Эволюционная эпистемология.

Вопрос 46.

Дословно эпистемология переводится как наука о знании. Эволюционная эпистемология – теория познания, раздел эпистемологии, в котором рост знания рассматривается как продукт биологической эволюции. Задача эпистемологии зключается в выявлении генезиса и этапов развития познани и построении теории эволюции науки.

Основные тезисы, на которые опираются сторонника этого направления:

1) Способность человека развиваться и производить знания – результат естественного отбора.

2) Эволюция науки – эволюция в направлении построения лучших теорий (тоже своего рода естественный отбор)

В рамках эвол. эпистемологии наука – деятельность, направленная на фактически выверенное и логически упорядоченное познание процессов и явлений. Наука имеет свой понятийные аппарат (язык) и коммулятивную природу (состоит из отдельных достижений).

Сособность знания и познания людей направляются механизмами биологической эволюции.

Еще Дарвин говорил о схожих вещах: люди физически, интеллектуально и социально – продукт биологической эволюции.

В рамках этой теории встает вопросто осходстве между генетической и культурной эволюции (ведь если культура передается так же как гены, то механизмы передачи должны быть схожи). Эту проблему решает теоретико-информационный подход, согласно которами и биологически, и социально эволюционирует генетическая информация (сами по себе отдельные организмы не эволюционируют).

Эволюция познания предстаавлена в следующей формуле:

P1 (проблема) – TT (пробные теории) - ЕЕ (устранение ошибок) – Р2 (новая проблема)

Разница (промежуток) между Р1 и Р2 и есть прогресс.

Представители теории: К. Эмпбелл (ввел термин «эволюц. эпистемология»; К. Поппер; Тумлин.

Вопрос 47

Общая идея позитивистской философии. Основные этапы, представители.

Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Поизитивизм отрицает ценность философского познания, критиковал метафизику.

Первый этап позитивизма – классический позитивизм Конта. Согласно Конту, человеческое общество проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивистскую (детство, юность и зрелость соответственно).

Определяются ключевые идеи позитивизма:

- Всякое поазнание относительно

- Опыт является основой познания

- Наука должна изучать не причины тех или иных явлений, а их отношения, выраженные в законах.

Второй этап – эмпириокритицизм (Рихард Авенариус и Эрнст Мах). Если “первый позитивизм”, расценивая традиционные философские онтологии, с их претензией на роль учения о глубинных основах мироздания, как пустую трату времени, предлагал просто—напросто отбросить всякую “метафизику” с пути научного познания и заменить ее совокупностью наиболее важных достижений конкретных, “позитивных” наук (“физикой” в широком смысле слова), то “второй позитивизм” попытался радикально и навсегда предохранить науку от опасности подобных досужих занятий, от любых “метафизических болезней”. Для этого, по их мнению, нужно было обнаружить источники метафизических заблуждений, которые коренятся в «механизмах» реального познавательного процесса. Задачей позитивной философии, по мнению сторонников эмпириокритцизма, является очищение опыта.

Третий этап – неопозитивизм (логический позитивизм). Представители: Витгенштейн, Шлик, Карнап. Неопозитивизм является современной формой позитивизизма, разделяет его исходные принципы: отрицает возможность философии как теоретического познания выполнять в системе знания особые функции, противопоставляет науку философии, считает единственно возможным знанием специально-научное.

Однако неопозитивизм – новый этап в развитии позитивизма. Он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм XIX в., а к анализу языковых форм знания. Неопозитивизм делает предметом своего рассмотрения формы языка и пытается осуществлять оценку знания через возможности выражения его в языке. Поэтому мы можем говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма.

Постпозитивизм (Карл Поппер).

В целом, постпозитивизм основывается на тех же идеях, что и предидущие этапы. Но в рамках постпозитивизма происходит три отказа:

-от чистого фактуального базиса науки (истинное знание не достижимо);

-от демаркационизма (утверждение о возможности проведения четкой границы) между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории);

-от представлений о чисто линейном поступательном развитии науки.

Вопос 48

Философия культуры Шпенглера.

Философия культуры – отрасль философии, исследующая сущность, значение и развитие культуры.

По представлениям Шпенглера, культутра – живой организм. Каждая культура проходит стадии детства, юности и зрелости, а также старения и смерти.

Каждая культура имеет душу. Культуры перерождаются в цивилизации, у которых душ нет. Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. «Как только цель достигнута, и... вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией” Культура, по Шпенглеру, тесно связана с культом, она религиозна по своему определению. Цивилизация осваивает поверхность мира, она бездушна. Цивилизация стремится к могуществу, к доминированию над природой, культура видит в природе цель и язык. Культура – национальна, а цивилизация глобальна. У каждой отдельной культуры есть свой символ (прасимвол), в котором сконцентрированы все отличительные сетры этой культуры. Так, символом античной (греко-римкой).

Культуры был Апполон; западно-европейской – Фауст.

Культуры локальны и никак не пересекаются между собой.

На момент жизни Шпенглера существовало 8 культур, четыри из которых были уже умершими (египетская, византийская, народов майа, греко-римская) и четыре – угасающими (индийская, китайская, византийско-арабская, западноевропейская).

Главным трудом Шпенглера, в котором описаны его взгляды на культуру в целом, и в особенности отншение к западноевропейской культуре (он предсказывает ей скорую смерть) , стала книга «Закат Европы».

Вопрос 49.

Герберт Спенсер – английский философ и социолог 19 века, основатель органической школы в социологии(социальные феномены являются аналогией явлений природы).

На его философские взгляды повлияли работы Конта, Ламарка и Смита.

Биолого-эволюционная школа. Социология схожа с биологией. Спенсер пытался объяснить соиальные явления по аналогии с биологическими. Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое рассматривается в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы. Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. Дифференциация происходит потому что,во-первых, среди людей изначально существует тенденция к углублению неравенства и,во-вторых, потому что люди, занимающее одинаковое положение в обществе стремятся к объединению.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Г. Спенсер был основоположником эволюционной этики. Эволюционная этика – разновидность этической теории, согласно которой мораль коренится в природе человека и морально положительным является такое поведение, которое способствует «наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни» (Г.Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер, однако основные идеи эволюционной этики были предложены Ч.Дарвином, который по сути дела попытался с естественно-научной точки зрения обосновать принципы, воспринятые из философского эмпиризма. Основные идеи Дарвина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следующем:

а) общество существует благодаря социальным инстинктам, которые человек (как и социальные животные) удовлетворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним;

б) социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей;

в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения (требования общины);

г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

Вопрос 50

Философия жизни.

“Крестным отцом” философии жизни является Шопенгауэр, чьи идеи как бы содержали “намеки” на то что в дальнейшем станет филсофией жизни.

Философия жизни была популярна в 19-20 вв. Жизнь здесь понимается как первооснова, предельное понятие и как отношение отдельной личности к своему бытию. Согласно философии жизни, познание самой жизни возможно только при помощи переживания, понимания, интуиции, веры и любви.

В философии жизни можно выделить три осровных школы: академическую “школа жизни” Дильтея и Зиммеля); “творческую эволюцию” Бергсона и “философию воли” Ницше.

«Академическая школа жизни». Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию.

Жизнь, по Дильтею, ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание.

Центральным понятием философского учения Бергсона является "жизненный порыв". По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя есть косное начало бытия, она хоть и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.
Согласно Бергсону, человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Он разлагает целостность мира на тела, тела - на элементы, а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее, ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем. Однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию в прямом смысле этого слова, т.е. непрерывность изменения. овсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию в прямом смысле этого слова, т.е. непрерывность изменения.
Интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв", познание которого возможно только на основе интуиции. Интуицией у Бергсона называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в самую суть вещей, интуицию Бергсон характеризует как основу Духа, и в некотором смысле, как саму жизнь. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией.
С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной.
В "пограничных" ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое "я", его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит также эстетическую способность, проявляющуюся с наибольшей силой у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями.

Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни".
Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности.
Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Государство, церковь и прочие институты существует для рабов – здесь они, не имея сил на настоящую жизнь, ищут защиту и поддержку. Однако необходимо провести переоценку ценностей; нормы морали лишь навязываются рабами, не способными жить и брать на себя ответственность за свою жизнь. Необходима революция. Ее смысл состоит в упразднении "восстания рабов в морали" и возрождении "морали господ". В основе "морали господ" должны лежать следующие принципы:


1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность;


2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти";


3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.


Всем этим требованиям, согласно Ф.Ницше, удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Ф.Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше диких зверей. Здесь они свободны от моральных "тормозов" и руководствуются в своих действиях инстинктами.
Согласно Ф.Ницше, в действительности сверхчеловека еще не было, цель человечества состоит в том, чтобы его вырастить. Заратустра - это не сверхчеловек, а "мост" к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек занимает у Ф. Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили
- возвещает Ф. Ницше, устали заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

По Ницше, свободный человек должен жить по своим собственным правилам, но здесь важно и то, что он способен нести ответственность за свою жизнь.

Наши рекомендации