Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени. Разработка теории и методов научного познания (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк, Рене Декарт, Б Спиноз и Г. Лейбниц).
Ф. Бекон «Новый органом», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органом» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бекон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:
1. Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума, перенесение на природу человеческих качеств и свойств. В природе целей не существует.
2. Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.
3. Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов. Слова насилуют разум.
4. Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм). Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу индукции. Опыты бывают:
1. плодоносные – они приносят практическую пользу
2. светоносные – они проявляют фундаментальные знания
Б. возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте.
Т. Гоббс Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание, опирающееся на веру не может дать действительной истины. Благо и зло относительны. Геометрию провозглашает главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод воображения. Опыт дает только единичные знания.
Большое место в философской доктрине Гоббса занимает его социальная философия, учение о человеке, обществе и государстве. Ей посвящены трактаты "О Гражданине" и "Левиафан".
Вслед за рядом гуманистов своей эпохи он подчеркивал роль личности в общественной жизни. Согласно Г, по природе, люди мало отличаются по своим способностям друг от друга. "Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей", более того, человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. Счастье этой жизни состоит в постоянном успехе осуществлении желаний. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, что сможет захватить силой. Подобное состояние Гоббс называет "войной против всех", когда "человек человеку волк". Войны естественное состояние общества.
Выход из этой ситуации Гоббс видит в создании государства. Ради сохранения, для того чтобы выжить каждый должен делегировать свою часть первоначальной свободы в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Признает монархию.
Всего естественных законов Гоббс насчитывает 12, но все они, по сути, выражаются в одном "золотом правиле": "не делай другому того, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе".
Д. Локк. Сенсуалист - признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных объектов в движении, в пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); - вторичные, те, что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология. "Опыт чел. разума".
Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают вследствие действия внешних вещей на органы чувств или вследствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений.
Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного познания, т. е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнении, сочетании и отвлечений.
Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис: состояние равенства, в котором вся власть и правомочность взаимны - это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны.
Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает удовольствие, увеличивает его.
Рене Декарт. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с антологии (изучение проблемы бытия) на гносеологию (теорию познания).
Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – сама достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:
1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)
2. Духовная субстанция (характеризуется единством)
Д. различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.
Бенедикт Спиноза. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть бог. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:
· протяжение
· мышление
Субстанцию характеризуют модусы – единичные конкретные вещи. С. детерминист (всё в природе строго упорядочено). С. выделяет три вида познания:
1. чувственное (недостоверный источник знаний);
2. понимание (противопоставляется чувственному);
3. интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности).
С. отвергает свободной воли. Воля есть разум человека. Свобода отожествляется с познанием необходимости. С. разработал концепцию интеллектуальной любви к Богу: в человеке заложено желание постичь мир в целом, в его единстве. Смерть – это возвращение в единую субстанцию. В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным. Порядок и связь идей – это то же, что и порядок вещей.
Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.