Значение высшего для вселенских созданий
(1281.3) 117:3.1 Космическая реальность, определяемая то как Высшее Существо, то как Бог-Высший, то как Всемогущий-Высший, есть комплексный и всеобщий синтез возникающих фаз всех конечных реальностей. Обширная диверсификация вечной энергии, божественного духа и всеобщего разума достигает конечной кульминации в эволюции Высшего, который является совокупным выражением всего конечного роста, самопретворяемого на божественных уровнях максимального конечного завершения.
(1281.4) 117:3.2 Высшее Существо – это то русло, по которому течет созидательная бесконечность тройственных союзов, кристаллизующаяся в галактической панораме пространства, на фоне которой разворачивается величественная личностная драма времени: покорение энергии-вещества духом через посредство разума.
(1281.5) 117:3.3 Иисус сказал: «Я есть живой путь» – он и является живым путем от материального уровня самосознания до духовного уровня богосознания. И так же, как он представляет собой живой путь восхождения от «я» до Бога, так и Высший – это живой путь от конечного сознания до трансцендентальности сознания, вплоть до проникновения в абсонитность.
(1281.6) 117:3.4 Ваш Сын-Создатель действительно способен быть таким живым путем, ведущим от человечности к божественности, ибо он лично, в собственном опыте, прошел всю эту вселенскую стезю развития – от истинной человечности Иешуа бен Иосифа, Сына Человеческого, до Райской божественности Михаила Небадонского – Сына бесконечного Бога. Так же и Высшее Существо может функционировать как вселенский путь преодоления ограничений конечного статуса, ибо оно является действительным воплощением и личностным олицетворением эволюции, прогресса и одухотворения всех созданий. Равным образом и опыт нисходящих из Рая личностей большой вселенной является частью его опыта, дополняя его совокупный восходящий опыт паломников времени.
(1281.7) 117:3.5 То, что смертный человек сотворен по образу Божьему, – это не только метафора. С физической точки зрения, это утверждение едва ли верно, однако в отношении некоторых вселенских потенциальностей оно является подлинным фактом. В человеческом роде разворачивается нечто подобное той драме эволюционного достижения, которая, в неизмеримо большем масштабе, происходит во вселенной вселенных. В присутствии конечных потенциальностей Высшего, человек – волевая личность – обретает созидательные черты в союзе с Настройщиком – безличностным существом, в результате чего расцветает бессмертная душа. Во вселенных пространственно-временные личности Создателей действуют совместно с безличностным духом Райской Троицы, благодаря чему они становятся создателями нового энергетического потенциала, присущего реальности Божества.
(1282.1) 117:3.6 Будучи созданием, смертный человек не есть точное подобие Высшего Существа, которое является божеством. Однако в некотором смысле эволюция человека действительно напоминает рост Высшего. Человек осознанно проходит путь развития от материального к духовному за счет твердости, силы и настойчивости своих собственных решений. Он растет также по мере того, как Настройщик Сознания создает новые методы, позволяющие ему спуститься с духовного уровня на уровень моронтийной души, и, однажды появившись, душа начинает расти самостоятельно.
(1282.2) 117:3.7 Это отчасти напоминает метод распространения Высшего Существа. Его полновластие растет через деяния и достижения Высших Созидательных Личностей. Такова эволюция величия его могущества как правителя большой вселенной. Его божественная сущность зависит также от предсущего единства Райской Троицы. Однако есть еще один аспект эволюции Бога-Высшего: он не только возникает из деяний Создателей и происходит из Троицы – он также формирует сам себя и происходит из самого себя. Бог-Высший сам является волевым, созидательным участником своей собственной актуализации как божества. Так же и моронтийная человеческая душа является волевым участником творческого достижения своего собственного бессмертия.
(1282.3) 117:3.8 В сотрудничестве с Совместным Вершителем Отец манипулирует энергиями Рая, обеспечивая их восприимчивостью к действиям Высшего. Вместе с Вечным Сыном Отец сотворяет личности Создателей, чьи деяния со временем приведут к владычеству Высшего. Вместе с Сыном и Духом Отец создает троичных личностей, призванных действовать в качестве правителей в большой вселенной вплоть до наступления такого времени, когда завершение эволюции Высшего позволит ему принять на себя это полновластие. Этим и многими другими путями Отец сотрудничает с другими равноправными существами – Божествами и не-Божествами, – помогая эволюции Верховности. Однако он также действует в этих областях самостоятельно. Эта самостоятельная функция Отца, вероятно, лучше всего раскрывается в служении Настройщиков и связанных с ними существ.
(1282.4) 117:3.9 Божество есть единство – экзистенциальное в Троице, эмпирическое в Высшем, реализованное на уровне смертных созданий в слиянии с Настройщиками. Присутствие Настройщика Сознания в смертном человеке раскрывает принципиальное единство вселенной, ибо человек – низший возможный тип вселенской личности – содержит в себе действительную частицу высшей и вечной реальности, частицу самого Отца всех личностей.
(1282.5) 117:3.10 Высшее Существо эволюционирует благодаря своей связи с Райской Троицей и вследствие успеха божественности созидательных и управляющих детей этой Троицы. Бессмертная душа человека раскрывает свое собственное бессмертное предназначение благодаря связи с божественным присутствием Райского Отца и в согласии с личностными решениями человеческого разума. Троица является для Бога-Высшего тем же, чем Настройщик – для эволюционирующего человека.
(1282.6) 117:3.11 В течение нынешней вселенской эпохи Высшее Существо, очевидно, неспособно функционировать непосредственно в качестве создателя, за исключением тех случаев, когда творческие силы времени и пространства исчерпали конечные возможности действия. До сих пор в истории вселенных такое случалось только один раз – когда были исчерпаны возможности конечного действия в области вселенского отражения и функционирование Высшего явилось кульминацией всех предшествующих творческих актов. Мы полагаем, что и в будущем он будет действовать в этом качестве всякий раз, когда предшествующая созидательность будет завершать соответствующий цикл творческой активности.
(1283.1) 117:3.12 Высшее Существо не создавало человека, однако человек был в буквальном смысле слова создан из потенциальности Высшего; сама его жизнь происходит из этой потенциальности. Не занимается Высшее Существо и развитием человека. И тем не менее, само Высшее есть сущность развития. С конечной точки зрения, мы действительно живем, движемся и существуем в имманентности Высшего.
(1283.2) 117:3.13 Очевидно, Высшее неспособно инициировать изначальную причинность, но оно выступает катализатором вселенского роста и, по-видимому, ему суждено обеспечить всеобъемлющую кульминацию предназначения всех эмпирических эволюционных существ. Отец порождает концепцию конечного космоса; Сыны-Создатели претворяют эту идею во времени и пространстве с согласия и в сотрудничестве с Созидательными Духами; Высшее доводит до кульминации совокупное развитие конечного и устанавливает его связь с предназначением абсонитного.
КОНЕЧНЫЙ БОГ
(1283.3) 117:4.1 Наблюдая постоянную борьбу сотворенных созданий за совершенство статуса и божественность бытия, мы неизбежно приходим к мысли о том, что эти нескончаемые усилия свидетельствуют о непрерывной борьбе Высшего за божественное самопретворение. Бог-Высший является конечным Божеством, и он должен справляться с проблемами конечного во всеобъемлющем смысле этого слова. Наши усилия в борьбе с превратностями времени в эволюционных процессах пространства являются отражениями его усилий, направленных на достижение реальности «я» и завершение полновластия в пределах сферы действия, которая расширяется его эволюционирующей сущностью до крайних возможных пределов.
(1283.4) 117:4.2 По всей большой вселенной Высший борется за самовыражение. Его божественная эволюция в определенной мере зависит от мудрости поступков, совершаемых каждой существующей личностью. Когда человек избирает вечную жизнь, он становится сотворцом судьбы; и в жизни такого восходящего смертного конечный Бог обретает еще большую степень личностного самопретворения и расширяет свое эмпирическое владычество. Однако если создание отвергает вечный путь, то эволюция той части Высшего, которая зависела от выбора этого создания, претерпевает неизбежную задержку; такую потерю можно компенсировать аналогичным или сопоставимым опытом. Что же касается личности несохранившегося существа, то она поглощается сверхдушой творения, становясь частью Божества Высшего.
(1283.5) 117:4.3 Бог отличается таким доверием и любовью, что даже людям он вверяет частицу своей божественной сущности для хранения и самопретворения. Сущность Отца – духовное присутствие Настройщика – неразрушима, каким бы ни был выбор смертного существа. Дитя Высшего – развивающееся «я» – может быть разрушено, несмотря на то что потенциально объединяющая личность такого заблудшего «я» сохранится как фактор Божества Верховности.
(1283.6) 117:4.4 Человеческая личность действительно способна разрушить индивидуальность создания, и хотя всё то, что было ценным в жизни такого космического самоубийцы сохранится, эти качества не сохранятся в качестве индивидуального создания. Высший снова проявится в созданиях вселенных, но никогда больше в виде того же самого лица; уникальная личность отклонившего восхождение существа вернется к Высшему, как капля воды возвращается в море.
(1284.1) 117:4.5 Любое изолированное действие личностных частей конечного является относительно несущественным по отношению к грядущему появлению Высшего Целого, однако целое, тем не менее, зависит от совокупных действий многочисленных частей. Личность индивидуального смертного незначительна на фоне всеобъемлющей Верховности, но личность каждого человека представляет собой незаменимое значение-ценность в составе конечного: однажды выраженная, личность никогда уже не находит идентичного выражения, кроме как в продолжающемся существовании этой живой личности.
(1284.2) 117:4.6 Так, одновременно с нашим стремлением выразить себя, Высший – в нас и вместе с нами – стремится выразить свою божественную сущность. Всякий раз, когда мы приходим к Отцу, Высший приходит к Райскому Создателю всего сущего. По мере того, как мы решаем проблемы самопретворения, Бог опыта достигает всемогущей верховности во вселенных времени и пространства.
(1284.3) 117:4.7 Восхождение человечества во вселенной требует усилий; эволюция Высшего также невозможна без целенаправленных и разумных действий. Только сохраняя активность, создания могут достигнуть совершенства; только в непрестанной опеке конечного творения дух Верховности способен реализовать энергию Всемогущего.
(1284.4) 117:4.8 Временная связь человека с Высшим служит основанием для космической морали – всеобщей чувствительности к долгу и его принятию. Эта мораль превосходит временное чувство относительного добра и зла. Она непосредственно основана на личном, осознанном понимании эмпирического обязательства по отношению к эмпирическому Божеству. Смертный человек и все остальные конечные создания сотворены из живого потенциала энергии, разума и духа, заключенного в Высшем. Именно на Высшего опирается восходящий союз Настройщика и смертного существа для создания бессмертного и божественного характера завершителя. Именно из самой реальности Высшего Настройщик, с согласия человеческой воли, лепит структуры вечной сущности восходящего Божьего сына.
(1284.5) 117:4.9 Развитие прогресса Настройщика в одухотворении и увековечении человеческой личности прямо способствует расширению суверенности Высшего. Такие достижения в человеческой эволюции одновременно являются и достижениями в эволюционной актуализации Высшего. Хотя то, что создания не эволюционируют без Высшего, и является истиной, возможно, что полная эволюция Высшего точно так же недостижима без завершения эволюции всех созданий. В этом состоит великая космическая ответственность самосознающих личностей: Высшее Божество в определенном смысле зависит от выбора смертных созданий. И с помощью непостижимых средств вселенского отражения От Века Древние получают точное и полное представление о взаимном прогрессе эволюции созданий и эволюции Высшего.
(1284.6) 117:4.10 Великий вызов, брошенный смертному человеку, заключается в следующем: решите ли вы воплотить познаваемые в опыте ценностные значения космоса в своей формирующейся индивидуальности, или же, отвергнув продолжение жизни, допустите, чтобы эти тайны Верховности остались нераскрывшимися, ожидающими действия другого создания в другое время, которое по-своему постарается внести собственный вклад в эволюцию конечного Бога? Однако это будет уже его вкладом в Высшего, а не вашим.
(1284.7) 117:4.11 Великая борьба данной вселенской эпохи – это борьба между потенциальным и актуальным, стремление к актуализации всего того, что еще не нашло своего выражения. Если смертный человек встает на эпохальный путь восхождения к Раю, то тем самым он следует движениям времени, которые, подобно струям, текут в потоке вечности; если же смертный человек отвергает продолжение жизни, то он движется против течения событий в конечных вселенных. Механическое творение неумолимо движется в согласии с раскрывающимся предназначением Райского Отца, но волевое творение обладает выбором – принять или отвергнуть роль личностного участия в свершении вечности. Смертный человек неспособен уничтожить высшие ценности человеческого существования, но он совершенно определенно способен предотвратить эволюцию этих ценностей в своем собственном личном опыте. В той и только в той мере, в какой человеческое «я» отказывается, таким образом, принять участие в восхождении к Раю, происходит задержка в достижении Высшим выражения своей божественности в большой вселенной.
(1285.1) 117:4.12 Смертному человеку было доверено не только духовное присутствие Райского Отца – его Настройщик, – но и распоряжение судьбой бесконечно малой частицы грядущего Высшего. Ибо как человек достигает предназначенного человеку, так Высший обретает свое предназначение на уровнях божества.
(1285.2) 117:4.13 Поэтому каждый из вас стоит перед решением, которое когда-то стояло перед каждым из нас: подведете ли вы Бога времени, который столь зависим от решений конечного разума? Подведете ли вы Высшую личность во вселенных из-за лени – признака животного регресса? Подведете ли вы возвышенного брата всех созданий, который так зависит от каждого из созданий? Сможете ли вы позволить себе перейти в мир нереализованного, когда перед вами лежит чарующая перспектива – вселенский путь, божественное открытие Райского Отца и божественное участие в поисках и эволюции Бога Верховности?
(1285.3) 117:4.14 Дары Бога – его посвящение реальности – не являются отчуждениями; он не отдаляет от себя творение, однако он создал напряжения в творениях, обращающихся вокруг Рая. Бог прежде всего любит человека и дарует ему потенциальное бессмертие – вечную реальность. И любящий Бога человек действительно становится вечным. И вот в чём тайна: чем больше приближается человек к Богу в любви, тем большей становится реальность – актуальность – такого человека. Чем больше человек удаляется от Бога, тем больше он приближается к нереальности – прекращению существования. Когда человек посвящает свою волю выполнению воли Отца, когда человек отдает Богу всё, что имеет, тогда Бог делает человека большим, чем он есть.
СВЕРХДУША ТВОРЕНИЯ
(1285.4) 117:5.1 Великий Высший – это космическая сверхдуша большой вселенной. В нем качества и количества космоса действительно находят подобающее божеству выражение. Его присущая божеству природа представляет собой пеструю картину совокупной громадности всей сущности созданий и Создателей во всех эволюционирующих вселенных. И Высший является также актуализирующимся Божеством, воплощающим созидательную волю, которая охватывает выявляющийся замысел вселенной.
(1285.5) 117:5.2 Интеллектуальные, потенциально личностные «я» конечного уровня возникают из Третьего Источника и Центра и достигают конечного пространственно-временного синтеза в Божестве Высшего. Когда создание подчиняется воле Создателя, оно не подавляет свою личность и не отказывается от нее; действуя таким образом, индивидуальные личностные участники актуализации конечного Бога не теряют индивидуальности своей воли. Наоборот, такие личности всё больше растут за счет участия в этом великом подвиге Божества; в этом союзе с божественностью человек возвышается, обогащается, одухотворяется и объединяет свое эволюционирующее «я», достигая преддверия высшего статуса.
(1286.1) 117:5.3 Эволюционирующая бессмертная душа человека – совместное творение материального разума и Настройщика – восходит как таковая к Раю и впоследствии, после зачисления в Корпус Завершения, обретает новую связь с контуром духовной гравитации Вечного Сына, что достигается при помощи эмпирического метода, известного как трансцендентация завершителя. В итоге такие завершители становятся приемлемыми кандидатами для эмпирического признания в качестве личностей Бога-Высшего. И когда эти смертные разумные существа, выполняя неизвестные будущие задания Корпуса Завершения, достигнут седьмой стадии духовного бытия, их двуединый интеллект станет триединым. Два созвучных разума – человеческий и божественный – возвысятся в союзе с эмпирическим разумом Высшего Существа, который к тому времени уже завершит свою актуализацию.
(1286.2) 117:5.4 В вечном будущем актуализация Бога-Высшего – его созидательное выражение и духовное отображение – осуществится в одухотворенном разуме, бессмертной душе восходящего человека, так же как раскрытие Всеобщего Отца произошло в земной жизни Иисуса.
(1286.3) 117:5.5 Суть заключается не в том, что человек объединяется с Высшим и растворяется в нем как индивидуальность, а в том, что вселенские последствия опыта всех людей образуют часть божественного эмпирического познания Высшего. «Дела – наши, последствия – Божьи».
(1286.4) 117:5.6 Проходя через возрастающие уровни вселенных, прогрессирующая личность оставляет за собой след актуализированной реальности. Растущие творения времени и пространства, будь то разум, дух или энергия, видоизменяются при прохождении личности через их сферы. Когда человек действует, Высший реагирует, и это явление представляет собой факт прогресса.
(1286.5) 117:5.7 Великие контуры энергии, разума и духа никогда не находятся в постоянном владении восходящей личности; эти виды служения извечно являются частью Верховности. В смертном опыте человеческий интеллект принадлежит ритмическим пульсациям вспомогательных духов разума и осуществляет свои решения в той области, которая образуется за счет вовлеченности в это служение. После естественной смерти человеческое «я» навечно отделяется от контура вспомогательных духов. Хотя эти духи, по-видимому, никогда не передают одной личности опыт другой, они способны передавать и передают безличностные последствия решений и действий через Бога-Семичастного Богу-Высшему. (По крайней мере, это относится к вспомогательным духам поклонения и мудрости.)
(1286.6) 117:5.8 Так обстоит дело и с духовными контурами: человек использует их во время своего восхождения во вселенных, но они никогда не принадлежат ему как часть его вечной личности. Однако эти контуры духовной опеки, будь то Дух Истины, Святой Дух или духовное присутствие сверхвселенной, восприимчивы и чувствительны к выявляющимся ценностям восходящей личности, и эти ценности в точности передаются через Семичастного Высшему.
(1286.7) 117:5.9 Хотя такие духовные влияния как Святой Дух и Дух Истины относятся к опеке, осуществляемой в локальной вселенной, их руководство не ограничивается только географическими пределами данного локального творения. Покинув границы своей родной локальной вселенной, восходящий смертный не лишается всей опеки Духа Истины, который с таким постоянством наставлял его и выводил из философских лабиринтов материальных и моронтийных миров, при каждом кризисе восхождения неизменно помогая Райскому паломнику и всегда говоря ему: «Вот путь». Когда с помощью духа выявляющегося Высшего Существа и службы сверхвселенского отражения вы покинете владения локальной вселенной, то вас и дальше будет вести к Раю утешающий и направляющий дух посвященческих Райских Божьих Сынов.
(1287.1) 117:5.10 Каким образом эти многочисленные контуры космического служения регистрируют значения, ценности и факты эволюционного опыта Высшего? Мы не знаем этого наверняка, однако полагаем, что такая регистрация происходит через лица Высших Создателей Райского происхождения, непосредственно посвящающих эти пространственно-временные контуры. Интеллектуально-эмпирические аккумуляции вспомогательных духов разума, опекающих физический уровень интеллекта, являются частью опыта Божественной Попечительницы локальной вселенной, и через этот Созидательный Дух они, возможно, регистрируются в разуме Верховности. Вероятно, таким же образом, с помощью аналогичных методов, в лице Верховности регистрируется и опыт смертных, полученный в общении с Духом Истины и Святым Духом.
(1287.2) 117:5.11 Так и опыт человека и Настройщика должен отражаться в божественности Бога-Высшего, ибо когда Настройщики приобретают опыт, они становятся сродни Высшему, а эволюционирующая душа смертного человека создается из предсущей возможности такого опыта в пределах Высшего.
(1287.3) 117:5.12 Так разнообразный опыт всего творения действительно становится частью эволюции Высшего. Создания всего лишь используют качества и количества конечного в своем восхождении к Отцу; безличностные последствия такого использования навечно остаются частью живого космоса – Высшего Существа.
(1287.4) 117:5.13 То, что сам человек берет с собой как принадлежность своей личности, есть запечатленный в его характере опыт использования интеллектуальных и духовных контуров большой вселенной при восхождении к Раю. Когда человек принимает решение и когда он претворяет это решение в действие, он приобретает опыт, и значения и ценности этого опыта навсегда остаются частью его вечного характера на всех уровнях, от конечного до окончательного. Обладающий космической нравственностью и божественной духовностью характер представляет собой главную аккумуляцию личных решений создания, озаренных искренним поклонением, прославленных разумной любовью и претворенных в братском служении.
(1287.5) 117:5.14 Со временем эволюционирующий Высший компенсирует неспособность конечных созданий достигнуть большего, чем ограниченной эмпирической связи со вселенной вселенных. Создания способны достигнуть Райского Отца, однако их эволюционный разум, являясь конечным, неспособен действительно понять бесконечного и абсолютного Отца. Тем не менее, благодаря тому, что весь опыт созданий регистрируется в Высшем и становится его частью, после того как все создания достигнут последнего уровня конечного существования и после того как совокупное развитие вселенной сделает возможным достижение ими Бога-Высшего как действительного духовного присутствия божественности, тогда – в силу самого факта такой связи – устанавливается связь со всеобъемлющим опытом. Конечные сущности времени таят в себе семена вечности; нас учат, что после того как результатом завершения эволюции станет истощение способности к космическому росту, всеобъемлющее конечное перейдет к абсонитным стадиям вечного пути в поисках Отца как Предельного.
ПОИСК ВЫСШЕГО
(1287.6) 117:6.1 Мы ищем Высшего во вселенных, но не находим его. «Он есть внутреннее и внешнее всех вещей и существ, движущихся и неподвижных. Оставаясь дальним, он близок, неузнаваемый в своей тайне». Всемогущий-Высший – это «форма того, что еще не оформлено, эталон того, что еще не создано». Бог-Высший – это ваш вселенский дом, и когда вы найдете его, это будет подобно возвращению домой. Он является вашим эмпирическим родителем; он вырос в опыте божественного родителя точно так же, как и в опыте людей. Он знает вас, потому что он похож и на создателя, и на создание.
(1288.1) 117:6.2 Если вы действительно желаете найти Бога, то в вашем разуме не может не появиться осознание Высшего. Так же как Бог является вашим божественным Отцом, так Высший является вашей божественной Матерью, которая вскармливает вас в течение всей вашей жизни во вселенной. «Каким всеохватным является Высший – он повсюду! От его присутствия зависит жизнь бесчисленных сотворенных существ, и ни одно не отвергается».
(1288.2) 117:6.3 То, чем Михаил является для Небадона, Высший является для конечного космоса; его Божество – это великий путь, по которому любовь Отца течет вовне ко всему творению, и он же является великим путем, по которому конечные создания идут к центру в поисках Отца, который есть любовь. Даже Настройщики Сознания связаны с ним: по своей изначальной божественной сущности они подобны Отцу, но приобретая опыт событий времени, происходящих во вселенных пространства, они становятся подобными Высшему.
(1288.3) 117:6.4 Акт принятия созданием решения исполнять волю Создателя представляет собой космическую ценность вселенского значения, что сразу же вызывает реакцию некоторой нераскрытой, но повсеместной координационной силы, возможно, проявления всё более широкого действия Высшего Существа.
(1288.4) 117:6.5 Моронтийная душа эволюционирующего смертного поистине является сыном действующего через Настройщика Всеобщего Отца и дитя ответного космического действия Высшего Существа – Всеобщей Матери. Материнское влияние преобладает в человеческой личности в течение всего детства растущей души в локальной вселенной. Влияние родителей-Божеств становится более сбалансированным после слияния с Настройщиком и в течение пребывания в сверхвселенной. Однако когда создание времени начинает пересекать вечную центральную вселенную, сущность Отца становится всё более очевидной, достигая вершин конечного выражения, после того как создание узнаёт Всеобщего Отца и принимается в Корпус Завершения.
(1288.5) 117:6.6 В опыте и через опыт достижения восходящим «я» статуса завершителя колоссальное воздействие на его эмпирические материнские качества оказывают присутствие духа Вечного Сына и присутствие разума Бесконечного Духа, которые соприкасаются с таким «я» и наполняют его. Позднее, в сферах активности завершителей в большой вселенной, происходит новое пробуждение скрытого материнского потенциала Высшего – новая реализация эмпирических значений, новый синтез эмпирических ценностей всего восходящего пути. Нам представляется, что это самопретворение будет продолжаться в жизни завершителей шестой ступени до тех пор, пока материнское наследие Высшего не достигнет конечной синхронности с наследием Отца, заключенным в Настройщике. Этот загадочный период функционирования в большой вселенной есть продолжение зрелого этапа жизни усовершенствованного восходящего смертного.
(1288.6) 117:6.7 Возможно, что после завершения шестой ступени существования и с началом седьмой, завершающей ступени духовного статуса, наступит время прогрессивных эпох обогащения опыта, углубления мудрости и воплощения божественности. Для сущности завершителя это, видимо, будет аналогично успешному окончанию борьбы разума за самопретворение духа, завершению согласования восходящей сущности человека с божественной сущностью Настройщика в пределах конечных возможностей. Так это величественное вселенское «я» становится вечным сыном-завершителем Райского Отца, равно как и вечным вселенским дитя Высшей Матери, – вселенским «я», способным представлять как Отца, так и Мать вселенных и личностей в любой деятельности или начинании, которые относятся к конечному управлению созданных, создающих или эволюционирующих вещей и существ.
(1289.1) 117:6.8 Все развивающие свою душу люди в буквальном смысле являются эволюционными сынами Бога-Отца и Бога-Матери – Высшего Существа. Но до тех пор, пока смертный человек не осознает этого божественного наследия в своей душе, его уверенность в родстве с Божеством должна воплощаться в вере. Опыт человеческой жизни – это космический кокон, в котором неличностные вселенские способности Высшего Существа и неличностное вселенское присутствие Всеобщего Отца формируют временную моронтийную душу и соединяющий в себе человеческое и божественное начала характер завершителя, – существа, которому уготовано вселенское предназначение и вечное служение.
(1289.2) 117:6.9 Люди слишком часто забывают о том, что Бог является величайшим опытом в человеческом существовании. Другие виды опыта ограничены по своему характеру и содержанию, однако опыт Бога ограничен только способностями постижения, которыми обладает создание, и такой опыт сам по себе расширяет эти способности. Когда люди ищут Бога, они ищут всё. Когда они находят Бога, они находят всё. Поиск Бога есть безмерное посвящение любви, которое влечет за собой поразительные открытия новой, еще большей любви, ждущей своего посвящения.
(1289.3) 117:6.10 Всякая истинная любовь – от Бога, и человек получает божественную любовь, посвящая ее своим товарищам. Любовь динамична. Ее невозможно удержать, она полна жизни, она свободна, она волнует и всегда находится в движении. Человеку никогда не удастся взять любовь Отца и заключить ее в своем сердце. Любовь Отца может стать истинной для смертного человека только при прохождении через его личность, когда он, в свою очередь, посвящает эту любовь своим товарищам. Великий круговорот любви истекает от Отца через его сынов к братьям и, таким образом, к Высшему. Любовь Отца проявляется в смертной личности благодаря служению внутреннего Настройщика. Богопознавший сын раскрывает эту любовь своим вселенским братьям, и это братское чувство является основой любви Высшего.
(1289.4) 117:6.11 Путь к Высшему лежит только через опыт, и в нынешние эпохи творения известны только три способа, при помощи которых создания могут достигнуть Верховности:
(1289.5) 117:6.12 1. Жители Рая нисходят из вечного Острова через Хавону, где они обретают способность понимания Верховности путем наблюдения различий между реальностями Рая и Хавоны и с помощью исследований многочисленных видов деятельности Высших Созидательных Личностей, от Главных Духов до Сынов-Создателей.
(1289.6) 117:6.13 2. Пространственно-временные восходящие создания из эволюционных вселенных Высших Создателей вплотную приближаются к Высшему при пересечении Хавоны в качестве первого шага для лучшего осознания единства Райской Троицы.
(1289.7) 117:6.14 3. Уроженцы Хавоны приобретают понимание Высшего в общении с нисходящими паломниками Рая и восходящими паломниками семи сверхвселенных. Уроженцы Хавоны по своей природе способны гармонизовать принципиально различные воззрения жителей вечного Острова и обитателей эволюционных вселенных.
(1290.1) 117:6.15 Для эволюционных созданий существует семь великих способов приближения к Всеобщему Отцу. Путь каждого из таких восхождений к Раю лежит через божественность одного из Семи Главных Духов, и каждый способ становится возможным благодаря расширенной восприимчивости к опыту, появляющейся у создания в результате служения в той сверхвселенной, которая отражает сущность соответствующего Главного Духа. Совокупность семи таких опытов очерчивает известные в настоящее время пределы осмысления созданием реальности и актуальности Бога-Высшего.
(1290.2) 117:6.16 Не только собственная ограниченность человека мешает ему найти конечного Бога. Причина заключается также в незавершенности вселенной: именно незавершенность всех созданий – прошлых, настоящих и будущих – делает Высшего недостижимым. Любой индивидуум, достигший божественных уровней богоподобия, способен найти Бога-Отца, однако личное достижение Бога-Высшего будет возможным для отдельного создания лишь тогда, когда в далеком будущем всеобщего достижения совершенства его найдут все создания одновременно.
(1290.3) 117:6.17 Несмотря на то что в нынешнюю вселенскую эпоху вы неспособны лично найти его так же, как вы способны найти и найдете Отца, Сына и Духа, восхождение к Раю и последующая деятельность во вселенной постепенно создадут в вашем сознании представление о вселенском присутствии и космическом действии Бога всего опыта. Плоды духа – это сущность Высшего, реализуемая в человеческом опыте.
(1290.4) 117:6.18 Предстоящее человеку в будущем достижение Высшего станет результатом его слияния с духом Райского Божества. Для урантийцев этим духом является присутствие Райского Отца в Настройщике. И хотя Таинственный Наставник исходит от Отца и подобен Отцу, мы сомневаемся, чтобы даже такой божественный дар был способен исполнить неисполнимое, – раскрыть сущность бесконечного Бога конечному созданию. Как мы полагаем, то, что Настройщик раскроет грядущим завершителям седьмой ступени, будет божественностью и сущностью Бога-Высшего. И это раскрытие будет означать для конечного существа то же, что раскрытие Бесконечного означало бы для абсолютного существа.
(1290.5) 117:6.19 Высший не является бесконечным, однако он, вероятно, охватывает всю бесконечность, которую когда-либо сможет осознать конечное создание. Для того, чтобы понять нечто большее, чем Высший, нужно быть более, чем конечным!
(1290.6) 117:6.20 Все эмпирические творения взаимозависимы в реализации своего предназначения. Только экзистенциальная реальность самодостаточна и самосущна. Хавона и семь сверхвселенных необходимы друг другу для достижения максимальной степени конечного обретения; точно так же когда-нибудь они будут зависеть от будущих вселенных внешнего пространства для преодоления конечного статуса.
(1290.7) 117:6.21 Восходящий человек способен найти Отца; Бог экзистенциален и потому реален, независимо от статуса опыта, достигнутого всей вселенной. Однако ни одно отдельно взятое восходящее создание не сможет когда-либо найти Высшего, пока все восходящие существа не достигнут максимальной вселенской зрелости, которая позволит им одновременно принять участие в этом открытии.
(1290.8) 117:6.22 Отец нелицеприятен; он относится к каждому из своих восходящих сынов как к космическому индивидууму. Высший также нелицеприятен; он относится к своим эмпирическим детям как к единому космическому целому.
(1290.9) 117:6.23 Человек может найти Отца в своем сердце, но он должен искать Высшего в сердцах всех других людей. И когда все создания в совершенстве раскроют любовь Высшего, тогда он станет вселенской действительностью для всех созданий. И это лишь один из способов выразить ту мысль, что вселенные перейдут в устойчивое состояние света и жизни.
(1291.1) 117:6.24 Достижение совершенного самовоплощения всеми личностями и достижение совершенной устойчивости всеми вселенными равносильно достижению Высшего и свидетельствует об освобождении всей конечной реальности от ограничений, свойственных несовершенству бытия. Такое истощение всех конечных потенциалов приводит к завершению достижения Высшего и, с другой стороны, может определяться как завершенная эволюционная актуализация самого Высшего Существа.
(1291.2) 117:6.25 Люди находят Высшего не внезапно и зрелищно, подобно землетрясению, которое разрывает скалы, образуя ущелья, а медленно и терпеливо, подобно реке, которая спокойно вымывает почву из своего русла.
(1291.3) 117:6.26 Когда вы найдете Отца, вы найдете великую причину вашего духовного восхождения во вселенных; когда вы найдете Высшего, вы найдете великое следствие вашего продвижения к Раю.
(1291.4) 117:6.27 Однако никто из богопознавших смертных никогда не будет одиноким в своем путешествии через космос, ибо он знает, что каждый свой шаг он совершает вместе с Отцом, в то время как сам путь, по которому он идет, есть присутствие Высшего.
БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО
(1291.5) 117:7.1 Завершение реализации всех конечных потенциалов равносильно завершению реализации всего эволюционного опыта. Это предполагает окончательное выявление Высшего в качестве всемогущего присутствия Божества во вселенных. Мы считаем, что на этой стадии развития Высший будет столь же явно личностным существом, сколь и Вечный Сын, будет столь же реально наделен силой, сколь и Остров Рай, будет столь же всецело объединенным, сколь и Совместный Вершитель. И всё это произойдет в пределах, ограниченных конечными возможностями Верховности в кульминационном развитии нынешней вселенской эпохи.
(1291.6) 117:7.2 Хотя такая концепция будущего Высшего является абсолютно правильной, мы хотели бы обратить внимание на некоторые проблемы, связанные с этим представлением:
(1291.7) 117:7.3 1. Безусловные Смотрители Высшего вряд ли могут исполниться божественности на какой-либо стадии до завершения его эволюции, и, тем не менее, те же самые наблюдатели уже сейчас условно пользуются присущим верховности полновластием в отношении вселенных, утвердившихся в свете и жизни.
(1291.8) 117:7.4 2. Высший вряд ли мог бы функционировать в Предельной Троице, не достигнув полной актуальности вселенского статуса, и тем не менее, Предельная Троица уже сейчас является условной реальностью, и вы уже знаете о существовании Условных Наместников Предельного.
(1291.9) 117:7.5 3. Высший не является целиком реальным существом для вселенских созданий, однако есть много оснований, позволяющих сделать вывод о том, что он вполне реален для Семичастного Божества, простирающегося от Всеобщего Отца в Раю до Сынов-Создателей и Созидательных Духов локальных вселенных.
(1291.10) 117:7.6 Возможно, что у верхних пределов конечного уровня – там, где время соединяется с областью преодоленного времени, – последовательность становится неясной и стертой. Возможно, что Высший способен предвидеть свое вселенское присутствие на сверхвременных уровнях и затем, в ограниченных пределах, прогнозировать будущую эволюцию, отражая это прогнозируемое будущее назад, на созданные уровни Имманентности Проецированной Незавершенности. Такие явления могут наблюдаться всякий раз, когда конечное вступает в контакт со сверхконечным, как это происходит в опыте людей, наделенных Настройщиками Сознания, – истинным залогом будущих вселенских достижений человека на протяжении всей вечности.
(1292.1) 117:7.7 Когда восходящие смертные принимаются в корпус завершения Рая, они дают клятву верности Райской Троице, и, давая эту клятву, они тем самым клянутся в вечной верности Богу-Высшему, который является Троицей в понимании всех конечных созданных личностей. Впоследствии, в процессе функционирования завершителей в эволюционирующих вселенных, они подчиняются исключительно распоряжениям Рая, вплоть до эпохального утверждения локальных вселенных в свете и жизни. По мере того, как новые организации управления этими усовершенствованными творениями начинают отражать выявляющееся полновластие Высшего, мы замечаем, что далекие отряды завершителей признают юрисдикцию этих новых правлений. Представляется, что Бог-Высший развивается в качестве объединителя эволюционных Корпусов Завершения, однако весьма вероятно, что Высший, как член Предельной Троицы, будет руководить вечной судьбой этих семи корпусов.
(1292.2) 117:7.8 Высшее Существо заключает в себе три сверхконечные возможности проявления во вселенной:
(1292.3) 117:7.9 1. Абсонитное сотрудничество в первой эмпирической Троице.
(1292.4) 117:7.10 2. Коабсолютные взаимоотношения во второй эмпирической Троице.
(1292.5) 117:7.11 3. Собесконечное участие в Троице Троиц; однако у нас нет удовлетворительного представления о том, что это действительно означает.
(1292.6) 117:7.12 Это одна из общепринятых гипотез относительно будущего, которое ожидает Бога-Высшего, но существует также много гипотез о его связях с нынешней большой вселенной после достижения ею статуса света и жизни.
(1292.7) 117:7.13 Нынешняя цель сверхвселенных заключается в том, чтобы, исходя из своего состояния и в пределах своих возможностей, стать такими же совершенными, как Хавона. Это совершенство касается физических и духовных достижений и включает в себя также развитие администрации, системы правления и братских взаимоотношений. Считается, что в грядущие эпохи в сверхвселенных постепенно будут изжиты возможности дисгармонии, несогласованности и неправильных решений. Энергетические контуры будут полностью сбалансированы и целиком подчинены разуму, в то время как дух, в присутствии личности, достигнет господства над разумом.
(1292.8) 117:7.14 Предполагается, что в это находящееся в далеком будущем время духовное лицо Высшего и обретенная Всемогущим энергия достигнут согласованности развития и что оба они, объединенные в Высшем Разуме и с его помощью, реализуются в качестве Высшего Существа, завершенной актуальности во вселенных, – актуальности, доступной наблюдению всех созданных разумных существ, вызывающей реакции всех созданных энергий, согласованной во всех духовных сущностях и познаваемой в опыте всеми вселенскими личностями.
(1292.9) 117:7.15 Эта концепция предполагает истинное полновластие Высшего в большой вселенной. Вполне возможно, что нынешние Троичные управляющие продолжат действовать в качестве его наместников, но мы полагаем, что существующие сегодня границы между семью сверхвселенными постепенно исчезнут и вся большая вселенная будет функционировать как усовершенствованное целое.
(1292.10) 117:7.16 Возможно, что Высший будет лично находиться в Уверсе, столице Орвонтона, откуда он будет руководить управлением временных творений, но это всего лишь предположение. Однако несомненно то, что личность Высшего Существа определенно будет доступной в каком-то конкретном месте, хотя его вездесущее Божество будет, вероятно, по-прежнему насыщать собой вселенную вселенных. Мы не знаем, какой будет связь обитателей сверхвселенной с Высшим той эпохи, но она может напоминать нынешнее взаимоотношение уроженцев Хавоны с Райской Троицей.
(1293.1) 117:7.17 Усовершенствованная большая вселенная тех грядущих дней будет значительно отличаться от того, чем она является сегодня. Уйдут в прошлое увлекательные свершения – организации галактик пространства, имплантирование жизни в изменчивых мирах времени и развитие гармонии из хаоса, красоты – из потенциалов, истины – из значений, добродетели – из ценностей. Свершится конечное предназначение временных вселенных! Возможно, что наступит период покоя, отдыха от вековой борьбы за эволюционное совершенство. Но ненадолго! Несомненно, уверенно и неотвратимо загадка возникающего Божества Бога-Предельного бросит вызов этим усовершенствованным гражданам неизменных вселенных точно так же, как некогда поиски Бога-Высшего стали испытанием для их борющихся эволюционных предков. Занавес космической судьбы поднимется, чтобы открыть трансцендентальное величие манящих абсонитных поисков Всеобщего Отца на тех новых, более высоких уровнях, которые раскрываются в предельном опыте созданий.
(1293.2) 117:7.18 [Подготовлено Могущественным Посланником, временно пребывающим на Урантии.]
ДОКУМЕНТ 118
ВЫСШИЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЙ – ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
(1294.1) 118:0.1 В отношении нескольких сущностей Божества можно сказать следующее:
(1294.2) 118:0.2 1. Отец есть самосущее «я».
(1294.3) 118:0.3 2. Сын есть сосуществующее «я».
(1294.4) 118:0.4 3. Дух есть совместно-существующее «я».
(1294.5) 118:0.5 4. Высший есть эволюционно-эмпирическое «я».
(1294.6) 118:0.6 5. Семичастный есть божественность, распространяющая «я».
(1294.7) 118:0.7 6. Предельный есть трансцендентально-эмпирическое «я».
(1294.8) 118:0.8 7. Абсолютный есть экзистенциально-эмпирическое «я».
(1294.9) 118:0.9 Хотя Бог-Семичастный неотъемлем от эволюционного достижения Высшего, Высший также неотъемлем от итогового появления Предельного. Двойное присутствие Высшего и Предельного представляет собой основное объединение субабсолютного и производного Божества, ибо они взаимозависимо дополняют друг друга в достижении своего предназначения. Вместе они образуют эмпирический мост, соединяющий начала и завершения всего созидательного роста в мироздании.
(1294.10) 118:0.10 Созидательное развитие никогда не кончается, но всегда приносит удовлетворение. Оно бесконечно в своем протяжении, но на всём своем протяжении оно пронизано теми моментами личностного удовлетворения от достижения преходящих целей, которые служат столь эффективным мобилизующим началом для новых свершений в космическом развитии, исследовании вселенной и достижении Божества.
(1294.11) 118:0.11 Хотя область математики связана с качественными ограничениями, она всё же обеспечивает конечный разум концептуальной основой для размышлений о бесконечности. Не существует количественного ограничения чисел, даже в понимании конечного разума. Каким бы большим ни было число, к нему всегда можно прибавить еще одно число. Кроме того, вы способны понять, что сколько бы раз вы ни прибавляли новую величину, результат будет далеким от бесконечности, ибо каждый раз можно будет прибавить еще одно число.
(1294.12) 118:0.12 В то же время бесконечные ряды могут суммироваться в любой момент, и такое целое (точнее, субцелое) приносит данному существу в данное время и в данном статусе всю полноту радости достижения цели. Однако рано или поздно то же самое существо начинает жаждать новых и более высоких целей, начинает стремиться к ним, и такие присущие росту дерзания всегда будут ожидаться в циклах вечности, каждое в свое время.
(1294.13) 118:0.13 Каждая последующая вселенская эпоха – это преддверие новой эры космического роста, и каждая космическая эра становится непосредственной судьбой предшествующих стадий. Хавона сама по себе есть совершенное, но ограниченное своим совершенством творение; распространяясь в эволюционные вселенные, совершенство Хавоны обретает не только космическое предназначение, но и освобождение от ограничений доэволюционного бытия.
ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
(1295.1) 118:1.1 Для того чтобы увереннее ориентироваться в космосе, человек должен как можно лучше понимать связь Божества с космосом. Хотя абсолютное Божество является вечным по своей природе, Боги связаны с временем в качестве некоторого обретаемого в вечности опыта. В эволюционных вселенных вечность есть временная непрерывность – непрерывное сейчас.
(1295.2) 118:1.2 Решив исполнять волю Отца, личность смертного создания способна увековечиться благодаря отождествлению с пребывающим в ней духом. Такое посвящение воли равноценно осуществлению вечностной реальности цели. Это значит, что цель создания станет неизменной относительно непрерывного ряда моментов, – иначе говоря, течение времени не будет сопровождаться изменением цели создания. Будет таких моментов миллион или миллиард – значения не имеет. В отношении цели создания, число потеряло смысл. Так решение создания и решение Бога приводят к вечным реальностям нескончаемого союза, в котором дух Бога и сущность человека объединяются для извечного служения детей Бога и их Райского Отца.
(1295.3) 118:1.3 Существует прямая связь между зрелостью и единицей восприятия времени для любого данного интеллекта. Единицей времени может быть день, год или более длительный период, однако она неизменно является тем критерием, с помощью которого сознающее «я» оценивает обстоятельства жизни и посредством которого постигающий интеллект определяет и оценивает факты временного существования.
(1295.4) 118:1.4 Опыт, мудрость и рассудительность являются следствием удлинения единицы времени в смертном существовании. Когда человек возвращается к прошлому, он оценивает прошлый опыт для того, чтобы использовать его в настоящей ситуации. Когда человек обращается к будущему, он пытается оценить будущее значение возможного действия. Воспользовавшись, таким образом, и опытом, и мудростью, человеческая воля выносит суждение и принимает решение в настоящем, в результате чего появляется план действия, порожденный как прошлым, так и будущим.
(1295.5) 118:1.5 В процессе созревания развивающегося «я» прошлое и будущее соединяются, чтобы пролить свет на истинное значение настоящего. Становясь всё более зрелым, «я» черпает опыт из всё более глубокого прошлого, в то время как проницательность его мудрости стремится проникнуть во всё более далекое будущее. И по мере того, как постигающее «я» расширяет свое проникновение как в прошлое, так и в будущее, его суждения всё менее и менее зависят от преходящего настоящего. Таким путем решение-действие начинает освобождаться от оков изменчивого настоящего и одновременно с этим начинает принимать вид, имеющий значение для прошлого-будущего.
(1295.6) 118:1.6 Терпение нужно тем смертным, которые пользуются короткими временными единицами; настоящая зрелость превосходит терпение своей сдержанностью, которая рождается в истинном понимании.
(1295.7) 118:1.7 Стать зрелым – это значит жить более интенсивно в настоящем, одновременно освобождаясь от ограничений настоящего. Зрелые планы, основанные на прошлом опыте, претворяются в настоящем так, чтобы улучшить ценности будущего.
(1295.8) 118:1.8 Единица времени, соответствующая незрелости, концентрирует значение-ценность в настоящем моменте таким образом, что разрывает истинную связь настоящего с не-настоящим – прошлым-будущим. С достижением зрелости, единица времени достигает величины, при которой происходит раскрытие однородной связи прошлого-настоящего-будущего, в результате чего «я» начинает постигать целостность событий, начинает видеть пейзаж времени в панорамной перспективе расширенных горизонтов, начинает, возможно, предполагать существование не имеющего начала и конца вечного континуума, фрагменты которого называются временем.
(1296.1) 118:1.9 На уровнях абсолютного и бесконечного момент настоящего содержит в себе всё прошлое и всё будущее. Я ЕСТЬ означает также Я БЫЛ и Я БУДУ. И это представляет собой нашу лучшую концепцию вечности и вечного.
(1296.2) 118:1.10 На абсолютном и вечном уровне потенциальная реальность является такой же значимой, как и актуальная реальность. Только на конечном уровне и только с точки зрения связанных временем созданий между ними видится столь огромное различие. Для Бога – как для абсолюта – принявший вечное решение восходящий смертный уже является Райским завершителем. Однако, благодаря пребывающему в человеке Настройщику Сознания, Вечный Отец не ограничен только осознанием этого факта, но способен также знать о каждом эпизоде временной борьбы с проблемами, возникающими на пути восхождения созданий от животных до богоподобных уровней бытия, равно как и принимать участие в этой борьбе.