Оценка 3 (удовлетворительно, 7,5 баллов)
Общие требования и рекомендации по написанию эссе
На подготовку одного эссе отводится 27 часов. Эссе должно быть выполнено к концу периода изучения курса и сдано преподавателю перед аттестацией не позднее, чем за 15 дней. Желательно, чтобы первый (сырой) вариант эссе был представлен заранее на консультацию с таким расчетом, чтобы хватило времени на доработку перед окончательной сдачей работы.
Жанр эссе – аналитическое сочинение, не реферативного характера, в котором должны быть изложены материалы конкретного вопроса; анализ этого вопроса и варианты заключения по этому анализу: прогноз или вариант профессиональной позиции.
Для жанра эссе характерно, кроме свободного авторского стиля изложения, формулировка и обоснование собственной позиции и ее соотнесения с культурным материалом и другими позициями по соответствующему типу случаев или тематике.
В целом эссе оформляется по тем же правилам, что и другие письменные работы в процессе обучения в университете (см., например, положение о написании курсовых и дипломных работ), т.е. оно должно быть оформлено титульным листом, содержать оглавление, список использованных источников, оформленный в тексте научный аппарат.
Разработка содержания эссе
Попробуйте в нескольких тезисах (3-5) сформулировать, что бы вы хотели сказать по этому поводу (выяснить, понять). Если это удалось, можно переходить к сбору материала по обеспечению каждого из тезисов аргументами, фактами, ссылками на литературу. Если не удалось сформулировать тезисы, необходимо вернуться к предыдущему шагу и вновь организовать имеющийся материал и подобрать недостающий.
На следующем шаге необходимо спланировать и написать текст. Как и в школьном сочинении, план может быть простым (введение, основная часть, заключение) и сложным (введение, часть или глава 1,2… с делением каждой части или главы на параграфы, заключение). Введение и заключение обычно пишутся по завершении работы над основным текстом.
Структура текста задается тезисами, которые вы сформулировали на этапе разработки содержания и уточнили в процессе сбора материала.
Во введении вам необходимо сориентировать читателя в проблеме.
В заключении вы оформляете выводы и намечаете перспективы дальнейшего изучения, теоретической разработки или практического решения данной проблемы.
Несколько советов. Посмотрите (попробуйте посмотреть) на текст «глазами» читателя. Легко ли в нем ориентироваться? Как он выглядит - удобно ли организован, расположен? Может быть, недостаточно примеров или ссылок?
Критерии и шкала оценивания эссе
Оценка 5 (отлично, 15 баллов) –работа написана грамотным и правильным языком. Цели поставлены ясно, всесторонне раскрыты и полностью соответствуют теме. Работа имеет логическую связанность и цельность, хорошо обоснованы выводы. Данные и источники тщательно продуманны, квалифицированные ссылки на используемую литературу. Стиль и подход в работе содержит аналитический подход, представления и интерпретации критичны.
Оценка 4 (хорошо, 10 баллов) –текст написан грамотным языком, ошибок очень немного. Цели и задачи вполне раскрыты, в основном соответствуют теме. Цели ясны, реалистичны и адекватны теме. Работа цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод. Хорошо подобраны данные и источники, правильно используются факты. Применяется объяснительный стиль, с элементами критической интерпретации.
Оценка 3 (удовлетворительно, 7,5 баллов)
В работе видно стремление автора к целостности работы и обоснование выводов. База данных и источников достаточна. Стиль описательный или рекомендательный. Немного поверхностных или неадекватных суждений.
Оценка (неудовлетворительно, 7 и менее баллов)- работа имеет отдельные части, которые в логическое целое не связаны. Цели ограничены. Недостаточное понимание фактов и проблем. Плохо подобрана литература. Тема не раскрыта. Работа не соответствует объему и качеству.
Магистрам, получившим неудовлетворительную оценку за письменную работу разрешается пересдать в сроки, согласованные с преподавателем данного курса или тьютором.
Результаты зачета объявляются студенту после окончания его ответа в день сдачи.
Вопросы к зачету по курсу «Нравственность и право»:
Темы эссе
1. Могло ли право возникнуть раньше нравственности? Проблема нравственных оснований права.
2. Мораль — способ социальной регуляции или оппозиция по отношению к реалиям социума?
3. Можно ли рассчитывать на этизацию современного права и общества в целом?
4. Правомерно ли ставить вопрос о построении нравственного государства?
5. Всегда ли нравственное сознание и поведение ведут к счастью? Феномен страдающего праведника.
6. Всегда ли правовое сознание и поведение награждаются обществом и государством должным образом?
7. Имеются ли нравственные аргументы в защиту мести?
8. Существуют ли примеры правового смягчения (но не запрета) мести? Влияние нравственного сознания на изменения в праве.
9. Как могли бы проявить себя представители сократических школ, если бы они оказались в ситуации объявления им смертного приговора?
10. Оправдана ли ложь во спасение? Прокомментируйте позицию И. Канта по данной проблеме.
11. В чем суть морального наказания и достаточно ли его для исправления человека, который совершил какой-либо проступок?
12. Всегда ли правовое принуждение эффективнее морального воздействия?
13. Во всех ли случаях нравственность влияет на исполнение закона и почему у Фемиды завязаны глаза?
14. Как совершается нравственная оценка поступка: по последствиям или мотивам?
15. Можно ли говорить о нравственном и правовом оправдании макиавеллизма?
16. Всегда ли цель оправдывает средства? Феномен «честной игры».
17. Можно ли говорить о насилии во благо?
18. Возможно ли существование справедливого государства без насилия?
19. С чем следует согласиться: с толстовским утверждением об абсолютной несовместимости насилия и морали или с оправданием насилия И. А. Ильина?
20. Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?
21. Может ли угроза смертной казни остановить преступника?
22. Совместимо ли загрязнение окружающей среды с человеколюбием и адекватным правосознанием?
23. Можно ли жертвовать (и когда) одним ради спасения многих? Проблема меньшего зла.
24. Совместимо ли право на жизнь с правом на смерть? Проблема эвтаназии.
25. Бедность — социальный порок или личная безответственность? Нравственные и правовые факторы преодоления социальных недугов.
26. Существуют ли моральные и правовые ограничения деятельности ученого?
27. Бывают ли случаи, когда человек имеет право не исполнять служебные инструкции?
28. Когда и почему человек имеет право молчать? Феномен профессиональной тайны.
29. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?
30. Смертная казнь: аргументы за и против.
31. Эвтаназия в контексте прав человека и пациента.
42. Наркомания как социальное зло: этико-правовой анализ.
Контрольные вопросы
1. Практическая философия, ее место и роль в системе подготовки юриста.
2. Этика и правоведение: возможности взаимодействия.
3. Проблема соотношения нравственности и права как ключ к решению актуальных морально-правовых проблем.
4. Происхождение нравственности как проблема.
5. Понятие морали, ее сущность и структура.
6. Понятие права: варианты толкования.
7. Исторические формы нравственности и их влияние на развитие права.
8. Специфика древневосточных представлений о нравственности и праве.
9. Моральный канон и основные положения права в эпоху Античности.
10. Морально-нравственные и правовые аспекты суда над Сократом.
11. Ригоризм Платона в контексте концепции идеального государства.
12. Добродетели как «золотая середина» (Аристотель, «Никомахова этика»).
13. Поиски индивидуального спасения в эпоху эллинизма: этико-правовые последствия.
14. Религиозная мораль и ее особенности. Закон («Ветхий Завет») и благодать («Новый Завет»): сравнительный анализ.
15. Христианская этика и политико-правовая реальность Средневековья.
16. Основные направления этических и правовых исканий в эпоху Возрождения.
17. Специфика нравственных и правовых воззрений Нового времени.
18. Социально-договорная концепция происхождения государства (Т. Гоббс и др.): нравственно-философская экспертиза.
19. Этика разумного эгоизма и одухотворение права в эпоху Просвещения.
20. Категорический императив и правовые воззрения И. Канта.
21. Правовое обоснование нравственности в философии Г.-В- Ф. Гегеля.
22. Мораль «рабов» и «господ» Ф. Ницше: политико-правовые последствия.
23. Свобода и подлинность бытия в воззрениях экзистенциалистов: нравственные и правовые аспекты.
24. Этический релятивизм прагматизма и его правовые последствия.
25. Феномен «бегства от свободы», его социальные причины и нравственно-правовые последствия (по Э. Фромму).
26. Этика «благоговения перед жизнью»: теория и практика (по А. Швейцеру).
27. Теория справедливости Дж. Ролза и нравственно-правовая реальность.
28. Ю. Хабермас о достоинстве человека и моральных границах евгеники.
29. В. С. Соловьев «Право и нравственность»: нравственно-философский анализ права и его актуальность.
30. Принцип непротивления злу насилием Л. Н. Толстого: нравственно-философское обоснование и трудности практической реализации.
31. Личностное измерение нравственности и проблема прав человека.
32. Свобода и нравственность.
33. Ответственность как показатель зрелой свободы.
34. Справедливость: нравственный и правовой аспекты.
35. Свобода выбора и ответственность личности как основания
правового сознания.
36. Актуальные проблемы прикладной этики и права.
37. Нравственные основы профессии юриста.
38. Экологическая проблема: нравственные и правовые аспекты.
39. Смертная казнь: аргументы за и против.
40. Эвтаназия в контексте прав человека и пациента.
41. Наркомания как социальное зло: этико-правовой анализ.
42. Коррупция: нравственная оценка и правовые санкции.
43. Правовое обеспечение гуманистических принципов биоэтики.
44. Особенности и основные тенденции развития нравственности и права в современной России.
Список источников и литературы для теоретической подготовки:
Основная литература
1. Адвокатская деятельность: учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В. Н. Буробина. М., 2003.
2. Аристотель. Никомахова этика. М., 1984. (Соч. в 4 т. / Аристотель ; т. 4).
3. Артемов В. М. Свобода и нравственность. М., 2007.
4. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права / Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц. М., 1990.
5. Гусейнов А. А. Этика: учебник. М., 2004.
6. История этических учений: учебник. /Под ред. А. А. Гусейнова. М., 2003.
7. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Критика практического разума. СПб., 1995.
8. Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов. М., 2002.
9. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения. М.: ИД «Форум» - «ИНФРА-М», 2010.
10. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник. М., 2009.
11. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.
12. Профессиональная этика / Отв. ред. В. М. Артемов. М., 2013.
13. Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М., 2003.
14. Скворцов А. А. Этика: учебник. / Под общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 2011.
15. Соловьев, В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев. Мн.: Харвест, 2001.
16. Толстой Л. Н. Не убий никого // Этическая мысль. М.,1991.
17. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
18. Халиулина В. П. Профессиональная этика юриста: учебное пособие. М., 2006.
19. Этика судьи: пособие для судей / Российская академия правосудия; ред. Н. В. Радутная. М., 2002.
20. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов [и др.]. М., 2010.
Дополнительная литература
1. Антропологическое измерение российского государства. М., 2009.
2. Батиев Л. В. Политические и правовые учения XVII века. СПб., 2006.
3. Воробьев А. В. Теория адвокатуры. М., 2002.
4. Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды / О. Г. Дробницкий; сост. Р. Г. Апресян. М., 2002.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
6. Иодль Ф. История этики в новой философии: от Античности до конца восемнадцатого столетия: [пер. с нем.] / под ред. и с предисл. В. С. Соловьева. М., 2011.
7. История юридических наук в России / сборник статей под ред. О. Е. Кутафина. М., 2009.
8. Кирилина Т. Ю. Теоретико-методологические основы социологии морали. Ярославль — Королев, 2009.
9. Кокорев Л. Д. Этика уголовного процесса: учебное пособие. Воронеж, 1993.
10. Колер Й. Шекспир с точки зрения права (Шейлок и Гамлет): [пер. с нем.]. М., 2006.
11. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007.
12. Крылова Н. Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М., 2006.
13. Летурно Ш. Прогресс нравственности: [пер. с франц.]. М., 2007.
14. Максимов Л. В. Проблема обоснования морали. М., 1991.
15. Мархинин В. В. К справедливому обществу. Идеи, проекты, теории на Западе и в России. М., 2011.
16. Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: сборник научных статей. М., 2008.
17. Назаров В. Н. Прикладная этика: учебник. М., 2005.
19. Нравственность для XXI века: сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна. М., 2008.
20. Проблемы этики. Философско-этический альманах. Вып. 1. М., 2008.
21. Свендсен Л. Философия зла. М., 2008.
22. Толстых В. И. Сократ и мы: разные очерки на одну и ту же тему. М., 1986.
23. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
24. Шапиро И. Моральные основания политики учебное пособие: [пер. с англ.]. М., 2004.
Программное обеспечение
1. URL: http://www.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-history/index.htm.
2. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
3. URL: http://ethicscenter.ru/.
4. URL: http//www.humanities.edu.ru
5. URL: http://www.jurinfor.ru/elib/index.php.
6. URL: http://ru.science.wikia.com.
7. Костин Ю.В. Проблема соотношения государства, права и нравственности в юридической науке. // http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Проблема-соотношения-государства-права-и-нравственности-в-юридической-науке
8. Нравственность. // https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
9. Право. // https://ru.wikipedia.org/wiki/Право
10. Право государственной собственности. // http://cribs.me/grazhdanskoe-pravo/pravo-gosudarstvennoi-sobstvennosti
11. Смирнов И. Мораль и общество: прошлое и настоящее. // http://gorod-pushkin.info/moral-obshestvo