от асуров, соперников Богов)
Рама, Рамачандра – «Несущий радость всем», «Тот, кто дарует радость»; «Источник радости», «Прекрасный, как месяц», «Чарующий», «Всенаслаждающий», «Восторг», «Восхищение». Под этим именем известны два Аватара Вишну: в Трета-югу – Рама, сын Джамадагни из рода Бхригу (смотри Парашурама); и между Трета югой и Двапара-югой – Рама, сын Дашаратхи и потомок Рагху, царь Солнечной династии, – воплощение Дхармы (Высшей праведности), супруг Ситы, избавивший Богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Главное действующее лицо эпоса «Рамаяна» Вальмики и «Повести о Раме» в Араньякапарве. ««Рамаяте Ити Рама» – Рама – Тот, кто пленяет сердца всех и каждого». «Рама, форма правильности, или Дхармы, всегда изображается с Кодандой – луком, который посылает прямо в цель стрелу (волю)». «В имени «Рама» присутствуют три Божества – Агни – Огонь, Сурья – Солнце и Чандра – Луна. Откуда взялись эти три Божества? Солнце может выжечь Землю с расстояния миллионов миль. Кто же родители Солнца? Не должны ли они быть более могущественными, чем Солнце? Далее, Огонь. Огонь может разрушить все. Кто же родители Агни? Луна – источник прохлады и света. Кто родители Луны? Если глубоко поразмышлять над этим вопросом, кто же родители этих трех могущественных Божеств, то ответом будет – Бог. Все произошло от Бога. Обычно люди не задают подобных основополагающих вопросов о первопричине всего. Ничто не может существовать без основы. Даже ученые сегодня пытаются найти эту основу. На самом деле имя – основа, и весь космос покоится на ней. Имя – самое легкое средство определения чего-либо или кого-либо. Следовательно, лучший путь осознать Бога и рассмотреть Его форму заключается в Его имени. Имя всегда благоприятно». «Рамаяна служит примером дружеских отношений и гармонии, которые должны быть между членами семьи. Она превозносит идеальное братство, благородную дружбу и величие любви. Рама был идеальным правителем, который правил людьми с должным уважением к их симпатиям и антипатиям, прежде всего заботясь об их благе. Как правитель Рама не имел Себе равных. Он был истинным кладезем Силы, Добродетели и Любви. Поэтому так необходимо, чтобы каждый студент выбирал себе идеалом Раму и обретал счастье, практикуя идеалы Шри Рамы». «Мудрец Васиштха заявлял: «Рамо Виграхаван Дхармах (Рама – воплощение Дхармы). Он описывал Божественную форму Рамы Пумсам Мохана Рупая (Тот, чей облик пленяет всех). «Рама, красота и привлекательность, которой Ты наделён, не ограничены только Твоей физической формой. Твоя бесконечная любовь и сострадание дали Тебе этот полный блаженства облик. Даже мужчины пленяются Твоим обликом. Ты – персонификация Сат-Чит-Ананды». Так мудрец Васиштха восхвалял славу и величие Рамы. Вам повезло, что вы можете слушать эти священные истории о Раме и воспевать Его славу» Сатья Саи Баба
Рамабхадра –Тот, кто побуждает говорить благое, эпитет Рамы, Сатья Саи Бабы
Рамадас, Самартха Рамадас –святой, великий преданный Рамы, гуру, духовный наставник царя Шиваджи (XVII век). «Рамадас, который был заключен в тюрьму Танишом из-за использования правительственных доходов на постройку храма для Шри Рамы и передачи драгоценных камней для украшения статуй в храме, испытывал одно время мучения из-за своих страданий и даже обвинил Раму в своем тяжелом положении. Позже он раскаялся и искал прощения у Рамы. Преданные не должны огорчаться из-за своих неприятностей, которые являются всего лишь «мимолетными облаками»» Сатья Саи Баба
Рамакатха –история Рамы (смотри: Рамаяна)
Рамакришна Парамахамса –великий бенгальский святой, духовный подвижник (1836 –1886), живший в Калькутте; основатель одного из реформаторских направлений в индуизме; показал путь единения и гармонизации всех религий, верований, убеждений. Духовный учитель Вивекананды
Рамана –возлюбленный, любимый
Рама-навами –день рождения Рамы, Аватара Вишну, празднуется в девятый день лунного месяца чайтра (март-апрель). Восемь дней, предшествующих празднику, вся страна почитает Раму: брахманы в храмах читают Рамаяну, повсеместно детьми и взрослыми разыгрываются сцены из Рамаяны, исполняются бхаджаны, прославляющие Раму, Ситу и Его братьев
Раманама –«Имя Рамы»; духовная практика повторения имени Рамы
Рамана Махариши – великий тамильский джнани, 1879–1950. Адепт метода вичара, исследования собственного «я» через поиск ответа на вопрос «Кто есть Я»? Достиг самореализации, что подтвердил Сатья Саи Баба в беседе с Дж. Хислопом. «Метод Раманы Махариши сам по себе недостаточно хорош. Он должен сочетаться с медитацией (непрерывной сосредоточенностью на Божественной Сущности)» Сатья Саи Баба
Рамануджа – наиболее известный философ школы Вишиштадвайты, относительного монизма(1017 – 1137). «Сейчас обратимся к Упасане Вишиштадвайте. Должен ли Садхак считать Бога, к которому стремится, отличающимся от него и отделенным от него или существующим как часть его, тем или иным образом, связанным с ним? Вот в чем вопрос. Поищем ответ. Джива – душа тела, Бог – душа Дживы. Закрепив свою веру на этом, любовь Бога – это средство, провозглашенное Рамануджей. Весь этот Космос – часть Его, Он – в Нем. Он – внутренний Побудитель. Он присутствует во всем. Эту Верховную Личность можно обрести только неотступной преданностью, Прапаттхи, Саранагатхи, Полная Отдача». «Известный монист Рамануджа задавался вопросом: следует ли Бога, которому человек хочет служить и которого хочет воспринимать как реального, считать отделенным от человека или же Его следует считать находящимся в человеке. Его ответ таков: Жизнь – душа тела, Бог – душа жизни. Бог – сила, поддержка, составляющая. Ищите Его в духе. Высший Сокровенный Пуруша, в котором содержатся все элементы, который является обитателем и внутренней причиной всего Творения, может быть понят только обретением Милости через Его окружение. Осознавайте Его трансцендентность и постоянство, осознавайте недостатки человека, присущие эго, – чтобы исполниться Его славой» Сатья Саи Баба
рамануджапатру –медный сосуд особой формы; используемый при богослужении вишнуитами, – по имени их главного гуру Рамануджачарьи
Рамараджья –«Царство Рамы»,праведное царство,господство нравственности, правды и добродетели,– то, что приносит радость и счастье
Рамараса –Божественныйнектар сущности Рамы, Того, кто есть сама радость и кто дает радость; эпитет Рамы
Рамахридайя –сердце, наполненное Рамой. «Сердце Сабари было переполнено Рамарасой – нежнейшим нектаром сущности Рамы» Сатья Саи Баба. Смотри также: Сабари
Рамачандра –«Сияющий», спокойный, одно из имен Аватара Рамы; Луна, очищающая беспокойный ум
рамачинта –памятование Господа Рамы
Рамаяна –древнеиндийский эпос, прославленная поэма Вальмики, повествующая о жизни и деяниях Аватара Рамы. «Это свидетельство об исторических людях и событиях. Но сами по себе борьба и проблемы семейств не важны. Что на самом деле важно, это внутреннее духовное значение того, что происходило. Рама был реальной личностью и Аватаром. Дашаратха был его отцом. Кришна действительно существовал, и события его жизни как Аватара вполне реальны. Описание жизни Рамы с годами изменялось и искажалось. История жизни Рамы, изложенная Свами, будет классической на протяжении нескольких Юг». «Кто такие Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна? Четыре Веды пришли в форме четырех братьев в жилище Дашаратхи и играли там. Рама был Ригведой, а Лакшмана, который неотступно следовал за Рамой, был Яджурведой. Бхарата, который всегда наслаждался произнесением имени Рамы, был Самаведой, и Шатругна, который соблюдал указания остальных братьев и полностью посвятил себя им, был Атхарваведой. Таким образом, четверо братьев были воплощениями четырех Вед. Господь Рама был самой Пранавой (ОМ). Три брата были буквами «А», «У», «М» в Омкаре. Лакшмана был «А», Бхарата – «У» и Шатругна – «М». Господь был Пранавой. Мы сможем осознать святость Рамаяны, если, вместо того, чтобы поглощаться только внешней формой повествования, вникнем в ее внутреннее значение» Сатья Саи Баба
рамаятха –то, что приносит счастье
Рамба –Мать
Рамдас –Нараян Тхосар (1608–1681), поэт-проповедник, святой, мудрец из средневекового Бхадрачалама, воспевавший в своих стихах Раму. Идейный вдохновитель религиозной и националистической борьбы маратхов против мусульманского господства. Предаваясь медитации на берегу реки Годавари, был вознагражден даршаном Рамы и стал называть себя Рамдас, «слуга Рамы»
Рамо виграхаван дхарма –«Рама – воплощение Дхармы» – изречение. «Высшее существо пришло в форме Рамы, чтобы показать путь к бессмертию. «Рамо Вигравахан Дхарма»означает, что Рама был самим воплощением дхармы. Он был высшим воплощением достоинств, которые следует развивать, для того, чтобы вести идеальную жизнь. Сейчас вы поклоняетесь Его форме и повторяете Его имя, но при этом пренебрегаете Его идеалами. Не практикуя дисциплины очищения ума, заложенной Рамой, любое поклонение превращается в пустой ритуал» Сатья Саи Баба
Ранга –житель и хранитель (сердца, мира), эпитет Господа Кришны-Вишну
Ранганатха –Господь мира, Бог Кришна; внутренняя движущая энергия в сердце
ранголи –рисунки иразноцветная рисовая мука, которой рисуются пестрые узоры, украшающие пороги индийских домов и дорожки к ним, символ счастья и процветания
Ранджана –радующий, дающий радость, доставляющий удовольствие, эпитет Бога
Рани –жена раджи, царица; царевна; принцесса
Ратха –«радующийся, счастливый, приверженный», «Божественная колесница»
раса –«вкус»; «чувство» вкуса; первичный вкус вещества; сущность; суть; нектар, сладость; жидкость, сок, эссенция, экстракт; удовольствие. Определенная эмоция, вызванная созерцанием Божественного образа; нектар Божественной сладости, чистое религиозное чувство, духовный настрой. В санскритской поэтике – определенная эмоция, вызванная поэтическим текстом. Различают девять рас-эмоций: страстная, печальная, смешная, яростная, спокойная, героическая, страшная, удивительная и отвратительная. В танце они передаются определенной мимикой и движением. В Аюрведе один из дхату, связанный с плазмой и лимфой; различают вкусы: кислый (амла), острый вкус (кату), терпкий вкус (кашайя), соленый вкус (лавана), сладкий вкус (мадхура)
Расавайсаха –Рождающий расу, нектар Божественной сладости; эпитет Бога
расавилола – движущийся по кругу танец Кришны с пастушками-гопи, находящимися в трансе единения с Богом (смотри также: Раса крида)
раса-дхату –в Аюрведе ткань-элемент, плазменная составляющая тела
раса крида –танец-игра мальчика Кришны с пастушками-гопи, когда он держал каждую из них за руку и одаривал милостью утоления жажды по Богу, обретения «всего» Бога для себя, – без гордости, печали, зависти
Расасварупа – Изначальная Божественная сладостная форма
Расатала –одно из царств подземного мира. Соответствует нижним локам и в человеческом теле находится в коленях
расаяна –омолаживающая терапия в Аюрведе, которые способствуют восстановлению тела и ума, предотвращает распад, замедляет старение. Продукты, обладающие омолаживающим действием и продлевающие жизнь, например, инжир
Расо ваи Сах –«Бог есть нектар»
рата, ратха –преданность кому-либо; довольный, счастливый, любящий
рати –человеческая любовь, привязанность
Ратнакара– «обильнейшесокровищный», «испускающий свет», «лучезарный», эпитет Бога. Род кшатриев, в кртором родился Сатья Саи Баба. Ратнакара также имя Божественного мудреца Вальмики в молодости, когда он был презренным вором. Смотри также: Вальмики
ратри –ночь; глубакая ночная тьма
ратха –колесница
ратха саптами –название дня по лунному индийскому календарю
Ратха-ятра –праздник колесницы
ратхи –привязанность; любовь, основанная на привязанности
рахасья – мистерия, загадка
Раху –демон без туловища, голова которого, отрубленная Вишну, заглатывает Солнце и Луну и вызывает затмения, а туловище – Кету, превратившееся в скопление комет и метеоров, преследует созвездия – жен Сомы-Месяца. По ведической астрологии – восходящий лунный узел и качество непредсказуемости
Рашни –вода, Богиня Вода
раштра –царство; страна и ее люди
ре –посмотри, смотри
религия Саи –«Та религия, что питает все религии и особо подчеркивает их общее величие, и есть религия Саи» Сатья Саи Баба
Репаль, Репалль –одно из названий Гокулама, где жил маленький Кришна
Ригведа –первая и наиболее древняя из Вед, содержащая гимны Богам. «Ригведа – это собрание мантр, или гимнов, восхваляющих Бога. Слово Ригведа может применяться по отношению к Богам, которых восхваляют». «Рики, или гимны Ригведы, – это экстатические духовные излияния человека, восхваляющего тот восторг, что возникает при созерцании совершенного порядка и красоты окружающей природы». «Среди всех Вед первой была Ригведа. Она состоит из 10 «мандал», или разделов. В первых девяти разделах находятся гимны во славу Господа, имеющего имена Агни, Индра, Марут, Ушас и так далее. Историки и исследователи выдвинули теорию для объяснения появления этих молитвенных гимнов. Люди в те дни понимали, что Агни (Огонь), Вайю (Воздух), Марут (Ветер) и так далее были более сильны, чем они сами, они наделяли их Божественными качествами и поклонялись им» Сатья Саи Баба. Смотри также: рик
риддхи –физические способности
рик – слово просвещения и восхваления, которое просветляет ум лучами знания; гимн Ригведы. «Каждый гимн Вед называется рик, что означает «восхваление». Название Веда происходит от корня «вид» - знать. Какое знание мы должны стремиться обрести? Мы должны познать Единого. Поэтому каждое слово, каждое утверждение Вед, каждая мантра или рик относятся только к Единому Богу, хотя из-за неверного понимания люди считают, что они восхваляют многих Богов» Сатья Саи Баба. Смотри также Ригведа
Рита – Истина, закон, порядок, праведность; поведение, основанное на единстве мысли, слова и дела; принцип упорядоченности, закон, поддерживающий существование Вселенной
Ритадхаман –«чья обитель – Истина», имя Вишну
Ритам –совершенство, космический порядок, закон, истина, праведность; космический закон единства мысли, слова и дела, основанный на Вак, Божественном слове. «Ритам собраны в ведических гимнах – риках. Красоту риков можно найти в Сама Веде» Сатья Саи Баба
ритвик – верховный жрец, совершающий жертвоприношение и владеющий словом Вед. «Наши Шрути определяют ритвиков как владеющих силой мантр и обладающих способностью вызывать огонь во время яджны (жертвоприношения). Именно они порождали Агни, поэтому Агни считали «дочерью» ритвиков… Вызывая огонь во время яджны, ритвики обращали все свои мысли к Богу и прославляли Его величие. Данное им имя – Бхарата (Радующийся Богу) – означает, что они сливались с Богом и наслаждались этим высшим счастьем» Сатья Саи Баба
рити –процедура
ритрит –уединенное собрание, духовная беседа с ограниченным кругом присутствующих
риши –«вдохновленный»; Божественные мудрецы и провидцы, воспринимающие Божественные откровения и через которых открываются сокровенные духовные знания – Богооткровения; имеют полную Богореализацию; они, певцы священных гимнов, часто упоминаются в священных писаниях Индии. Согласно представлению индуизма различаются четыре вида Риши: Божественный мудрец – Девариши (учитель Богов или Бог-учитель), Брахманский мудрец – Брахмариши (учитель брамин), царственный мудрец – раджариши (учитель-раджа, кшатрия), и просто мудрец-риши. Брахма- и раджариши – наиболее прославленные своей мудростью авторитеты из числа брахманов и кшатриев, по завершении своего земного существования удостаиваются блаженства в мирах Брахмы и Индры. Более высокий уровень – Божественные святые мудрецы Дэвариши, бессмертные мудрецы Божественной природы, вечно странствующие в различных сферах мирозданья. «Чтобы подробно исследовать значение слова риши, следует обратиться к Ведам. Только с их помощью можно постичь внутренний смысл слова риши. Риши – это человек, способный воспринимать Брахмана и Веды непосредственно. Риши – это тот, кто может растолковать сущность Вед и передать это знание другим. В наших Пуранах говорится о том, что самым первым риши был Васиштха; он реализовал в себе аспект Брахмана и был удостоен звания Брахмариши (Божественного мудреца). Вишвамитра тоже хотел стать Брахмариши и, чтобы постичь Брахмана, принял великий обет покаяния. В результате этого обета Вишвамитра обрел видение Брахмана, и с того момента к нему стал обращаться как к Брахмариши сам Брахма. Однако, Вишвамитре этого уже было недостаточно, и он сказал Брахме, что не может довольствоваться лишь титулом Брахмариши. Он пожелал иметь непосредственный опыт Омкары и вашаткары (Звука и Слова), о котором говорится в Ведах. Вишвамитра понимал, что иметь титул Брахмариши и быть им по существу – это не одно и то же. Чтобы стать настоящим Брахмариши, нужно осознать подлинный смысл Вед и звука Ом. Звание Васиштхи означало, что он познал все, что известно Сурам – святым небожителям, и поэтому он стал считаться их главою. Очень легко назвать себя Брахмариши, но крайне сложно стать им на самом деле. Если кто-нибудь хочет получить звание Брахмариши, то он должен слиться с Брахманом и стать Емуподобным. Вишвамитра полностью предал себя Брахме, поэтому сам Брахма давал ему наставления. Если вы добились милости Брахмы, все в этом мире будет вам подвластно. Если же обойдены Его милостью, то окажетесь под воздействием планет зла. Вишвамитра не имел представления о внутреннем содержании Вед. Он не проникся смыслом Омкары. Несмотря на это, милостивый Брахма начал учить его этому Сам». «В древние времена короли и люди благородного происхождения пользовались великой мудростью риши, постоянно спрашивая их совета. Вплоть до сегодняшнего дня выдающиеся научные труды по духовным и мирским вопросам, написанные великими риши прошлого, являются примером для молодого поколения. К сожалению, они не способны понять великие истины, изложенные в этих трактатах». «В древние времена риши не сбривали волос, так как волосы считались очень священными и несли духовную силу» Сатья Саи Баба
Ришикеш –«Обитель счастья и спасения мудрецов»;важнейший духовный центр мудрецов и святыхв штате Уттар Анчална севере Индии. В основном состоит из ашрамов и является местом паломничества. По преданию, здесь достигли мокши великие святые древности: Ведавьяса, Нарада, Санакасананда, Санаткумара, Капила, Гаутама, Джаймини, Яджнавалкья, Бхарадваджа, Даттатрейя, Джадабхарата и другие. Демоны-ракшасы Равана, Махишасура, Мадхукайтабха предавались здесь покаянию для обретения милости Господа. Воплощенные Божества Рама, Сита, Лакшмана, Хануман, Пандавы также совершали подвиги покаяния на этой святой земле
рога –болезнь, боль
рогагхна –болезни
рога клеша –угнетенность. «Безрассудное стремление удовлетворять ненасытную жадность – вот что приносит человеку страдание. Угнетенное состояние, рожденное этой страстью, носит название рога клеша» Сатья Саи Баба
Рогахара –«Разрушитель болезней» – один из эпитетов Шивы
роги, рогин – больной, болезненный. «Йоги – это удовлетворенный, сосредоточенный на Боге человек. Бхоги – это человек, довольствующийся исключительно чувственными наслаждениями. А роги – это человек, пораженный болезнью» Сатья Саи Баба
Родана –«ревущий»; синоним слова «Рудра»
Рохини –четвертое созвездие лунного зодиака, олицетворяемое любимой супругой Сомы-Месяца
Рудра, Рудрам –«Огненный», эпитеты: «ревущий, сильный, лютый, жестокий, ужас, изгоняющий зло»; одно из имен и ипостасей Бога Шивы в ведической мифологии; недоброжелательный Бог, ассоциируемый с разрушительными силами, в частности, стихией огня, дикостью и гневом. Он Бог бури, отец и правитель Рудр и Марут
Рудра-адхьяйя – раздел Вед, содержащий гимны Рудре (Шиве, Его разрушительному аспекту)
Рудра-акара –устрашающий аспект и эпитет – Рудры, Праджапати (Брахмы)
рудрабхуми – жертвенная земля, поле; место сожжения трупов
рудракша –высушенные плоды-семена дерева Eleocarpus ganitrus, используемые для изготовления джапамала – четок для духовных практик поклонения (мантра-садханы) Господу Шиве и Шакти
Рудрам – бесстрашие. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» Сатья Саи Баба
Рудра яга – жертвоприношение Рудре, ипостаси Шивы, приносящие большую пользу, например, потоки дождя в засуху
Рудры –духи Рудры, первоначально их насчитывали восемь (Бхава – существование, Шарва – несущий стрелы, Пашупати – господь скота, Угра – страх, Махадева – великий Бог, Рудра – ревун, Ишана – правитель и Ашани – гром). Позже – одиннадцать (Махан – великий, Махатман – благородный, Матиман – мудрый, Бхишана – ужасающий, Бхайямкара – пугающий, Ритудхваджа – тот, на чьем знамени времена года, Урдхвакеша – тот, чьи волосы стоят дыбом, Пингалакша – рыжеглазый, Ручи – яркость, Шучи – чистота и Рудра – ревун). Их иногда отождествляют с Марутами, иногда отличают от них.
Рукамани, Рукмини –«золотая», «украшенная золотом», жена Кришны. Отождествляется с Богиней красоты и счастья Лакшми. На ней хотел жениться Шишупала, двоюродный брат Рукмини, но Кришна похитил ее для Себя, отчего Шишупала стал непримиримым врагом Кришны. Рукмини –мать Прадьюмны. Она была олицетворением благородной, добродетельной жены, не страдающей от эгоизма и тщеславия. Ее мысли всегда были чисты, за это и была любима Кришной. Смотри также: Туласи-пуджа
рукша –сухой
рупа –зрение; форма, образ; сосуд; то, что обладает формой, ощутимой или тонкой; обладает отличительными чертами, качествами
Рупара Ваджита –аспект Бога, не имеющего формы
рупия –индийская денежная единица, 1/40 доллара
рутха – побуждение или чувство, зарождающееся в сердце
С
Са- – «Слог «Са» ассоциируется с Атмическим чувством» Сатья Саи Баба
саакха – «Саакха означает «ответвление», текст, проистекающий из основной Веды. Дерево имеет ветви, каждая ветвь имеет веточки и листья. Если все это представить вместе, то тогда в воображении возникает дерево. Каждая Веда имеет большое количество главных ветвей и вспомогательных веточек. Не все из них заметны сразу. Лишь немногие были выявлены и изучены. Число саакх, забытых и исчезнувших из практики, составит тысячи и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли; никто не может вспомнить их. Это причина того, почему священные писания заявляют: «Веды бесконечны» (Ананто ваи Ведаа). В результате каждый из великих святых и мудрецов брался за изучение и практиковал только несколько саакх из одной Веды или другой» Сатья Саи Баба
саама – голос, несущий жизнь; гимны Вед; буквально: сходство, подобие; убеждение, убедительность
Сааманьям этат пашубхир нарани –«Все едино: и человек, и зверь, и насекомое, и червь» – изречение
Саавитри, Савитри –«Солнечная», «Сошедшая с солнца», дочь Бога Сурьи, Солнца, отданная им в жены Брахме; идентифицируется с Богиней Гаятри; воплощение священной мантры «Гаятри». «Целомудрие – это идеал женщины. С помощью силы, которая дается этой добродетелью, она может достичь чего угодно. Савитри смогла с помощью этой силы вернуть жизнь своему мужу, она на самом деле боролась с Богом смерти». «У Гаятри три имени: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаянтам траяте ити Гаятри, – Гаятри защищает того, кто повторяет ее. Гаятри – хозяйка чувств. Савитри – главное Божество жизненного принципа. Когда Гаятри защищает жизненную силу, это ее ипостась Савитри. Возможно вы слышали историю Савитри из Махабхараты, непорочной и чистой женщины. Силой молитвы она оживила своего мужа Сатьявана. Савитри защищает тех, кто идет путем истины и праведности, сатьи и дхармы. В этом заключено глубокое значение» Сатья Саи Баба
Саба Дхармо –«вседхармы», то есть все религии, вероисповедания, – законы Праведности
Сабари –святая отшельница, преданная Раме, обитала в лесу Дандака, через который проходил Рама, отправившись в изгнание. «Сабари была беспомощной несчастной старухой, за которой никто не ухаживал. Ее учитель сказал ей о Господе Раме. Она страстно ждала появления Рамачандры, которого она считала своим спасителем. Она была поглощена размышлениями об имени Рамы во всякое время и в любом месте. Как-то мудрец Матанга сказал ей: «О Сабари, Господь Нараяна сошел на землю в облике Рамы. Он живет в облачении отшельника. Он скоро появится здесь. Но я не буду жив к моменту Его прихода. Он – воплощение незапятнанной чистоты. Приветствуй Его и почитай с преданностью». С этого дня Сабари стала готовиться к приходу Шри Рамы. Так как она думала, что Рама может попросить у нее еды, она собирала всякие плоды, и, чтобы убедиться, что плоды сладкие, она пробовала их сама и только самые сладкие оставляла для своего Господа. Так Сабари преобразовала себя в саттвическую преданную. Рама ответил на ее молитвы и Сабари в конечном счете слилась с Рамой» Сатья Саи Баба