Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 13 страница
Сабдабрахман, Шабдабрахман –Бог, Брахман, тождественный с изначальным звуком
сабмила –все вместе
сабха –собрание людей, зал собраний
савикальпа –ступень йогического созерцания, предшествующая нирвикальпе (слиянию с Божеством), когда остался лишь легкий след познающего, познаваемого и знания
Савикальпа-самадхи – слияние с Богом с сохранением частичной отделённости от Него и осознанием; пребывание в нём углубляет духовную мудрость
Савитар –одно из ведийских Божеств Солнца. Смотри: Сурья
савитарка –аргументация
Савитри –«животворящий, форма солнца, один из Адитий». Также «Спасительница» – женская ипостась Савитара (Восточное солнце); одно из имен Парвати; также целомудренная Савитри, которая воскресила своего мужа. Смотри также Саавитри
савичара –анализ
савишеша –обладающий свойствамми; определяемый
Савьясачи – ловкий, – одно из имен Арджуны
Сагара –океан; также имя древнего царя Айодхьи, пращура Рамы, который сотворил великую океанскую пучину. По совету Сагары Рама прибегнул к помощи обезьяны по имени Нала, сына Вишвакармана, зодчего Богов, и тот воздвиг мост через океан к Ланке; (Бхава Сагара – океан рождения и смерти, двойственный мир)
Сагарасангама –устье Ганги на севере Бенгальского залива
сагуна –обладающий качествами
Сагуна Брахман –Вселенский Абсолют, представляемый как имеющий атрибуты и форму; проявленный Бог, или Ишвара
сагуна, садгуна –наделенный хорошими качествами или достоинствами; качественный; личный
сагунабхи –имеющий все положительные качества
садалочана –благие мысли
садана –место, местопребывание, жилище, сокровище
Садасат (Сат Асат) – истина – неистинна; существование – не существование
Сада-Шива –Вечный Благодетель, Истинный Отец, Вечный Отец, одно из имен Шивы
Садашивамайи – Бесконечная Благость. «Если изучить таким образом атрибуты Бога, то окажется, что Божественность в любой форме и с любым именем обладает всеми силами и атрибутами. Среди восхитительных атрибутов Бога есть Садашивамайи (Бесконечная Благость)» Сатья Саи Баба
садачара– жизненные, благие правила и привычки, – благополучие в общественной жизни
садбодхи –святое учение. «Как можно узнать о последствиях стремления души? Поскольку этого знать нам не дано, надо молиться до тех пор, пока в мире не воцарится счастье. Счастье в мире – признак Его прихода; если понять это, тогда легко сразу узнать Аватара. Именно тогда возрастет и окрепнет религия Сатьи (Истины), религия Дайи (сострадания), религия Джнаны (духовного знания) и религия Премы (Божественой Любви). Поэтому, пока они прочно не укоренятся, люди должны продолжать молитвы. Это их долг. Дорогу, проложенную святыми, время от времени надо ремонтировать, и это должны делать либо те, кто ею пользуется, либо те, кто отвечает за нее. Вот это и называется «Учением» или бодхой. Именно для осуществления такого ремонта время от времени Господь присылает уполномоченных лиц, мудрецов и святых. Посредством садбодхи, или святых учений этих личностей, путь, открытый посланниками Господа в минувшие века, снова становится чистым и ровным. Таким образом, когда воля Господа, запросы садху и учения выдающихся личностей совпадут и произведут совместное воздействие, в мир придет счастье, и это счастье не будет убывать» Сатья Саи Баба
сад-буддхи –здравый рассудок, – одно из шести качеств, характеризующих присутствие Бога. «По утверждению Шастр Бог присутствует там, где имеются шесть качеств: стремление (утсаха), предопределение (сахасам), смелость (дхайрья), здравый рассудок (сад-буддхи), сила (шакти) и событие (паракрама)» Сатья Саи Баба
Садбхава –святость. «Господь не будет проверять богатство, семью, расу, статус или пол. Он смотрит только на добродетельность, садбхаву (святость). Тех, кто наделен подобной садбхавой, Он считает достойными Его милости, кем бы они ни были. Поэтому развивайте садбхаву, великодушие и праведность. Живите и действуйте в радости и любви. Этих двух достаточно; вы, несомненно, обретете спасение» Сатья Саи Баба
садгуна –добродетель. Способный управлять собой, своими качествами, – одно из 16 качеств преданного, бхакта
Садгуру –Истинный Гуру, ведущий к освобождению
Садгуру дева –Верховный учитель всех Богов, имя-эпитет Сатья Саи Бабы
саднама –истинное имя
садолочана – способность дать хороший совет
садхак, садхака – духовный искатель, подвижник, совершающий садхану – стремящийся к познанию Божественного; познающий, устремленный к высшему знанию посредством духовной практики; практикующий духовную дисциплину; тот, кто стремится получить реализацию посредством духовных практик. Вторая (после джигнасу) стадия духовного поиска, – «когда вы полностью посвящаете себя практике духовного учения в повседневной жизни» Сатья Саи Баба
садхана – «приводящая к цели»; духовная практика, дисциплина, подвижничество. Включает в себя практику Йоги, правильное поведение и отношение к жизни, а также медитацию, пост, паломничество, духовные упражнения, тренировку самого себя с целью очищения ума. Усилия, направленные на осознание Бога, достижение самоосознания, духовного совершенства и конечной цели – единения с Богом. «Садхана – это замещение плохих тенденций ума Божественными атрибутами Атмы. Ум имеет две основные плохие характеристики: тенденцию двигаться не прямо, а окольными путями, и тенденцию желать и захватывать все вещи, которые он видит. Он похож на змею, которая движется, извиваясь, и кусает всех, кого она видит. Ум должен идти прямо к Богу, обратившись к Нему лицом». «Есть десять ступеней в садхане. Каждая из них распознается через восприятие различного типа звуков, начиная с обычного звука. Затем идут вибрации, звучит колокольчик, флейта, раковина, ОМ, гром, взрыв. Десятый тип – это Чистая Форма, где все чувства превзойдены. До этого все находится в царстве чувств. Выше чувств есть лишь состояние блаженства, ощущаемое как универсальное тело Бога, которое есть свет. Вопрос: Является ли это состояние блаженства временным? Что происходит потом в обычном повседневном круговороте жизни? Саи: Такое состояние, если оно полностью осознано как естественное, остается навсегда. Тогда внешний мир осознается как блаженство, постоянное блаженство. Думайте о Боге, ешьте Бога, пейте Бога, дышите Богом, живите Богом. Вопрос: Каждый ли человек проходит эти ступени садханы? Саи: Нет, некоторые могут непосредственно входить в трансцендентное состояние или подниматься на 6-й, 7-й или какой-нибудь другой уровень. Единого правила не существует. Вопрос: Каким должно быть отношение к этим ступеням садханы, когда проходишь какую-либо из них? Саи: Состояния меняются, но отношение к ним должно быть неизменным. Вопрос: Но какую значимость должны мы придавать этим различным состояниям? Саи: Садхака не должен удовлетворяться никаким из этих состояний, ибо цель – полное единение. Желание остается сильным и постоянным до тех пор, пока не реализуется трансцендентное блаженство. Только тогда исчезает желание». «Дхьяна (Медитация), Пуджа (Жертвенное Служение), Карма (Обряды и Ритуалы) и другая деятельность заложены для тех, кто слишком темен, чтобы распознать Божественную Волю. Те, кто может отказаться от сладостных плодов мирского наслаждения, может обрести право следовать путем Мудрости (Джнаны). Садхаки на Ведантическом пути должны быть исполнены: 1) Разделения «Я» и способности различения временных форм от вечных. 2. Готовности отказаться от мирских и иных удовольствий. 3) Обретения чувственного контроля, самоконтроля, твердого руководства, силы духа, веры и хладнокровия. 4) Твердого стремления к освобождению. Все сущее должно считаться результатом Божьей Воли и использоваться в соответствии с этим знанием, тогда оно загорится в Сознании ясным огнем. Для различных Садхак предназначены: путь священной деятельности и путь интеллектуального различения, Карма и Джнана. Их невозможно смешать друг с другом и следовать обоим вместе. Правильная жизнь может даровать новую жизнь. Процветание – это дар, который дает знание Дхармы, освобождение – это Дар, который дает знание Брахмана. Осознание Брахмана не требует никакой Садханы для своего постоянства и продолжительности. Оно не зависит от выполнения особых обязанностей и долгов. Освобождение бывает двух видов: Немедленное и Постепенное. Первое – результат обретения мудрости, Джнаны. Второе – результат Упасаны, духовного ученичества и Садханы. Джнана – чистый монистический опыт. Бхакти или Преданность – это природа Высшей Любви, которой свойственна Любовь к Богу на благо только Самого Господа» Сатья Саи Баба
садху –духовный подвижник,отшельник, аскет, человек святой жизни
Садхьи –«святые», «покоряющие», «достигаемые», группа из двенадцати небесных существ-Богов, которые населяют регион между солнцем и землей. Среди Садхий называют Нару и Нараяну
Саи, Саайи –Сущий; «Тот, кто покоится на свернувшемся мощными кольцами ядовитом змее Шеше, и эти кольца – гигантский клубок земных желаний… Он тот, чья основа – Истина, кто покоится на Истине, и кто не может быть охвачен кольцами земных страстей» Сатья Саи Баба.
Некоторые другие акронимы:
САИ: «S» – это Саи; «A» – Аллах, «I» – Incorporated (соединенный, то есть: Саи + Аллах);
САИ: «S» – это Свами, Сатья или Саи «A» – All (все остальные существа), «I» – «я» или «эго». Урок: на первом и главнейшем месте для садхака должен быть Свами, затем все остальные, а на последнем – эго, или личное «я»;
САИ: «S» – это Свами, или Бог; «A» – And (и), «I» – «высшее Я», то есть Бог + «Я»
САИ: «S» – Service (служение), A – Adoration (поклонение), I – Illumination (просветление);
САИ: «S» – Spiritual transformation (духовная трансформация), «A» – Association (общество, нуждающееся в глубокой трансформации), «I» – Individual (индивидуальная трансформация и совершенствование);
САИ БАБА: «SAI» – See Always Inside (всегда смотри внутрь себя), «BABA» – Being – Awareness – Bliss – Atman (Бытие – Сознание – Блаженство – Атман)» Сатья Саи Баба
САИ, как и слово Баба (ударение на втором слоге), имеет оба долгих гласных, поэтому возможно также написание «Сайи». В сочетании со словом «Баба» слово «Саи» в быстрой речи может звучать как «Сай Баба». Но в одиночном употреблении говорить «САЙ» неправильно. Это слово несклоняемо (Б.А. Загорулько, Н.Н. Самсонова)
Саи Баба–буквально:«Божественные Мать и Отец», Аватар Кали Юги. Одна из интерпретаций имени Саи Баба: «Са» – это сахасрара падма (седьмая чакра, тысяче лепестковый лотос) сакшаткара (внутреннее видение) и т.д. «Айи» значит мать, а «Баба» – отец, – тот, кто и Мать, и Отец, и то же, что Самбхо Шива, – то есть конечная цель йоговской практики: всепроникающая Мать, всемудрый Отец и цель духовной практики, садханы». Смотри также Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
Саивопасана – духовная практика почитания и служения Шиве и Его символу – Лингаму. «Саивопасана также важный путь. Он выражает служение Шиве, представленному Лингамом, или Символом. «Лингам Сарва Калам». «Бесконечный Лингам» – это символ Первоначальной энергии, являющейся основной причиной всех основ, условий и роста «элементов», составляющих Космос. Лингам – это Форма Самого Шивы, осознание Его есть утверждение конечной цели, Освобождения» Сатья Саи Баба
Саи Дэва –Божественная Мать вселенной, одно из имен Сатьи Саи Бабы
Саикрипанидха –Саи, полный милосердия
Саи Кришна –одно из имен Сатьи Саи Бабы
Саи Муралидхар –Саи, держащий флейту, играющий на флейте – Саи-Кришна
Саинатха –Господь Саи, заботящийся о Своих преданных
Саи Прабху –Саи Владыка, одно из имен Сатьи Саи Бабы
Саи Рам –буквально: «Божественная Мать и Тот, кто пребывает в сердце как чистая радость». Мантра, призывающая Саи Бабу. Также используется в качестве приветствия и прощания последователями Саи Бабы. ««Са» обозначает «Божественный». «Аи» – «мать», «Рам» означает «Тот, кто находится в сердце как чистая радость». «Саи Рам» означает «Божественные Мать и Отец». Саи Рам, Сохам, Шивохам, Самба Шива – все это одно и то же» Сатья Саи Баба
Саитри –три Гаятри Мантры, посвященные Сатья Саи Бабе: Саи Ишвара Гаятри; Саи Сурья Гаятри; Саи Хираньягарбха Гаятри
Саиша, Саища –«Бог Саи», одно из имен Сатьи Саи Бабы
Саишвара –Высший Владыка Саи, одно из имен Сатьи Саи Бабы
Сайюджьям –растворение в Божественном, полное слияние с Богом – конечная ступень на пути Богопочитания
сакала-ишварья – высшее сокровище. «Те, кто повторяют Веды с пониманеием их значения, испытывают в это время чувства, вложенные в гимны, и только они одни могут заслужить милость Брахмана, брахмавидью, наивысшую мудрость, высшее сокровище (сакала-ишварью)» Сатья Саи Баба
сакара– буква «с». Также: определенная форма, образ; мир имен и форм, преходящее тело. «Атман внутри вас – не что иное, как отражение Бога и Он один во всех, как вечный наблюдатель. Рождение и смерть относятся только к телу. Не подобает поклоняться телу. Через сакару (преходящее тело) человек должен слиться с ниракарой (высшей реальностью)» Сатья Саи Баба
сакшара– образованный. «Сделайте священными все свои мысли, слова и дела. Тогда вы станете достойными названия сакшара (образованного)» Сатья Саи Баба
сакшаткара–самореализация; внутреннее видение Атмана, непосредственное восприятие Высшей Реальности; осознание, реализация, – цель жизни человека
Сакшаткарачитра – принятие Богом предложенной формы во время медитации на имени и форме Божества с тем, чтобы удовлетворить желание медитирующего; третья стадия медитации на имя и форму Бога
сакха –друг
сакхи –подруга
сакхья, сакья– дружелюбие, дружба
сакхья бхакти –преданность в форме дружбы, дружеская преданность, любовь-дружба
сакьям, сакхьям –дружба, товарищество с Богом, полное растворение в Нем – предпоследняя из девяти видов Богопочитания
Салам – приветственный возглас в исламе. «Слог «са»символизирует четыре состояния – салокьям, сарупам, самипьям, саюджьям (видение Божественного, лицезрение Божественной формы, приближение к Божественному, растворение в Божественном). Когда эти четыре состояния соединяются и сливаются в одно (слог «ла» означает слияние), то возникает «салам»» Сатья Саи Баба
салиграмы –иконы, изображающие Богов и жития святых
салокья, салокйя – физическая близость к Божественности, пребывание в царстве Бога, первая стадия садханы
салокьям –видение Бога, первый аспект восприятия Бога, постоянное мысленное обращение к Богу
сама– «уравновешенность», «равный, равно распределенный»; «покой, мир, прекращение»; Тот, чей разум всегда спокоен и безмятежен; беспристрастное отношение; безмолвие разума и покорение страстей, чувств, эмоций, желаний
самавартана –священный ритуал «раздачи коров» браминам
Самаведа –ведическая книга «напевов», стихов-гимнов, которые являлись пособием для жреца, сопровождающего жертвоприношения исполнением гимнов; собрание песнопений, в основном повторяющих гимны Ригведы, сопровождаются аннотацией. «Третья Веда – Самаведа. В этом собрании повторяются многие гимны (Рики) Ригведы, но добавлены ноты, поэтому их можно петь во время ведических ритуалов и церемоний. Самаведа – это Швара, или нотное письмо. Арийцы Ригведы жили на берегах реки Синдху. В то время, как Яджурведа явилась к ним, они жили на берегах Ганга. Песни Самаведы – это также визуализации той же самой эры, но люди, видимо, занимали тогда среднюю часть Бхараты. Самаведа связана с Ведой Ганга своей высокой музыкальностью. Все музыкальные школы вышли из стилей, указанных в Самаведе. В этой Веде запечатлены все оттенки и все ноты» Сатья Саи Баба
Самагана –гимны Самаведы
самадж, самаджа – собрание, общество; духовное сообщество; общество преданных
самадхана –постоянная сосредоточенность разума на Божественном и равное отношение ко всему мирскому
самадхи –состояние полного равновесия, единения субъекта, объекта и самого процесса сосредоточения; глубокая медитация, когда личность временно или полностью растворяется. Сверхсознательное состояние сознания, приводящее к просветлению. Самадхи приносит знание сущности объекта сосредоточения и состояние радости, Ананды. «Сам» – равный, уравновешенный, завершенный. «А» – вечный; «дхи» – буддхи, – различение, прямое знание. Восьмая ступень восьмеричного пути йоги Патанджали. Маха-упанишада: «Такое состояние сознания, когда нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи». Шандилья-упанишада: «Самадхи есть то состояние, в котором осознание «я» и Высшее сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только Высшее сознание». Стадия савикальпа – когда остался лишь легкий след познающего, познаваемого и знания. Стадия нирвикальпа – даже этот след стирается; это и есть та цель, где царит Высший мир. Также: усыпальница, место успокоения. «Что означает слово самадхи? Оно означает сама-дхи, то есть интеллект, равно невозмутимый во всех ситуациях. На самом деле каждый человек наделён таким уравновешенным интеллектом. И вы заблуждаетесь, если думаете, что этого состояния могут достичь только те, кто занимается садханой (духовной практикой)» Сатья Саи Баба
саман –песнопение, восхваляющее Бога
самана– одна из панча-пран, связана с областью, расположенной между сердцем и пупком, локализуется в тонком кишечнике. Она контролирует функционирование органов системы пищеварения: кишечника, поджелудочной железы, желудка. Самана также активизирует сердце и систему кровообращения. Она отвечает за усвоение организмом питательных веществ
самана авастхалу –состояние истинной дружбы (маитри), когдакаждый может почувствовать страдание другого как свое собственное
саманья дхарма –кодекс поведения, общий для всех лиц, принадлежащих к определенной социальной группе
самастха, самаста – полнота
самата-буддхи –уравновешенный разум
саматва –принцип равного отношения ко всем
саматвам – согласие во взглядах, выдержка, спокойствие
самашти –общество
самашти таттва – принцип общества.«Не отождествляйте себя с вьяшти таттвой (принципом индивидуального я). Мы должны отождествлять себя с самашти таттвой (принципом общества) и развивать единство. Никогда не забывайте о национальном чувстве. Считайте принципы Истины, Праведности, Мира, Любви и Ненасилия своим жизненными дыханиями и оправдывайте священное имя человека. Там, где Любовь, там Мир. Там, где Мир, там Ненасилие. Без Любви невозможно обрести Покой. Покой нельзя купить в магазине. Во внешнем мире вы можете найти только осколки, а не Покой (игра слов pieces и peace)!» Сатья Саи Баба
Самба –«совместно сияющий», «вместе с Матерью», имя Шивы-Шакти; также: имя сына Кришны от Джамбавати
самбар – овощное блюдо
самбашан, самбхашана –возможность слышать голос Божества;речь, беседа, слово святого или просветленного человека. Также – диалог (ума), один из видов деятельности манаса; дискуссия;
самбхавайя –сокровища
Самбхо – одно из многочисленных имен Шивы
Самвардхани –Поддерживающая, Дарующая развитие, одно из имен Божественной Матери, Деви, супруги Шивы
Самватсара сварупа –Воплощение времени и его периодов, эпитет Бога. «Время – основа всего. Самватсара (год) называется также Викшара (неизменный). Все объекты этого мира проходят через процессы сотворения, развития и распада. Но Божественному, которое не знает рождения, становления и гибели, дан эпитет Каласварупа (воплощение времени). И потому Божество называют Викшарой (неизменным). Поскольку год связан с Викшарой, Бог – это Самватсара Сварупа (воплощение времени и его периодов)» Сатья Саи Баба
Самватсарайя намах – «Приветствуем Владыку года!»
Самджня –«знак» или «имя», дочь Тваштри, жена солнца, мать Ману
самипья – ментальная близость к Божественности, жизнь вблизи Бога, вторая стадия садханы
самипьям – близость к Богу, второй аспект восприятия Бога; приближение к Божественному
самити –объединение, ассоциация, комитет
самматхи –согласие
саммоха – смущение
сампурна джняна –полная реализация духовного знания, например, Прахлада достиг освобождения благодаря сампурна джняне
самрат –победитель
Самрита – сборники норм поведения людей в различные эпохи. «Вскоре после распространения Веданты через Упанишады и другие тексты, Риши, погруженные в тапасью и обретшие из нее духовный опыт, составили Самриту, рассуждения о нормах поведения людей во время различных состояний жизни, во время занятия различных социальных статусов. Самрита не получила такого же авторитета, что Ведантические тексты, потому что она говорила о правах и ответственности, обязанностях и долгах. Такую Самриту можно найти в священных писаниях, принятых последователями других религий. Они утверждают социальные нормы поведения и кодексы отношений, данные Пророками и Прорицателями, и имеют то же значение. Мы тоже расцениваем их – и будем расценивать – как правила, установленные ради блага общества и прогресса человечества. Потому что они даны махапурушами, выдающимися мудрецами и благодетелями людей. Но со временем Самрита претерпела изменения, в ней появились пропуски, а что-то было добавлено. Мудрецы предназначили для каждой эры, или Юги, определенную Самритой в качестве главной, потому что слишком большое число Самрит давали противоположные советы, вызывали сомнение и недоверие. Было установлено: в Крита-юге люди должны придерживаться одной Самриты, а в Трета-юге – другой, чем в Двапара-юге, в эпоху же Кали люди должны следовать четвертому пути. С течением веков вставали новые проблемы, новые ситуации, новые неприятности встречались человеку, и повсеместно нужно было менять законы и ограничения прошлого. Такой порядок – часть Замысла. Людям нужно было показать новый путь духовного прогресса, создать новые условия, принять Самриту для новой эры» Сатья Саи Баба
самсайяатман –личность, мучимая сомнениями
самсара – мирская жизнь, земное существование; видимый цикл перемен двойственного мира; круговорот рождений и смертей; жизнь в материальном мире; цепь перерождений, цикл, основанный на причинно-следственных связях. Освобождение (мокша) означает выход из этого цикла. «Самсара значит «движение от одной формы к другой»». «Человеку суждено быть вовлеченным в круговорот рождений и смертей и он должен будет потерпеть сокрушительное поражение в этом круговороте; это опыт, который учит, что мир – нереален. Никакие лекции не докажут вам то, что это ловушка, пока вы не убедитесь на собственном опыте. Коснитесь огня и ощутите ожог, ничто другое не сможет научить вас тому, что с огнем нужно быть осторожным. До тех пор, пока вы не обожжетесь, вы будете видеть в огне только свет. Огонь – это одновременно и свет, и жар. Точно также мир – одновременно и правда, и ложь. Другими словами, мир – нереален». «Многие преданные жалуются Свами, что они по рукам и ногам связаны самсарой (семейными и мирскими заботами), и не способны порвать эти узы. Где тут правда? Самсара крепко держит вас в своих тисках или вы сами что есть силы цепляетесь за самсару? Разве у самсары есть руки, чтобы держать вас? Руки есть у вас, и с их помощью вы держитесь за мирскую жизнь. Самсара не держит вас. Это явная нелепость – сетовать на то, что она схватила вас, когда на самом деле все наоборот. Причина всех ваших трудностей – не знающая границ привязанность. Превратите каждое действие в жертвоприношение Богу. Без веры в Бога человек перестает быть человеком» Сатья Саи Баба
самсара мукта - человек, свободный от привязанности к временному, преходящему, - одно из 16 качеств преданного, бхакти
самсари – домохозяин. «Может возникнуть вопрос, что такое настоящая саньяса (отречение). Это отбрасывание всех желаний. Пока у человека есть желания, он будет лишь самсари (домохозяином). Он будет развивать мирские взаимоотношения. В первую очередь он захочет иметь сына. Затем он захочет, чтобы у сына была жена, внуки, внучки и т.д.» Сатья Саи Баба
самсаятма –человек, одолеваемыйсомнениями
самскара, самскары-«отпечаток», изменение психики, зависящее от дел, совершенных в прошлых жизнях и определяющих характер данной жизни. Узы семейных и мирских забот в виде привязанностей; представления, склонности, привычные реакции, закрепленные в прошлых жизнях, порождаются прошлыми впечатлениями ума и многократно повторяемыми действиями в прошлых существованиях, более выявленные, чем васаны (глубинные склонности или тенденции ума). Служат очищению, совершенствованию индивидуальных душ, джив
самскарана – самоусовершенствование и преобразование человека «приносящее плоды душевного равновесия и покоя, чувства уверенности в себе, счастья и любви» Сатья Саи Баба
самскрити –трансформация, преобразование, утончение; усовершенствование, улучшение; культура, цивилизация. «Понятие самскрити означает усовершенствование какого-либо предмета, чтобы улучшить его пригодность в использовании по назначению». «Истинная культура (самскрити) – это расширение границ любви, отход от узости и развитие более широкого видения мира, результатом которого будет радость, – истинная радость, как для вас самих, так и для окружающих вас людей. Так природа человека поднимается до высот Божественного» Сатья Саи Баба
самскрути –обработка, очищение
самудра –океан; легендарные моря, описываемые в Аюрведе
Самхита –одна изчастей Вед, сборник священных формул, мантр. «Мудрый Бхарадваджа, погружаясь все глубже и глубже в научные изыскания древнейших умов Индии, описал конструкцию Вимана – аппаратов, способных совершать пространственные перелеты. Ментальное Знание было развито столь глубоко, что люди могли сказать, что было, и предсказать, что будет. В Индии была также высоко развита Наука Медицина. Именно мудрый Бхарадваджа преподал ее на благо человечества. А мудрый Атрейя поставил перед собой задачу распространения медицины и техники целительства. Святой Чарака собрал их открытия в Самхите, или «Собрании». В ней содержатся диагностика, методы лечения и целительства, однако в ней нет медицинских открытий. В те древние времена врачи, сведущие в медицине, для изъятия или корректировки больных частей тела, когда нельзя было победить болезнь лекарствами, хирургически удаляли ее или подвергали другому хирургическому воздействию. Святой Сушрута описал в своих трудах многие хирургические процессы. Эти труды были обнаружены и признаны пригодными для изучения» Сатья Саи Баба