Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 18 страница
тайджаса –«светящийся», сияние; состояние сна и Джива в состоянии сна – поддерживающий спящее состояние или тонкое сознание; фаза сновидений
тала –музыкальный инструмент, ритм, возглас. «Птицы, которые поселяются на дереве нашей жизни, суть дурные наклонности, стремящиеся осквернить наши мысли. Мы должны прогнать их с помощью намы, повторения Божественного имени, и талы, ритуальных возгласов» Сатья Саи Баба
талы –ритмы (например, музыкальные)
тамаринд –финик индийский, семейство бобовые. Вкус кислый, сладкий. (tamarind – английское название растения). «Йога рекомендует умеренное и сбалансированное питание и использование только чистой пищи. Но современный человек пренебрегает йогическими правилами, ублажая себя острой и изысканной пищей и угождая тем самым своему жадному языку. Он оставляет без внимания древнее предписание о том, что пищу следует принимать как лекарство от голода. Чтобы вылечиться от болезни, нам приходится принимать лекарства, какими бы невкусными они ни были. Но современный человек игнорирует это правило, жадно набрасываясь на острую пищу. Индийцы, например, обильно приправляют свои блюда тамариндом, хотя он и вреден для здоровья». «Какую бы пищу мы ни принимали, ее следует получать в правильных пропорциях, и не класть в нее слишком много соли, специй и кислот. Только тогда пища станет саттвической» Сатья Саи Баба
тамас, тамогуна – третья из гун природы; соответствует инертности, бездействию, невежеству, темноте, косности, узости, лени, бездействию, сопротивлению, стремлению к стабильности, летаргии, тупости, зависимости, беспомощности, тенденции к злому. Свойство ума, направленное на инертность, приземленность, потребность остановиться и бездействовать. При доминировании над саттвой и раджасом ведет к невежеству
Тамасах Парастат –Запредельный мраку, имя-эпитет Бога
тамасическое –продукты или деятельность, усиливающие тамас. Например, несвежая, испорченная пища, полная шлаков (жареная, очень долго вареная, разогретая после охлаждения, замораживания). Слишком большое количество пищи (переедание), длительный сон, «Тамасическая пища– угнетает, разрушает, вызывает болезни». «Если же ум питается тамасической (нечистой) пищей, которая отупляет и порождает лень, то он становится грубым, инертным и непригодным для духовных целей» Сатья Саи Баба
тамбулам –жертвенное угощение; ритуальное подношение из листьев бетеля с тертым орехом и кокосом
Таная –сын Богини Гаури
тандава –«мужественный, энергичный». космический танец Шивы-разрушителя. Также тандава – танец Кришны, символизирующий образ Бога-разрушителя и защитника преданных. Вскочив на сотнеголового змея Калингу, Кришна танцует на нем во имя победы справедливости над силами зла и насилия. «Он только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд халахала, появившийся из Океана молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны (таково происхождение церемонии абхишеки, орошения статуи Божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно). Но Шивеэто помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло Ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло. Тогда Шиваи стал танцевать тандаву со всеми Богами» Сатья Саи Баба
танмайя-аашакти – стремление погрузиться в Божественное
танмайятвам –отождествление с Божеством
танматры – пять тонкий сущностей, выражающих свойство того или иного грубого элемента природы, например, танматра эфира – звук
танпура –струнный музыкальный инструмент, его звуки напоминающие жужжание, символизируют первозданный звук Ом
тантра –«расширение» (таноти) и «освобождение» (траяти) – путь расширения сознания и освобождения его от присущих уму ограничений. Целостная система, использующая физические средства для достижения духовных целей. Для достижения полной осознанности используются шесть практик: сама, дама, упарати, титикша, самадхана, шраддха. Ученику следует удовлетворять шести условиям: дакша (разумность), джитендрия (контроль над органами чувств), сарва-хинса-винирмукта (воздержание от любого насилия), сарва-прани-хитрата (забота о всеобщем благополучии), шучи (чистота),астик (вера в истину, которая есть видья, знание), Веда (свод знаний) и Бог. Средства и методы использования мантр и ритуалов. Тантра как философская система сформулирована Ади Шанкарачарьей, в которой мир (как часть Бога) признаётся настолько же реальным, как и Бог; в ней – культ поклонения изначальному женскому принципу – Шакти. ««Тантра» означает «средства и методы использования мантр во благо». Человек обладает только физической и материальной силой. Его карма становится священной, если процессы (янтра) жизни управляются мантрой и тантрой. Техника этой садханы заключается в сборнике Карма канда Вед. Древние мудрецы осознали это и сохранили для человечества в четырех Ведах». «Шанкара горячо поддерживал тантру, и Калидаса также считал этот метод очень важным. Она расцвела благодаря поддержке, которую Шива-джи оказывал знатокам тантры, и доминировала в духовной жизни страны многие века. Тантра означает лишь «то, что хорошо сохраняет», и поэтому нет надобности так уж ее возвеличивать. Это всего лишь средство для достижения слияния дживыс Брахманом. Сэр Джон Вудрофф показал в своей книге, что тантра – это систематизированная дисциплина, которая использует символизм и сублимацию (утончение и возвышение) для того, чтобы очистить инстинкты и контролировать разум. Он в значительной степени удалил все предрассудки, которые заставляли людей обходить тантру стороной. Эта духовная наука, основанная на Шакти, (женском аспекте энергии), играет центральную роль в духовном прогрессе человека» Сатья Саи Баба
тантры –тексты, содержащие описание ритуалов, техник йоги, философские размышления. Современные индуистские ритуалы являются преимущественно тантрическими а не ведическими
тапа –смотри тапас
Тапа лока, Тапар лока –план Божеств, порожденных Брахмой и являющихся прародителями человечества и Вселенной. «В теле человека Тапар лока находится между бровями» Сатья Саи Баба
тапам –боль, страдания и беспокойства, порождаемые тремя посредниками (тапатраям). Это адхьяадмика (болезни и беспокойства тела и ума); адхи бхоутика (страдания и беспокойства, причиненные другими существами) и адхи дейвика (страдания и беспокойства вследствие стихийных природных явлений, таких, как буря, наводнение, землетрясение, влияние планет и др.)
тапас– «жар, пыл»; пламенная духовная энергия, обретаемая путем подвижничества, то есть «подвижнический пыл»; самоотдача; аскетизм, воздержание; суровая аскеза как изнурение или сжигание плоти, принятие ограничений и воздержания с целью достижения духовного совершенства. Йогическая практика, направленная на достижение контроля над чувствами и телом (позволяющая переносить холод, жару, боль и т.п.); отвлечение ума от чувственных устремлений. «Такие духовные практики, как шравана (слушание духовных наставлений), манана (размышление на духовные темы) и нидидхьясана (обнаружение путей и способов подтверждения веры в Дух), а также джапа (повторение имен Бога) и тапас (отвлечение ума от чувственных устремлений), были предписаны священными писаниями для прекращения этой умственной болтовни, этого умственного разговора – скорее как подготовка к достижению Реальности, нежели для самой реализации. Потому что только тогда, когда ум очищен и прояснен, он может успешно выполнить такую сложную и глубокую задачу, как реализация. Только тогда предписанные уроки и пережитый опыт могут быть чистыми и незапятнанными». «Капила махамуни достиг Брахмататтвы (сути Брахмы), Джаймини махамуни достиг Дхармататтвы (сути праведности). Нарада стал Брахмариши (Божественным мудрецом). Бхагиратха принес Гангу с небес, Гаутама уговорил Годавари излиться на землю, Валмики осознал силу Рама-мантры, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гарги укрепилась в брахмачарье и Сулабха – в духовной мудрости, – это все с помощью только тапаса. Да и зачем приводить такие ограниченные примеры? Путем тапаса даже Брахма и Рудра создали мир» Сатья Саи Баба
тапасви - аскет
тапасья –усилие (аскеза), основанное на суровой духовной дисциплине
тапатрайям, тапатраям –три посредника, несущие человеку боль, страдания, болезни, беспокойства тела и ума: адхьядмика, адхи бхоутика, адхи дейвика, – то есть: от своего тела и ума; от других существ; от следствий стихийных природных явлений
тапована –священный лес, лес покаяния, в котором живут отшельники-аскеты, лесной приют отшельника. «Для грихастхи (домохозяина)дом является тапованой, священным лесом покаяния, для достижения состояния непривязанности. Невозможно достичь освобождения ни с помощью потомства, ни с помощью благотворительности, ни с помощью богатства, ни с помощью яджны, жертвоприношения, илийоги. То, что требуется для мокши, освобождения, – это очищение своего «я»» Сатья Саи Баба
тарака видья – мирские знания; «алхимия»
таракам –преодолевающий, проникающий, побеждающий
тарака мантра – мантра, которая освобождает. «Если вы будете есть сладости, купленные на базаре, вы испортите себе здоровье. Они могут быть вкусными, но приносят вред. Вместо этого наши великие риши приготовили сладость под названием имя Рамы. Она чудесным образом воздействует на ваш ум. Она никогда не засохнет и не испортится. Чем больше вы едите эту сладость, тем больше она будет приносить вам радости. Имя Рамы слаще сахара и вкуснее творога. Божественное имя Рамы полно сладости, и оно всегда будет сладким. На земле было много воплощений Бога. Но Божественное имя Рамы осталось вечным. С древних времён имя Рамы служило для всех тарака мантрой (мантрой, которая освобождает). Все – от детей до стариков – могут ощутить блаженство от повторения имени Рамы. В этом деле возраст не является препятствием. Это имя обладает огромной сладостью. Мы никогда не должны забывать об имени Рамы, сладком, как нектар и дарующем блаженство. К сожалению, сегодня люди пренебрегают повторением имени Рамы. Такова их судьба» Сатья Саи Баба
Таракарама –«Стремительный», – эпитет Бога
Тарка –название философской системы или доктрины, основанной на размышлении и рассуждении; логика, доводы, доказательства (при доказательстве от противного)
таркаджнана –знание природы внутреннего «я», полученное путем размышления, логических построений ума
Тасмаи намах кармане – ««Приветствую действие, порученное или предназначенное мне». Таким образом, тамасическую природу можно преобразовать с помощью волевого действия в раджасическую, которую, в свою очередь, можно обратить в саттвическую с помощью бхакти и джняны, преданности и осознанности. Это и есть садхана, духовная практика» Сатья Саи Баба
Тат –То, Тот, Абсолют
Тат Сатьям –«То Истина», – изречение Вед
Таттва –«Основа», «Суть», фундаментальный первичный принцип; элемент, состояние или категория бытия; природа, нечто присущее чему-либо. Из этих элементов строится Вселенная
Тат твам аси –«ты есть То» – махавакья (великий афоризм) о принципе единства бытия. «В Упанишадах мы находим изречение Тат твам аси, или «То ты еси». В Гите Кришна говорит Арджуне: «Я – Арджуна среди Пандавов», или иными словами – «Я и ты – одно» Сатья Саи Баба
Таттвамасьяди лакшьям –цель, описанная великим изречением «То ты есть», одно из имен Бога
таттва вичарана – духовный поиск, поиск первичной сути, поиск Бога
Татхасту –«Да будет так». «Люди могут действовать так, как им хочется, но они не могут избежать последствий своих действий. Кто бы ни был человек – памара (простак), или маханея (благородная душа), он должен встретиться с результатом своих действий. Не обманывайтесь думая, что человек может совершить грех и избежать расплаты. Поэтому прежде, чем совершить действие, вы должны тщательно исследовать его и решить, является оно хорошим или плохим. Куда бы вы ни направились, результаты ваших действий последуют за вами, как тень. Тем не менее, милостью Бога возможно избежать последствий действий. Бог всегда находится рядом с вами, говоря «Татхасту!», «Татхасту!» (Да будет так!). Человек не придает значения этой истине и увлекается порочной деятельностью. Он достаточно хорошо знает, что является хорошим, а что – плохим, тем не менее, оказывается не в состоянии сойти с плохого пути. Человек переживает в жизни хорошие и плохие времена в соответствии со своими действиями» Сатья Саи Баба
Твам –Истина, тебе
Твамева сарвам мама Дева Дева – ««Ты – весь мой, о Бог Богов. Ты – мой единственный Хозяин» – вот установка, которой нужно следовать, которую нужно принять». «Ты один есть всё, о мой Бог Богов. Ты – стремление, Ты – путь, Ты – цель» Сатья Саи Баба
Твамевахам, Твамевахам, Твамевахам на самсайях –«Ты это Я, ты это Я, ты это Я, в этом нет сомнений» Сатья Саи Баба
Тваштри –«Архитектор», ремесленник Богов, изготовитель инструментов, также Вишвакарман–«Вседеятель», – Отец шестого Ману
теджас –лучи, сияние, изначальный свет, просветление; огонь ума
Теджасви нав адхитатмасту –«Пусть наше обучение – через милость Его – просветит нас!» – молитва к Гуру
Теджасуду –светящийся; излучающий изначальный свет
Теджомайя –«Сияющий», эпитет Бога Солнца – Субраманьи, также – Сатья Саи Бабы
телугу –дравидский язык, основной язык индийского штата Андхра Прадеш, где находится Прашанти Нилаям, ашрам Аватара Сатья Саи Бабы
тила –кунжут.
тилак, тилака – благоприятные знаки, которые преданные рисуют глиной на лбу и двенадцати других частях тела
Тилака кастури –мускусная точка на лбу. «На лбу Кришны красуется тилака кастури (мускусная точка), указывающая на то, что Он обладает Джнаной (духовной мудростью), а на Его переносице, там, где концентрируются во время дхьяны (медитации), прикреплена прозрачная жемчужина, символизирующая чистоту. Вокруг Его запястья повязаны четыре красных священных нити, что указывает на то, что Он принял ради всех живых существ четыре обета: защищать добродетельных, наказывать порочных, способствовать восстановлению Дхармы (Праведности) и оберегать предавшихся Ему людей от греха» Сатья Саи Баба
тиртхам –святое, священное; святая вода
Тирупати –«святое место»; также название города в Индии, связанного с именем великого святого поэта Индии Тьягараджа, место паломничества в Южной Индии, где находится храм «Бога на горе», ипостаси Вишну-Кришны. «Мне нравится Тьягараджа и Тирупати (святой поэт и святое место). И Моя привязанность к нему – это не вопрос сегодняшнего дня, она насчитывает уже не одно столетие. Тьягараджа и Тирупати – неразделимы. Здесь он молился, чтобы завеса, скрывающая его внутренний свет, была удалена по милости Всевышнего» Сатья Саи Баба
титикша –выносливость, терпение. Стойкость к превратностям жизни, умение без малейших неудобств переносить такие крайности, как жара и холод, радость и печаль, похвала и оскорбление, потери и обретения и прочие пары противоположностей
титха –лунные сутки; ведическаяастрология имеет предписания для различных видов деятельности и их успешности в соответствии с тридцатью титхами, описывает влияние луны на здоровье и органы человека
тойя - вода
тратака –практика пристального созерцания объекта. Развивает силу сосредоточения, пробуждает духовные силы, скрытые внутри каждого из нас, укрепляет глаза и оптические нервы
Трайя Бриндаван –название второго ашрама Сатьи Саи Бабы, находящегося в Уайтфилде, недалеко от Бангалора
трансцендентный –превыше всего
Траямбакая –«Имеющий три глаза», одно из имен Бога Шивы; двумя глазами Он видит физическую вселенную, а третий – «глаз мудрости» – глаз духовного видения
Трета-юга –«третья» юга, Серебряный век. Люди утрачивают одну из добродетелей – доброту. Появляется безнравственность и злонамеренность. «В Трета-югу Бог явил Себя как человеческое существо в облике Рамы, который на примере своей семьи стремился дать миру образец истинно праведной жизни в полном соответствии с законами дхармы (праведности) той эпохи. Уже в то время люди осознавали, что Рама есть само воплощение Любви, а Его брат Лакшмана – состарадания, и что сочетание праведного поведения, дхармы, и сострадания рождает достойное человеческое существо. Такова истинная дхарма: ее творит сострадание, что зарождается в чистом сердце. Это качество также является важнейшим и основополагающим в человеке. И человек должен стремиться к тому, чтобы следовать голосу своей совести. Личным примером и поведением Рамачандра вел человечество к совершенству» Сатья Саи Баба. Смотри также: юга
Три– символическое число три: три звука: АУМ, обозначающие тройственную Веду. Три состояния человеческого бытия: бодрствование, сновидение, сон без сновидений. Три мира, Трибхувана: небесный, земной, подземный. Триединый Бог–Трипурантака. Три единых Божества, Тримурти: Брахма, Вишну, Шива-Рудра,. Три гуны: тамас, раджас, саттва. Три доши в Аюрведе: вата, питта, капха. Тройственное орудие человека: мысль-слово-дело–трикарана. Три пути, трипути ведущие к очищению мыслей, слов и дел. Триединая чистота тела, речи и сердца–трикарана шуддхи. Сплав трех металлов – серебра, меди и золота–трилоха, почитающийся священным.Три основные аспекта, цели человеческой деятельности: дхарма, артха, кама–триварга. Треугольник, триконам–тайное знание Упанишад, переданное миру мудрецами, риши,как идея о треугольнике «тело – ум – Атман».
Трибхувана –три мира
Трибхувана Сундари –Та, с кем по красоте не сравнится никто во всех трех мирах, – эпитет богини Матери
Трибхувана Мохини –Очаровывающая три мира, – эпитет богини Матери
триварга –три основные аспекта, цели человеческой деятельности: дхарма, артха, кама (следование долгу, в том числе религиозному и духовному, приобретение материальных благ для потребностей тела и удовлетворение чувственных запросов). «Мы задаем себе вопрос: если мокша – высшая и окончательная цель, зачем упоминать артху, материальный интерес, и каму, желание? Однако и у них есть определенная роль. Мокша – самая возвышенная цель. Это наше предназначение. Но для достижения этой высоты, которая и является нашим предназначением, следует прибегнуть к помощи того, что могло бы служить нам лестницей. Коль скоро готовы устремиться к наивысшей точке, подняться к ней, лестница будет для нас большой поддержкой. Самой же лестнице, состоящей из разных ступеней, тоже нужна опора. И эта опора – Земля, или иначе – природа. Итак, мы делаем попытку вступить на эту лестницу, имеющую две основные ступени – артху и каму, опирающуюся на Землю, которую мы называем природой, или Дхармой. С помощью лестницы мы хотим подняться и достичь наивысшей ступени – мокши, Освобождения. Земля, которая служит опорой, тождественна Дхарме, праведности, или нашему поведению. Когда есть и опора, и высшая цель – Дхарма и мокша, тогда только приобретают смысл две промежуточные ступени – артха и кама. Если же мы пренебрегаем Дхармой и мокшей, артха и кама остаются совершенно бесполезными» Сатья Саи Баба
Тривени –место слияния трех священных рек: Ганги, Сарасвати, Джамны(возле современного Аллахабада) и город, место паломничества; великий духовный маршрут. «На великом духовном маршруте (тривени) преданность (бхакти) можно уподобить реке Ганге, непривязанность (вайрагью) – реке Ямуне, а знание (джняну) – Сарасвати. Джняна – это поезд прямого сообщения, просто садитесь в него, он доставит вас прямо до места. Бхакти – это вагон прямого назначения: хотя его и могут отцепить от одного состава и присоединить к другому, но если вы сели в него, вам все равно не нужно беспокоиться, – пока вы находитесь в нем, он будет везти вас к месту назначения. Карма – это все равно, что обычный поезд; если вы сели в него, то вас ожидает ряд пересадок, когда придется самому перетаскивать свой багаж и много трудиться, чтобы попасть к месту назначения. Однако преданности (бхакти) достаточно для обретения джняны. Ведь она учит равному отношению ко всем (самадришти) и разрушает эгоизм. Джняна приводит к тем же результатам» Сатья Саи Баба
тривени тиртха –святая вода из места слияния трех рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати
тригунам –гармония трех гун, трех основных качеств, – саттвы, раджаса и тамаса (добра, чистоты, покоя, гармонии, благости; активности, страсти, желания, динамического действия; пассивности, инертности, лени, невежества, косности, терпения, смирения)
Тригунарахитам – «За пределами трёх гун: саттвы, раджаса и тамаса», то есть Пребывающий вне ограничений ума и трех качеств природы – саттвы, раджаса и тамаса) – имя-эпитет Бога
тридоша –три основных метаболических свойства тела и ума: вата, питта, капха. «Если человек после приобретения определенного опыта не избавится от некоторых отвратительных привычек, унижающих его интеллект и способность различения, он станет объектом насмешек и начнет представлять опасность как для себя, так и для других. Это может произойти в силу многих обстоятельств, и даже самый непорочный человек может оказаться жертвой обстоятельств, при которых его чистота исчезнет! В подобных случаях врачи обычно не в силах поставить точный диагноз и пытаются объяснить происшедшие в человеке перемены нарушением равновесия между тремя метаболическими свойствами тела и ума (тридошами): ватой, питтой и капхой (ветром, желчью и слизью). Но только Божественный врач, специалист по таким тонким оболочкам человека, как виджнянамайя коша и анандамайя коша (оболочкам мудрости и блаженства) может увидеть, что причина кроется в преобладании у человека одной из трех гун (качеств) и её влиянии на его характер и поступки» Сатья Саи Баба. Смотри также доша, Аюрведа
трикала-абадьям– «Према – это трикала-абадьям (то, что струится сквозь все три ипостаси времени – прошлое, настоящее и будущее)» Сатья Саи Баба
трикарана –тройственное орудие человека: мысль-слово-дело
трикарана шуддхи – триединая чистота тела, речи и сердца; «Триединое орудие спасения». «Тело – это дом, где находят пристанище три сущности: Манас (ум), вак (речь) и органы действия. Истинная человечность – в единстве мысли, слова и дела. Языком Веданты это единство описано как трикарана шуддхи (тройная чистота). Истинное освобождение, мокша, состоит в том, чтобы выражать словами мысли, возникающие в уме и на деле осуществлять то, о чем говорится. Древние считали это тройное единство формой йоги. «Манасьекам, вачасьекам, карманьекам махатманам». Существа с высокой душой – это те, у кого полностью совпадают мысли, слова и дела. «Манасаньятх, ванас-аньятх, карманья-аньтх дуратманам». Дурные люди – это те, у кого дела расходятся со словами и мыслями. Поэтому каждый человек должен стремиться к единству мысли слова и дела. Это – отличительный признак человечности» Сатья Саи Баба
триконам –треугольник, тайное знание Упанишад, переданное риши миру как идея о треугольнике Тело – Ум – Атман. Тело – грубая форма. Атман – тонкая форма. Ум – посредник между грубой и тонкой формами. Он создает между ними гармонию и позволяет человеку испытать высшее Блаженство, Ананду. Изречение Вед «Тат Твам Аси – Ты есть ТО» отражает сущность этого процесса соединения
Трилока –тройственный мир – Бхур, Бхува, Суваха
Трилока-санчари – постоянно путешествующий по трем мирам – эпитет Нарады
трилоха –сплав трех металлов – серебра, меди и золота, используемый для изготовления антр, инструментов поклонения
Тримурти –«Имеющий три образа»; в индуизме Триединый Бог (Брахма-Вишну-Шива), объединяющий в себе космические силы созидания (Брахму), сохранения (Вишну) и разрушения (Шиву)
Трипура –«три града, мира», «три обители»; три состояния (бодрствования (джаграт), сна со сновидениями (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти), а также соответствующие им три гуны и другая троичность. Скрытое сознание, стоящее за всеми тремя состояниями и остающееся незатронутым, метафорически называется Извечно Пребывающей Госпожой по имени Шри Трипура. Также: «Троеградье» – мифическая крепость демонов с тройным окружением (тремя крепостями: золотой, серебряной и железной). Неприступный город асуров, разрушить который смог только Шива
Трипурантака –Триединый Бог
Трипурари –Тот, кто превосходит три гуны; защитник, царь трех миров, – эпитет Шивы
Трипурасундари –«три города красоты»; Богиня мудрости. «Так как каждый человек имеет эти три тела, его называют трипурасундари. Каждый человек имеет эти трипура (три города). Эти три города – тело, ум и сердце. Так как элемент Пракрити (природы), которая по природе женственна, в наибольшем количестве присутствует в теле, оно называется Сундари, обладатель красоты» Сатья Саи Баба
трипути – три пути, ведущие к очищению мыслей, слов и дел. «Очищение и совершенствование мыслей, слов и поступков и их гармоничное слияние на духовном языке носит название Тройной путь, Трипути» Сатья Саи Баба
Тришанку –мир, созданный между небом и землей великим мудрецом Вишвамитрой. Поскольку Господь не приветствовал этого творения, он просуществовал не долго
Тришна –желание
Тришула-трезубец, атрибут Шивы
Трийамамбакам –«Трехглазый» – эпитет Шивы, три глаза которого трактуются как солнце, луна и огонь; или «три матери», «три сестры» (троичность мироздания)
трупти –удовлетворенность. «Трупти относится к удовлетворению, которое вы получаете от этого мира, то есть те преходящие радости, которые вы получаете от предметов и явлений этого видимого мира» Сатья Саи Баба
Тукарам –средневековый поэт и проповедник бхакти, преданности Богу, в Махараштре
туласи, тулси – базилик (Ocimum sanctum – лат.), священное дерево, кустарник, символ преданности; листья его используются в религиозных обрядах, для благословения святыми и священнослужителями. «Все предметы, которые мы вручаем Богу – листья, воду, цветы и прочее – имеют аллегорический смысл. Слово «лист» не имеет отношения к тулси (лист священного дерева базилик) или любому другому листу. Лист – это наше тело. Мы предлагаем свое тело Богу как священный лист. Поскольку наше тело состоит из трех гун, мы считаем его листом и жертвуем его Богу. Слово «пушпа» означает «цветок нашего сердца». Те цветы, которые мы несем к стопам Божьим, – не земные цветы, чья красота недолговечна. Подобно этому слово «плод» по отношению к Божественному символизирует плод разума». «Не подсчитывайте, что вы предложили Богу в терминах денег или как-либо еще. Что бы вы ни предлагали, рассматривайте только чувство, с которым вы предложили это. Даже маленький листочек туласи, предложенный с любовью, становится большим пожертвованием Господу. Предлагайте всё с полным и любящим сердцем. Предлагая с любовью, вы становитесь воплощением Любви. Это имело место с Прахладой, Нарадой и другими. Отождествляйте себя с именем и формой Божественного по вашему выбору» Сатья Саи Баба