Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный университет им П.Г. Демидова»

Кафедра музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Реферат по дисциплине История и философия науки.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Студент группы МЗ-11МО

_________________А.Ю. Балашов

«___»________2013

Ярославль 2013 г.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Тема человека для традиционной философии является неустранимой проблемой. Если рассматривать философию, как науку, то в ней, обязательно должен существовать целый раздел, который некоторые исследователи называют философской антропологией.

Основные вопросы философской антропологии, это рассмотрение проблематики связанной с сущностью человека, его природы и смысла существования. Здесь человек взят в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний – природу, общество, историю, так же внутренний – духовный.

Осмысление человека традиционно присутствует и в формах ненаучного познания [Горбачев В.Г. 2003 с 138]. Религия и искусство, мифология и народная мудрость постигают сущность человека собственными специфическими средствами.

Проблема человека обозначена уже в Древнем мире, то есть в донаучный период. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Полагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий его мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебный для человека. Так, в древнем буддизме подчеркивалось, что жизнь человека – всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование человека – это жизнь в согласии с этим миром, в чем и должна состоять подлинная мудрость.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отдельного от Космоса) человека принято связывать с именем знаменитого греческого философа Сократа. Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире – в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию «полета», то есть жизненный путь, творить свою судьбу. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.

Как правило, в древней философии рассматривались отдельные аспекты проблемы человека. Так. Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.). Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии в учении Конфуция. В философии индийского буддизма центром внимания стали тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии и мире с окружающей природой, Космосом. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним (Космосом).

В средние века философия рассматривала человека как тварное, созданное по образу и подобию своего Творца (Бога). И хотя человек призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он все же находится несравненно ниже Бога – между ангелами и животными. В человеке выделялось две его составляющие – душа и тело. Считалось. Что душа дана непосредственно от Бога и играет особую роль в жизни человека: она – божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. По выражению Фомы Аквинского, тело – это «лошадь», а душа ее «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека. Который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению.

В отличие от Средневековья философия эпохи Возрождения перенесла свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа, восторженного поколения. Это было обусловлено утверждением антропоцентризма как специфического типа мировоззрения и образа мира. В философии и литературе Италии сформировался гуманизм как идейное течение, которому свойственна высокая оценка человека, вера в его силы и возможности. Происходил постепенный переход от теологического образа человека, и в данную эпоху человек уже рассматривался как творец самого себя и своей судьбы. Господин окружающей природы. Философия и культура эпохи Возрождения утвердили идею величия и всемогущества человека, которому якобы все дано и все доступно. В это историческое время человек как бы поставил себя на одну ступень с Богом, он уже есть якобы человекобог, способный вершить судьбы мироздания. Природа для него – это прежде всего мастерская, а он в ней – умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы и дарования. Человек красив, деятелен и свободен, в состоянии сам обустроить своё бытие.

В новое время человек стал исследоваться с позиций рационализма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, - это существо разумное («думающая вещь», по определению Рене Декарта). Он является продолжением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке – это способность к познавательной деятельности. Такая трактовка человека была представлена, в частности в творчестве французских просветителей XVIII века (Франсуа Вольтер, Клод Гельвеций, Денни Дидро и другие).Рационалистическая антропология считала, что знания человека – это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию.

Ведя речь об антропологии Нового времени, следует непременно упомянуть об особой позиции французского ученого Блеза Паскаля. Не соглашаясь с самообожествлением человека (что стало складываться в эпоху Возрождения), он напоминал, что человек – это всего лишь «мыслящий тростник», затерянный в бескрайних просторах вселенной. Человек хотя и является разумным существом, но он хрупок и беззащитен перед неисчерпаемыми силами Космоса. Он есть «мельчайший атом», «тень, промелькнувшая на миг». «пусть человек снова подумает себе и сравнит свое существо со сущим; пусть почувствует. Как он затерян в этом глухом углу Вселенной… человек в бесконечности – что он значит?»

В классической немецкой философии как одном из основных течений нового времени утвердился так называемый деятельностный подход к пониманию человека: он воспринимался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры ( Иоганн Гердер, Иммануил Кант, Георг Гегель, Иоганн Фихте).

История общества рассматривалась как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности.

Своеобразные взгляды у Людвига Фейербаха. Он рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой порабощенное внешним миром существо и потому – несвободное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в тоже время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. В такой теоретической позиции Фейербаха, именуемой антропологическим материализмом, нашла свое воплощение идея необходимости преобразования социального мира на человеческих, то есть разумных и справедливых, началах. Немецкий мыслитель был убежден в том, что общество может быть обновлено на путях любви – самоотречения человека во имя другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми.

Марксистская философия XIX века рассматривала человека на фоне всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал тем самым как социоцентризм – тип философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека. «Человек – это мир человека, государство, общество» – так писал об этом Карл Маркс. В своей деятельности сущность (незыблемая внутренняя основа) человека есть, по его определению, «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика. Словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живет и действует. Человек – это автор. Режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Человек универсален, то есть всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Весьма важным в марксизме является также теоретический анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. Маркс и Энгельс показали, что в современном им капиталистическом обществе человек закрепощен социальными стихиями и институтами. Вот почему решение проблемы свободы человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию – к коммунизму как идеальному общественному строю.

Очень богатое антропологическое содержание имеется и в русской философии, в различных ее течениях и учениях ( митрополит Илларион, Александр Николаевич Радищев, Петр Алексеевич Кропоткин. Константин Эдуардович Циолковский и другие).

Своеобразна антропология в русской религиозной философии ( Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев и другие): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена в первую очередь к духовному миру человека. Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и признание человека – все это основные темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как человеку подчинить окружающий мир своей власти. Главная проблема для нее – это усовершенствование («мелиорирование») человека, приближение к идеалу. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству (совершенствованию подвига) и поскольку правды, к обретению высокой нравственности и совести. Её очень интересовала также тема свободы и творчества человека, что представлено, в частности, в философии Бердяева. В русской религиозной философии выражалось глубокое беспокойство в связи с кризисом гуманизма, который зримо обнаружился к началу ХХ века.

Интересно и то, что в русской религиозной философии человек рассматривался, по меткому определению Павла Александровича Флоренского , как «сокращенный конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю. В.С. Соловьев говорил буквально следующее: «человек – «особая форма бесконечного содержания»». По мнению Бориса Петровича Вышеславского Человек соединяет в себе и «небо» и «землю», то есть высокое и низкое; он «бесконечная потенция, или потенциальная бесконечность». В связи с этим Бердяев писал, что человек – это «двойственное и противоречивое существо, в высшей степени поляризованное, – богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к творческому подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Кратко говоря, человек – это живое противоречие, точка, в которой представлено всё. Основными же в нём являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения. Русская религиозная философия подчеркивает, что человек существо творческое. Созидающее окружающую действительность.

Большой интерес к теме человека имел и в зарубежной философии конца XIX и в ХХ веке. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной трактовке Фридриха Ницше, который развивал учение о «сверхчеловеке». Австрийский ученый Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую трактовку человека, исследовав глубинные мотивы его поведения и деятельности («бессознательное»). В 20-30 –е годы ХХ столетия в Западной Европе сформировался экзистенциализм – «философия человеческого существования». Его духовными «отцами» были Блез Паскаль, Федор Михайлович Достоевский, Николай Александрович Бердяев и другие мыслители. Основой в этой философии стала тема существования одинокого человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных отношений.

В 20-х годах ХХ века в Германии возникло течение, названное философской антропологией (Макс Шелер и другие), которое провозгласило задачу создания единой, интегрированной науки о человеке. Под специфическим углом зрения рассматривает человека «философия техники» (Элвин Тоффлер и другие). Большое место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и бытия человека в связи с этой ситуацией в мире. Философия стала говорить о грядущей антропологической катастрофе, которая означала бы распад подлинно человеческого в человеке, вытеснение вещью и техникой, его деградацию и упадок, когда будущее окажется, увы, миром без человека. Кризис человеческого в человеке, вытеснение из него высокого, духовного, культурного начала – тема, достаточно распространенная в современной философской литературе (Эрих Фромм, Конрад Лоренц и другие).

Обращение к философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей, сквозной. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и культуры общества. В-третьих, в истории философии преобладающим являются вопросы сущности и природе человека, смысле его существования и призвании. История философской антропологии показывает наличие в ней трёх крупных специфических блока (эпох) антропологического познания в философии. Это, во-первых, «эпоха слияния» человека с миром гармонии и согласия с ним (идеи древнего космоцентризма). Во-вторых «эпоха разрыва» человека с окружающим миром и постепенного противопоставления ему, вплоть до враждебности (идеи антропоцентризма и рационализма Возрождения и Нового времени). И в-третьих, философской антропологией имеет место становление «эпохи возврата» человека к миру и сотворчества с ним (идеи Владимира Сергеевича Соловьева, Владимира Ивановича Вернадского, Альберта Швейцера и других). В настоящее время все чаще звучит идея коэвалюции, то есть партнерства и сотрудничества человека и окружающего мира, как необходимое условие дальнейшего существования того и другого.

ЛИТЕРАТУРА

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека М., 1993.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994.

Горбачев В.Г. Философия о человеке: учебное пособие для гуманитарных специальностей. Брянск, 1995.

Горбачев В.Г. Основы философии: учебное пособие для средних специальных заведений. М., 2003.

Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1999.

Дубинин Н.П. Что такое человек?. М., 1983.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.,1989.

Наши рекомендации