Основные идеи философии жизни Ницше и Шопенгауэра

Философия жизни - философское направление, сложившееся в последней трети 19 в. главным образом в Германии и во Франции. Ее представители - Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер. Возникло как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Опиралась на традиции немецкого романтизма. Оно обратилось к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Само понятие жизни многозначно о неопределенно, дает простор для различных трактовок: оно понимается и в биологическом (Ницше), и в космологическом (Бергсон), и в культурно-историческом планах (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). В волюнтаризме Ницше первичная жизненная реальность выступает в форме «воли к власти» (Ницше следовал здесь традиции Шопенгауэра). Научному познанию философия жизни противопоставляет внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности (интуиция у Бергсона, Ницше и Шпенглера, понимание у Дильтея). Наиболее адекватным средством постижения и выражения жизни философия жизни объявляет произведения искусства, поэзия, музыка. Она уделяет особое внимание интуитивно-бессознательным основам творческого процесса, мифу. Зачастую сама философия сближается с мифологией (Ницше, Шпенглер). Так, у Ницше основные философские представления обретают форму мифа (учение о сверхчеловеке). Антиномия философии и науки выступает в философии жизни как противоположность «описательной» и «объяснительной» психологии, исторических и естественнонаучных методов познания. На первом плане здесь - интерес к методологии гуманитарного знания, исторического исследования, «наук о духе». То есть развивается антитеза «наук о духе» и «наук о природе». Влияние философии жизни было наиболее сильным в первой четверти ХХ в. Затем на смену ей пришли во многом опирающиеся на ее принципы, но существенно преобразовавшие их персонализм, экзистенциализм и др.

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.

Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

Эстетический идеал Шопенгауэра - в буддийской нирване, в умерщвлении "воли к жизни", в полном аскетизме.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основными положениями зрелой философии Ницше являются:

  1. все существующее есть воля к власти, могуществу;
  2. сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.

Шопенгауэр выбрал пассивный мирный путь, именно это обусловило его мораль и нравственность. Осознав никчемности жизни, жалкую ее сущность, он проникся состраданием ко всему человечеству.

Ницше же перешагнул через нигилизм, создал себе цель, цель, актуализация которой противоречила бы интересам людей. Осознание никчемности жизни вызвало у него не сострадание, а презрение и ненависть; позволило ему поставить себя выше других.

Наши рекомендации