Без всеобщего нельзя правильно построить и развивать особенное и единичное.
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ РОССИИ. Попов М.В. ЗРД-КУ №1 (200) 2017
file:///D:/03-ФРА/ФРА-ГАЗЕТА/ZRD-KU-1-200.pdf
Современная буржуазная Россия страдает одновременно от капитализма и от его неразвитости.
Острейшей проблемой является социальное неравенство.
Если взять отношение доходов 10% самых богатых семей к 10% доходов самых бедных (децильный коэффициент), то если в скандинавских странах децильный коэффициент составляет 3 — 5, в Европе в целом 5 — 7, в США — 9, то в России — 32.
Экономика строится не на примате собственного машиностроения, а на закупках иностранной сложной техники за счет продажи своего непереработанного сырья.
Нормы амортизации не соблюдаются, накопление с целью расширения производства на основе достижений научно-технического прогресса — скорее исключение, чем правило.
Банки вместо того, чтобы давать дешевые кредиты, путем непомерно вздутых ставок по кредитам с легкой руки Центробанка удушают производство.
Отсюда стагнация собственного производства и чрезмерная зависимость от зарубежных поставок, нехватка средств для полнокровного развития науки, образования, медицины, культуры.
Несмотря на наличие Закона о стратегическом планировании — отсутствие планов в государственном секторе и единой Программы социально-экономического развития страны. Как следствие, — неуверенность в завтрашнем дне при том, что территория, природные богатства России необыкновенно велики.
Может ли социальная философия стоять в стороне от этих и других проблем развития России?
Философиякак таковая есть наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.
Особенное и единичное как целокупности включают в себя всеобщее, так что
без всеобщего нельзя правильно построить и развивать особенное и единичное.
Следовательно, без философского обобщения невозможно обеспечить удовлетворительное развитие общества. Поэтому решение проблем развития общества — прямая задача и ответственность социальной философии и философии истории.
Однако в философии были раньше и суть сейчас противоположные философские течения. Самое крупное деление — на идеализм и материализм.
В последнее время особенно широко распространился субъективный идеализм,
сводящийся ныне к высказыванию субъективных мнений, по-разному разукрашенных, без стремления к познанию объективной истины.
Вместо возвышения мнения до знания имеет место подмена знания мнением.
Есть, видите ли, только то, что наделено смыслом, а наделяет смыслом то, чего нет без смысла, некий неопределенный субъект, скорее всего автор таких рассуждений.
Ждать от таких философских изысков рекомендаций по преобразованию объективного мира бессмысленно и безнадежно.
Это тупиковая ветвь философии, которая никак не может претендовать на роль социальной философии.
Объективный идеализм, как показали тщетные попытки гениального Гегеля в «Лекциях по философии истории» и в «Философии права» изобразить социальное развитие как выражение и воплощение абсолютной идеи, ведут лишь к консервации реакционных социальных отношений и институтов и парализуют социальную активность действительных творцов истории — народных масс.
Применять сегодня к исследованию истории идеализм поэтому как-то стыдно.
Идеалистов много, но никто из них не желает честно и откровенно признать себя историческим идеалистом, хотя «метод» его — исторический идеализм.
На этом фоне предпринимаются слабые попытки не столько нападать на материализм, сколько походя лягать его, стыдиться исторического материализма, сторониться его.
А ведь материализм, примененный к истории, и есть исторический материализм. Другое дело, что применять к исследованию истории развития человеческого общества фейербаховский созерцательный материализм сегодня, после работ Маркса и Энгельса, взявших на вооружение материалистически истолкованную диалектику Гегеля, означало бы повторять хвосты и зады материализма.
Недаром Ленин говорил, что умный идеалист лучше глупого материалиста.
Наступила эра освоения и материалистического истолкования диалектики Гегеля и применения диалектического материализма к исследованию общества и выработке идей по его преобразованию в направлении развития, по пути движения низшего к высшему, простого к сложному.
Исторический материализм сегодня — это самая современная, самая передовая философия и только она в состоянии оказывать действительную помощь практической деятельности по преобразованию общества в процессе борьбы противоположных тенденций.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВА НИЯ МИРА, НО МЕТОДОМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ФИЛОСОФИЯ УЧАСТВУЕТ В ЭТОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ, ПРОКЛАДЫВАЯ ИДЕЙНЫЙ ПУТЬ ОБЩЕСТВЕННОМУ ПРОГРЕССУ.
В этом состоит миссия социальной философии и ее историческое предназначение.
М.В.Попов,
профессор по кафедре экономики и права,
доктор философских наук,
преподаватель Красного Университета,
член Рабочей Партии России