Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 23 страница

Шьяма – Создатель

Шьямала – один из эпитетов как Рамы, так и Кришны, – так называется цвет кожи серовато-синего или иссиня-черного цвета. Цвет кожи Аватара Сатьи Саи Бабы часто меняется, приобретая разные оттенки, от серовато-синего до иссиня черного как у Рамы и Кришны, или становится голубой, что вообще не свойственно людям, или светлеет и становится почти белым; а при материализации лингамов – красным

Шьямасундар – прекрасный, великолепный, – одно из имен Господа Кришны

Э

Эка –Один, Единый, – Абсолют

экаантхам –медитация в одиночестве. «Люди предаются тому, что они называют медитацией в одиночестве (экаантхам). Одиночество – это не заключение в комнате, пещере или лесу. Однонаправленная концентрация на Боге – вот истинная медитация. Она означает растворение ума в мыслях исключительно о Боге. Ум постоянно колеблется. Единственный путь достичь концентрации – растворить ум в праджня-таттве, целостном осознании «Я». Праджня-принцип также называют гухья, то есть то, что содержится в секрете. Это величайшая драгоценность. Праджняна также называется Брахмаджняной или Адвайта-джняной (знанием Абсолюта). Также ее называют Атма-джняной. Это знание настолько ценно, что его следует надлежащим образом охранять. Но когда его ценность не осознается, к нему относятся легкомысленно» Сатья Саи Баба

экабилвам – жертвенное приношение Господу Шиве своего сердца в виде лепестка растения билвы. «Истинный смысл Ахимсы – не причинение вреда и обиды ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни действием. Очищение и совершенствование мыслей, слов и поступков и их гармоничное слияние на духовном языке носит название Тройной путь (Трипути). «Цветок Ахимсы» описан как «Тригунам, Трипути, Экабилвам» – «Три гуны – гармония саттвы, раджаса, тамаса. Три пути – очищение мыслей, слов, деяний. Жертвенное приношение Господу своего сердца в виде символа – лепестка растения билвы». Все три его части, гармонично сливаясь друг с другом, образуют единый цветок» Сатья Саи Баба

эка бхакти –единая преданность

экаграта, экагратха – однонаправленность внимания, целеустремленность ума. «Прогресс в медитации, дхьянеозначает достижение экаграты, концентрации. Каждый может судить только сам, достиг ли он успеха в концентрации, верно?.. Видения во время дхьяны, разные звуки мешают прогрессу. Они внедряются в воображение и рассеивают концентрацию. Звуковые и зрительные галлюцинации не являются признаком дхьяны…. Не позволяй уму грезить, никогда не теряй из вида Божественный образ, который ты себе нарисовал. Будь уверен, что это не что иное, как препятствия, предназначенные отвлечь твое внимание от Божественного образа. Если ты позволишь этим видениям и звукам прокрасться внутрь, первоначальный образ потускнеет, твоя ахамкара, чувство эго, усилится, и ты потеряешь свой путь». «Успех или неудача как в духовном, так и в мирском зависит от экагратхи (сосредоточенности), а экагратха - не что иное, как садхана (или духовная дисциплина)» Сатья Саи Баба

экадаси, экадаши – одиннадцатый день после полнолуния или новолуния. «Слово экадаши означает «одиннадцатый день лунного двухнедельного цикла». Согласно лунному календарю день, следующий за дашами, или десятым днем этого календаря, называется эка-даши (одиннадцатый)! Но на самом деле слово экадаши обозначает состояние сознания, когда десять органов (пять органов действия и пять органов восприятия) направлены на Бога, или одиннадцатого». «В этот день следует отказываться от дурных привычек, порожденных тамасической (инертной) и раджасической (страстной) природой, и устремляться к саттвическим. Бывает, что люди, совершающие хорошие дела, питающие хорошие мысли и произносящие хорошие слова не стремятся к постижению Истины. Для того, чтобы у них появилось подобное желание, они должны хорошо знать следующие 26 категорий. Это 5 органов действия (кармендрии), 5 органов восприятия (джнянендрии), 5 жизненных энергий (пран) и 5 тонких элементов: запах (из которого возникает вещественный элемент – земля), вкус (вода), свет (огонь), осязание (воздух), звук (эфир). Следующие четыре категории – это манас (ум), буддхи (интеллект), читта (память) и ахамкара (эго). Джива (индивидуальная душа), или волна в океане, является 25 категорией, и Параматма (Высшее «Я», или Истинная Реальность) – 26-й. С одной стороны, душа связана с Параматмой, а с другой – с 24 категориями. Душа должна озарять все 24 категории и направлять их к познанию Истинной Реальности, то есть 26-й категории, Параматме. Когда душа озаряет эти категории, то они исчезают, ибо, являясь порождением Майи (заблуждения и иллюзии), не выносят света» Сатья Саи Баба

экадаши врата – воздержание от пищи на одиннадцатый день новолуния или полнолуния. Этот день и двадаси (12-й день) зовутся Харивасара, время присутствия Вишну, благоприятное для совершения Яджны, жертвоприношения (Агни Пурана) и духовной практики

Экам (Екам) – Единое, Один без второго, – одно из имен Бога, Абсолюта

Экамева адвитьея Брахма –««Бог один без второго». Настоящая духовность заключается в знании истинного Я. Но вы неспособны познать свое истинное Я, потому что отождествляете себя с телом. Отождествление с телом взращивает эгоизм. Эгоистичный человек не может познать реальности. Ваше благополучие и благополучие других будет обеспечено тогда, когда у вас будет твердая уверенность в том, что все едино. Развивайте такое духовное единство. Вы не можете ожидать того, что Божественность проявится в вас, – до тех пор, пока вы не разовьете подобное единство. В Ведах говорится: Да будем мы действовать сообща, да будем мы расти вместе, да будем мы пребывать в единстве и делиться своими знаниями, да будем мы жить в дружбе и гармонии друг с другом» Сатья Саи Баба

Экам Сат, випраах бухудхаа вадантхи – Истина одна, но мудрецы присваивают ей различные имена. ««Единый есть один, мудрецы говорят о Нем, как о многих». Это имеет очень большой смысл. Это основная истина, стоящая в начале духовных поступков всей Индии на протяжении многих веков. И хотя теистические принципы и практики, которые распространятся по всему миру, в ближайшие годы возьмут это положение за основу, эта великая аксиома выведена индийскими мудрецами очень много лет назад. Риши говорят о различных Божествах и Божественных Силах, потому что риши знали, что «Единый есть один», и это можно понять буквально каждому, исходя из его собственного мировоззрения. Это различно для разных людей в зависимости от достигнутого состояния, от ясности зрения, от чистоты. Через это утверждение они сообщили свое открытие, заключающееся в том, что Единый есть субъект, которому служат все мудрецы и святые, ученики и поэты, слагатели гимнов и композиторы, они молятся на разных языках, находясь в разных расположениях духа, различными способами передачи своих чувств. Так, из приведенного выше утверждения «экам сат, випраах бухудхаа вадантхи» выявилась высшая ценность для всего мира. Например, многих удивляет, что Индия – единственная страна, где отсутствует религиозный фанатизм, где никто не вредит сторонникам другой веры. В этой стране теисты, атеисты, дуалисты, не-дуалисты, монотеисты и все другие живут в мире и гармонии, не причиняя друг другу страданий» Сатья Саи Баба

экантин –преданный одному

экатвам – Единство, «единственность». «Видение единства (экатхвы) – это высочайшая награда, которую стремится обрести приверженец монизма (адвайтин)» Сатья Саи Баба

экатма бхава– духовное единство; принцип единства; чувство единства в духе; умение распознавать Божественное во всех созданиях, – это чувство символизирует приветственный жест Богу – Намаскар – две руки, сложенные вместе, выражают чувство «многое в одном». «Когда вы поймете принцип единства, который присутствует во всех, вы сможете жить в соответствии с истинным духом братства. У нас на руке пять пальцев, и каждый из них выполняет особые обязанности, предписанные ему. Все пальцы работают в единстве и гармонии во время выполнения задачи. Однажды пять пальцев руки затеяли спор о том, кто из них самый главный. Большой палец заявил: «Без меня невозможно выполнить никакую работу. Поэтому я самый главный». Тогда указательный палец улыбнулся и сказал: «Послушай, большой палец! Как ты можешь выполнять работу без моей поддержки? Более того, люди используют меня в качестве указателя. Поэтому я главнее тебя». Средний палец вмешался и сказал: «Нет никакого смысла в том, что вы говорите. Я самый длинный среди всех пальцев. Два пальца с одной стороны и два с другой служат мне помощниками. Поэтому я – самый главный». Тогда безымянный сказал: «Меня смешит ваше невежество. Разве вы не знаете, что люди украшают меня золотыми кольцами с драгоценными камнями, такими как алмазы, изумруды, топазы и так далее? Поэтому я – ваш господин». В конце концов, мизинец сказал: «Я всегда выступаю первым, когда необходимо кого-либо проучить и наказать виноватого. Поэтому я – ваш лидер, и вы должны следовать за мной». Пока пальцы спорили друг с другом, вмешалось сердце и сказало: «О, невежды! Каждый из вас одинаково важен. Ни один из вас не сможет выполнить никакого задания, если между вами не будет единства и гармонии. На самом деле, вы представляете пять человеческих ценностей, которые подобны пяти жизненным токам человека». Услышав эти мудрые слова, пять пальцев поняли свою ошибку и стыдливо склонили головы. Глубокое исследование показывает, что самым важным является сердце. Тело, ум и интеллект – это только инструменты. Поэтому человек во всех своих начинаниях должен следовать голосу сердца. Поймите, что все едино, и каждый из вас имеет равную важность. Не будьте эгоистичными, думая, что только вы очень важны. Не тратьте драгоценное время на пустые споры. Дружелюбно относитесь ко всем людям и встречайте вызовы, которые бросает вам жизнь, в единстве и гармонии» Сатья Саи Баба

Экатма сарва бхутантаратма –«Одна Атма обитает во всех существах» – изречение Упанишад. «Божественное начало обеспечивает функции всех органов тела. Это начало есть Праджня шакти, жизненная сила, а также Чайтанья (Сознание).Сознание присутствует во всем. Оно есть Брахман. «Один есть во всех существах». Это сутра (афоризм). Сутра означает также нить. Когда вы составляете гирлянду из цветов, нить, удерживающая их, одна, хотя цветов много. Они могут быть в различных стадиях цветения и меняться каждый день, но нить будет неизменна сегодня и завтра. Подобным образом Чайтанья одно и то же и в младенческом возрасте, и в детстве, и в старости. Хотя описание человека – мальчик, мужчина, старик – меняется, Чайтанья внутри не подвергается изменениям. Нет различия также между мужчинами и женщинами. Изменения происходят с телом, но не с Атмой, который неизменен. Он пребывает в полном блеске во все времена. В Нем – красота» Сатья Саи Баба

эка читта –невозмутимость ума; невозмутимый

Эках (Алачах, Санатанах) –Единый (Недвижимый, Без начала и конца), – имя Бога

Экашринга –«одноклычный» – эпитет Вишну в его воплощении Вепрем, смотри Варахаватара

Экешвара – Единый Господь. «Культура Бхаратхи, ее духовное наследие признавало Единого Бога, или Ишвару. Следующий – Экешвара! Эта аксиома о том, что может быть только один Единый, а не много, господствует в Индии с очень древних времен. Даже в древней ведической литературе и Самхитах это положение основывается на многовековой вере» Сатья Саи Баба

Экохам бахусьям (бахушьям) –«Я Един, пусть Я стану многими», – афоризм Упанишад; многообразие (творения). «Большинство философов, особенно западных, игнорируют проблему выявления причины всех «следствий», которые мы ежеминутно видим вокруг себя. Упанишады (сконцентрированная мудрость Вед) провозглашают: «Экохам бахусьям» (Я Один, да стану многим). Так пожелал Бог, и, следуя этому первому побуждению, Своей Божественной воле, стал всем этим. Он стал всем этим, и потому Он – Антар-атма (внутренняя сущность) и Антарьями (Внутренний побудитель). В Ведах сказано: «Васудевах сарвамидам» (Все это – Васудева, Бог). Все они говорят: «Неха наанастхи, кинчана» (Здесь нет и малейшего следа множественности); «Экам эва (Есть только Один) адвитийям (без второго)» Сатья Саи Баба

эрука – (телугу) полное, исчерпывающее знание о самом себе

Ю

юва – молодость, переходный период между детством и зрелостью

юванам – молодость. «Молодым обычно считают человека, которому по крайней мере меньше пятидесяти. Молодость (юванам) – это время, посвященное полезной и целенаправленной деятельности. Молодость не зависит от возраста. Бхишме было 112 лет, когда он встал во главе воинства Кауравов. Ваш возраст зависит от силы воли» Сатья Саи Баба

юга –эпоха, век, мировой период. Юга означает Божественность, так как исходит от Бога. Согласно индийской космогонии, различают четыре мировых периода, или Юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. Сатья-юга или Критаюга – «Золотой век», длящийся 1 миллион 728 тысяч земных лет. Трета-юга – «Серебряный век», длящийся 1 миллион 296 тысяч лет. Двапара-юга – «Медный век» (тройная юга), продолжительность которого равна 864 тысячи земных лет. Кали-юга – «Железный век», продолжительность которого равна 432 тысячи земных лет. Все четыре Юги, взятые вместе, образуют одну Великую югу – Маха-югу, длительность которой равна 4 миллиона 320 тысяч земных лет. 2 тысячи таких Маха-юг, то есть 8 640 000 000 земных лет составляют Кальпу, или сутки Брахмы. В настоящее время заканчивается период Кали Юга, характеризующийся падением Дхармы, Праведности и нравственности. «Кали-юга уходит в прошлое. Настоящее – это Сатья-юга. Можно ли назвать Кали-югой время, когда Шри Сатья Саи пришел как Аватар? Такое время, когда Саи взял на себя заботу о честных и искренних, когда они находятся под Его надежной защитой, следует назвать Сатья-югой. Раз начавшись, этот процесс будет продолжаться автоматически. У вас не должно быть на этот счет никаких сомнений. Останутся лишь честность и искренность без малейшей примеси нечестности и неискренности». «Потеря Дхармой одной из пад (опор) в Трета-юге означает в действительности потерю одной из садхан, духовных практик, а именно – тапаса, или аскетизма и отречения. Назначение пады – помочь человеку продвигаться по пути к совершенствованию. тапас – один из процессов, придающих силы для совершения действия. Однако в Трета-юге стало возможным поддерживать Дхарму, не осуществляя тапаса, то есть, следуя только трем оставшимся путям: яджне, яге и йоге. В течение Двапара-юги достижение мокши, или освобождения, стало возможным при помощи всего лишь двух путей – яги и йоги. Из числа пад была исключена яджна. В Кали-юге Дхарма держится только на одной «ноге», или паде, и эта опора – йога. Отпала яга, и осталась одна йога. Вы спросите: что из себя представляет оставшаяся нам йога? Речь идет о бхакти-йоге, или йоге преданности. В Кали-юге нет иного способа достижения мокши, кроме пути преданности. Итак, в Трета-юге у людей было три возможных пути к стопам Божьим – яджна, яга и йога. В Двапара-юге для слияния с Божеством осталось два пути, или две пады – яга и йога. Постижение Бога в Кали-юге возможно только через одну йогу. Смысл заключается в том, что нам «облегчили» процесс, исключив сложные и трудно выполнимые методы, и оставили единственный и по существу самый легкий и быстрый способ приблизиться к Богу – путь преданности» Сатья Саи Баба

Югааватара – Воплощение Божества на смене Юг, эпох; воплощение Бога данной эпохи

Югакрит – Бог, – создатель, хранитель и властелин юг, эонов, эпох. «Что означает «юга», эпоха? Юга означает Божественность. Юга Божественна, так как исходит от Бога. Юга возникает в Боге и исчезает в Боге. Одно из имен Господа – Югакрит. Это означает, что Бог – создатель юг (эпох, эонов). День югадхи связан с началом определенной юги. Господь также – хранитель юги. Он – Само воплощение времени. Поэтому Он – властелин времени и Ему поклоняются как Самватсаре. «Самватсарайя намах!» – приветствуем Владыку года! День югадхи, несущий в себе столь священный смысл, считается просто первым днем нового года. Этот день, имеющий Божественное происхождение, должен считаться святым» Сатья Саи Баба

юге-юге –из века в век, из эпохи в эпоху

юдхабхуми – поле брани

Юдхиштхира –«стойкий в битве», имя первого, старшего из пяти братьев Пандавов, которому принадлежит право престолонаследия. Сын Кунти-Притхи. По преданию, отцом, зачавшим Юдхиштхиру являлся Дхарма, бог справедливости, правды и благочестия, олицетворение закона. Юдхиштхира, стойкий в соблюдении закона и справедливости, получил эпитет«Дхармараджа» – «Праведный раджа». После смерти Панду являлся прямым наследником престола. Дурьодхана, старший сын Дхритараштры, претендовал на престолонаследие по праву старшинства в роду кауравов (к которому относился и Панду, отец Юдхиштхиры и младший брат Дхритараштры). Дхритараштра, согласно закону Ману, не имел права на царство, так как обладал физическим недостатком – слепотой. Его сын применил все способы (коварство, интриги, игру в кости), чтобы выжить братьев Пандавов и захватить власть. На поле Куру произошла великая битва между кауравами и пандавами за восстановление справедливости, битва между добром и злом, описанная в эпосе Махабхарата. Его поучает Бхишма после битвы на Курукшетре

юкти –мыслительные способности, знание того, как любить всех, (остроумие) – одно из шести ценнейших свойств истинной преданности Богу.

юкти-юктаджнана – знание, полученное из процесса различения и оценки

Я

Яга, ягья– подношение (Божеству); ведический ритуал, обряд пожертвования Божеству; любой акт самоотречения во имя Бога; один из видов жертвоприношения, когда повторение имени Бога ведет к достижению трансцендентного знания. Ведийские жертвоприношения разделяются на домашние грихья и шраута, – общественные торжественные жертвоприношения, отличающиеся масштабностью. К числу шраута относились раджасуя (ритуальное посвящение на царство кшатрия при вступлении на престол); ваджапея (обновление царской власти); ашвамедха (достижение царем вершин могущества) –ритуал описан в Рамаяне. «В ягах по отношению к жертвам используется слово бали. Что это за бали, которое нужно приносить в жертву? Это принесение в жертву Богу своих дурных качеств и дурных мыслей. Как можно приносить плохое Богу? Только Бог может принять такие вещи и дать взамен хорошие. Никто более в мире не будет брать плохое и отдавать взамен хорошее. Такой обмен возможен только с Богом… Подношения должны делаться тому, кто имеет право принимать их. Все дурные мысли и чувства должны отдаваться Богу, чтобы мы могли получить Его милостью взамен хорошие мысли и чувства. Духовность, таким образом, означает превращение жизни человека в жизнь идеальную, – как итог предложения плохих качеств Господу и получения взамен хороших качеств. В древние времена люди проводили ашвамедха ягу (жертвоприношение коня). Что значит «жертва коня»? Под ашвам (лошадью) подразумевается то, что всегда беспокойно. Лошадь не может ни на миг оставаться в покое; она постоянно трясет какой-либо частью своего тела. Лошадь – животное, которое символизирует беспокойный ум. Медха в слове ашвамедха буквально означает ум. Таким образом, провести жертвоприношение коня на самом деле означает принести беспокойный ум в жертву Богу. Некоторые могут приводить доводы, что в старые времена животные приносились в жертву во время проведения яджен и яг. Но это неправильно. Только некоторые невежественные пандиты (ученые) и неправильно ими руководимые старшие предавались подобным ритуалам. Но те, кто осознавали истинное значение этих ритуалов, проводя эти церемонии, придавали первостепенное значение жертвованию животных качеств в человеке. Самая суть различных религиозных обрядов – в разрушении животных качеств» Сатья Саи Баба

Ядавы –потомки Яду, сына Яяти, раджи страны Чеди, племя сатватов, к которому принадлежал Кришна, отсюда эпитет Кришны – Ядава. Согласно Махабхарате, род Ядавов был неуязвим и никто не мог убить их, кроме самих же Ядавов. Они были ближайшим окружением Кришны и должны были покинуть этот мир вместе с Ним. «Арджуна немного подождал, чтобы справиться с бушевавшим внутри него горем, и начал свой рассказ об этих событиях. Остальные трое братьев подошли поближе и услышали эту горестную историю. «В тот день я понял, что ни одно, даже самое незначительное событие, не может произойти, если на то не будет воли Васудевы. Я полностью убедился в этом. Он – Сутрадхари, Тот, кто держит нити, что приводят в движение кукол и заставляет их играть свою роль, а Сам сидит среди зрителей и делает вид, что ничего не знает о замысле сюжета истории или распределении ролей. Актеры не могут ни на шаг отклониться от Его указаний. Его воля направляет и определяет каждое движение, каждый жест. Разыгрывающиеся на сцене события и эмоции влияют на сердца зрителей, но не вызывают ни малейшего смятения в сердце Сутрадхари. Он решает, что тот должен сказать то, а этот – сделать это, и подсказывает им соответствующие слова и поступки. Последствия Кармы, свершенной и унаследованной каждым из прошлых жизней, также вносят свою долю в их судьбу. Как вы хорошо знаете, Ядавы – наши родственники – были людьми воистину духовными, полными преданности Богу. Но, может быть, какой-нибудь мудрец наложил на них проклятие, а может, они совершили когда-то страшный грех… Иначе как еще мы можем объяснить столь резкий поворот в их судьбе, эту неожиданную трагедию? Ядавы совершали в Прабхасакшетре пышное жертвоприношение (яджну): целых семь дней яджна праздновалась с невиданной роскошью. Прощальное подношение священному огню было совершено с истинно ведическим великолепием в присутствии Самого Господа Кришны. Затем участники яджны и жрецы совершили ритуальное омовение в священных водах, брахманы получили свою долю приношений яджны и распределили ее также среди Ядавов. Все расстались в атмосфере совершенного спокойствия, удовлетворения и радости. К полудню брахманам была предложена пища. После этого и сами Ядавы расселись длинными рядами и приняли участие в празднестве. И вот, к несчастью, во время празднества некоторые Ядавы выпили слишком много и настолько утратили контроль над собой, что приняли своих родичей за врагов. Между ними вспыхнули ссоры, которые переросли в жуткую бойню (должно быть, то был замысел Божий). Каким бы неуправляемым и злобным ни был человек, он не станет убивать собственными руками своих детей и родителей. Какой это был ужас! В последовавшей всеобщей свалке сын убивал отца, отец убивал сына, брат – брата, зять – тестя, тесть – зятя в одной безумной оргии и слепой ненависти до тех пор, пока не осталось никого в живых!»» Сатья Саи Баба

Яд дхьятхи, тад икчати– «то, на чем останавливается внимание, становится желаемым» – изречение Вед

Яд икчати, тад кароти – «то, на чем останавливается желание, совершается» – изречение Вед

Яд кароти тад бхавати – «то, что совершается, тем человек и становится» – изречение Вед

яджна, яджня – жертва; жертвоприношение; ритуальное жертвоприношение, входящее в церемонию поклонения; действие, посвященное Богам; многодневное ритуальное ведическое жертвоприношение огню (Агни) очищенного масла гхи, риса, благовоний, одежд, драгоценных камней и т.д. Также: Хозяин всех трудов. Сущность яджны состоит в предложении Богам материальной жертвы в обмен на нематериальные блага. Смотри также: брамин. «Яджны – чистые, благостные священные поступки». «Яджна, как вы знаете, означает «жертва», «отдача», «отречение от чего-то». Проводимая здесь яджна не преследует каких-либо личных интересов. Её цель – обеспечить спокойствие и благоденствие не отдельным людям, области, особому сообществу людей или одной стране, но всему человечеству». «Существует миф относительно ведических ритуалов, известный обычно как яджна. Яджна, убегая от Богов, приняла форму черной антилопы. Боги преследовали ее, но им удалось только вернуть ее шкуру. Эта шкура стала яджной, символом ритуала. Белый, темный и рыжевато-коричневый цвета на той шкуре представляют собой Веды – Риг, Яджур и Сааму; поэтому она была утверждена священной. Она символизировала Тройное знание, то есть власть над тремя Ведами. Шкура используется совершающими богослужение священниками и другими участниками ведических церемоний для декламации защитных гимнов, называемых Чихандами. Считается, что три цвета представляют собой три мира и тот, кто сидит на этой шкуре или носит ее, благословляет три мира своими ведическими чтениями и жертвоприношениями». «Яджны в большей степени чем другие ритуалы предназначены для очищения сознания на всех уровнях сознания, читта шуддхи, так как они обращены к Богу, учат отречению и призывают к занятию аскетическими практиками. Эта деятельность сама по себе не может дать мокшу (освобождение). Этого можно достичь только осознанием Реальности, что приведёт к кшае (устранению) мохи (привязанности) к нереальным вещам. Но об этой конечной цели мало кто думает. Ведические ритуалы проводятся для того, чтобы жить счастливой мирской жизнью и для достижения блаженной небесной обители, а не для осознания свободы от рождения и смерти и слияния с Истиной. С помощью очищенного ума человек должен исследовать природу Реальности и избавиться от малейшей привязанности к нереальному. Яджна обучает непривязанности, что означает умение отбросить. Что мы должны отбросить? Богатство? Это очень легко сделать. Дом? Это тоже не так уж трудно. Оставить жену и детей, земли и дома и уйти в лес? Это тоже делают многие. Но несмотря на то, что человек находится в тихих джунглях, жена и дети, земля и дома по-прежнему занимают его ум и чувства. Поэтому отбросить нужно плохие привычки, вредоносные мысли, эгоистические чувства и желание чувственных удовольствий. Человек должен отбросить гнев и любовь к показным проявлениям. Если вы сможете отказаться от этого, то домашняя обстановка не сможет принести вам вред» Сатья Саи Баба

Яджнаанга – исполняющий Ведический ритуал, свойственный Ему, эпитет Бога

Яджнавалкья –сын Вьясы, святой мудрец, отшельник, один из выдающихся ведических учителей, он поучает Джанаку. Ему приписывается авторство Брихадараньяка Упанишады (он же – ее персонаж), книги законов «Яджнавалкья-смрити», Белой Яджурведы и др.

Яджнавахана – использующий Ведический ритуал в качестве своего инструмента, эпитет Бога

Яджурведа –«Веда жертвенных формул», отличается от других Вед тем, что в ней отведено определенное место конкретному описанию древнего ритуала, подробностям свершения ритуалов. Яджурведа соотносится с функциями жреца адхварью. «Вторая Веда – Яджурведа. В этой Веде две части – Кришна Яджурведа и Шукла Яджурведа. Эта Веда связана с рекой Ганг и ее окрестностями. Она является источником школы мысли уттара миманса. Люди разделили лес и поля рядом с деревнями и стали жить там – в этом заключается выдающееся событие, которое послужило выделению из Веды Яджурведы. Яджурведа имеет семь разделов, которые называются Араньяка, или Лесные тексты. Из самого названия видно, что они связаны с духовными упражнениями и дисциплинами, которые можно практиковать только в лесном уединении и безмолвии» Сатья Саи Баба

Яджно вай Вишнух – «Вишну – Сам яджна»

яджус –жертвенная формула

Яду –название династии, в которой родился Кришна, одно из Его имен – Ядава – происходящий из рода Яду

Наши рекомендации