Без всеобщего нельзя правильно построить и раз­вивать особенное и единич­ное.

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ РОССИИ. Попов М.В. ЗРД-КУ №1 (200) 2017

file:///D:/03-ФРА/ФРА-ГАЗЕТА/ZRD-KU-1-200.pdf

Современная буржуазная Россия страдает одно­временно от капитализма и от его неразвитости.

Острейшей проблемой является социаль­ное неравенство.

Если взять отношение доходов 10% самых богатых семей к 10% доходов самых бедных (децильный коэффициент), то если в скандинавских странах децильный коэффициент составляет 3 — 5, в Европе в целом 5 — 7, в США — 9, то в России — 32.

Экономика строится не на примате соб­ственного машиностроения, а на закупках иностранной сложной техники за счет продажи своего неперера­ботанного сырья.

Нормы амортизации не соблюдаются, накопление с целью расшире­ния производства на основе достижений научно­-техниче­ского прогресса — скорее ис­ключение, чем правило.

Банки вместо того, чтобы давать дешевые кредиты, путем не­померно вздутых ставок по кредитам с легкой руки Цен­тробанка удушают производ­ство.

Отсюда стагнация соб­ственного производства и чрезмерная зависимость от за­рубежных поставок, нехватка средств для полнокровного развития науки, образования, медицины, культуры.

Несмотря на наличие Зако­на о стратегическом планиро­вании — отсутствие планов в государственном секторе и единой Программы социаль­но­-экономического развития страны. Как следствие, — неуверенность в завтрашнем дне при том, что территория, природные богатства России необыкновенно велики.

Может ли социальная фи­лософия стоять в стороне от этих и других проблем разви­тия России?

Философиякак таковая есть наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

Особенное и еди­ничное как целокупности включают в себя всеобщее, так что

без всеобщего нельзя правильно построить и раз­вивать особенное и единич­ное.

Следовательно, без фи­лософского обобщения невозможно обеспечить удовлетворительное развитие общества. Поэтому решение проблем развития общества — прямая задача и ответствен­ность социальной философии и философии истории.

Однако в философии были раньше и суть сейчас проти­воположные философские те­чения. Самое крупное деление — на идеализм и материализм.

В последнее время особен­но широко распространился субъективный идеализм,

сво­дящийся ныне к высказыва­нию субъективных мнений, по-­разному разукрашенных, без стремления к познанию объективной истины.

Вместо возвышения мнения до знания имеет место подмена знания мнением.

Есть, видите ли, только то, что наделено смыслом, а наделяет смыслом то, чего нет без смысла, некий неопределенный субъект, ско­рее всего автор таких рассуж­дений.

Ждать от таких фи­лософских изысков рекомендаций по преобразова­нию объективного мира бес­смысленно и безнадежно.

Это тупиковая ветвь философии, которая никак не может претендовать на роль социаль­ной философии.

Объективный идеализм, как показали тщетные попытки ге­ниального Гегеля в «Лекциях по философии истории» и в «Философии права» изоб­разить социальное развитие как выражение и воплощение абсолютной идеи, ведут лишь к консервации реакционных социальных отношений и институтов и парализуют социальную активность дей­ствительных творцов истории — народных масс.

Применять сегодня к иссле­дованию истории идеализм поэтому как-­то стыдно.

Идеа­листов много, но никто из них не желает честно и откровенно признать себя историческим идеалистом, хотя «метод» его — исторический идеализм.

На этом фоне предпри­нимаются слабые попытки не столько нападать на материа­лизм, сколько походя лягать его, стыдиться исторического материализма, сторониться его.

А ведь материализм, при­мененный к истории, и есть исторический материализм. Другое дело, что применять к исследованию истории разви­тия человеческого общества фейербаховский созерцатель­ный материализм сегодня, по­сле работ Маркса и Энгельса, взявших на вооружение мате­риалистически истолкованную диалектику Гегеля, означало бы повторять хвосты и зады материализма.

Недаром Ленин говорил, что умный идеалист лучше глупого материалиста.

Наступила эра освоения и материалистического истол­кования диалектики Гегеля и применения диалектического материализма к исследованию общества и выработке идей по его преобразованию в направ­лении развития, по пути движения низшего к высшему, простого к сложному.

Исторический материализм сегодня — это самая современная, самая передовая философия и только она в состоянии оказывать действи­тельную помощь практиче­ской деятельности по пре­образованию общества в процессе борьбы противопо­ложных тенденций.

ИСТОРИЧЕ­СКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВА­ НИЯ МИРА, НО МЕТОДОМ ОН ЯВ­ЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ФИЛОСОФИЯ УЧАСТВУЕТ В ЭТОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ, ПРОКЛАДЫВАЯ ИДЕЙНЫЙ ПУТЬ ОБЩЕСТВЕННОМУ ПРОГРЕССУ.

В этом состоит миссия социальной философии и ее историческое предназначение.

М.В.Попов,

профессор по кафедре экономики и права,

доктор философских наук,

преподаватель Красного Университета,

член Рабочей Партии России

Наши рекомендации