Иррационализм и проблема человека в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Этой Ф.присущ иррационализм-ф-я позиция,согласно которой разум не является единственным источником истины,а существуют и другие: озарение, вдохновение, интуиция ,бессознательное.Создателем иррационализма является Шопенгауэр.Его основные идеи представлены в работе "Мир как воля и представление". Центральным понятием его учения выступает понятие мир,оно сложное и имеет много значений,2 из них:1) Мир-это то,что существует только благодаря представлению человека о нем.Мир как представление 2)Одновременно это то,что существует независимо от представления человека о нем.Мир как воля.Затем философия переходит к рассмотрению сущности человека.В нем выделяют 2 существенные силы:1)Разумность,способ существования которой выступает познание, но оно вторично и зависит от того, что познается. 2) Телесность, способом существования которой выступает воля, которая определяет все действия человека и характеризуется как: темная сила, темный порыв, поток жизни. Вывод: должна существовать мировая воля, которая проявляется в различной форме, на разном уровне материи:1уровень-в неживой природе, в форме самых общих сил природы, то есть законы природы;2уровень-в живой природе, в форме воли к жизни, то есть бессознательное действие;3уровень-у человека,в форме воли к свободе. Он считает, что жизнь - это страдание, а гении страдают больше всех. Позднее в культуре Европы возникает Пессимизм. Деятельность Ницше развивается в тот период, когда в культуре Европы происходит переоценка основных духовных ценностей, что получило название Нигилизм. Он критически рассматривает 3 основные культуры Европы 1)Разум и наука-которые развивают человека односторонне, что приводит к бездуховности. 2) Христианская религия, которая развивает в человеке слабость, смиренность, покорность. 3) Мораль, которая развивает в человеке сострадание. И делает вывод, что нужно создать сверхчеловека. Центральным понятием его учения выступает понятие Жизнь и 2 его основы: Хаос (различные состояния от инстинктов животных, до области бессознательного в психике человека) и Культура (стремление человека оградить действие Хаоса), и таким образом жизнь это вечное противоречие между хаосом и культурой. В его учениях также встречаем понятие "Воля к власти", что означает: самообладание, самоопределение, власть над собой. При этом дух человека должен пройти 3 стадии перерождения: 1) Стать верблюдом, должен собрать груз своих страданий и уйти в пустыню одиночества. 2) Стать львом, встать по ту сторону добра и зла. 3) Стать невинным ребенком, чтобы создать новые ценности. Так формируется сверх человек. Но к концу своей жизни Ницше пришел к выводу, что даже сверхчеловеку не под силу преодолеть течение жизни.

18. Современная западная философия. Основные течения и направления.

Главной особенностью соврем зап.фи-ии явл.то,что она носит неокласич характер,т.е. ее представители не стремятся создавать законченные фил-ие сист,а изуч.отдельные интересующие их вопросы.А также этой фил-ии присущ иррационализм-это фил.позиция.согл кот разум человека не явл ед.ист.истин.знания,юа сущ.и др.:вдохновение,озарение.интуиция,бессознательное.

Фил экзистенциализма возник в 20-х г.20в.Одно из влиятельных фил.направл.в культ.европы.Центр.пробл.этого учения выступает проблема человека и смысл сущ.его в мире,а конкр вопросами явл.:1)одиночество людей в мире.2)отчуждения между людьми.3)конфликтность в соврем мире. Представители:Кьеркегоф(экзистенция-внутренний ,дух-ый мир чел),Достоевский(братья Карамазовы),Бердяев,Комю и др.

Согласно Сартру ед.см.сущ.чел.вмире явл.стремл.к свободе.При этом возник реальные противоречия,т.к.свобода представл.собой необход принимать самост.решения по жизн.важн вопр.,т.е.делать выбор,а гарантии правил.выбора не сущ.=жизнь чел абсурдна и в ней нет смысла.

Наши рекомендации