Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии
Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ вв.):
И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.
И. Кант (1724 - 1804)
— основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.
- Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).
- творчество делится на 2-ва периода:
1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ => онтологическая, космологическая проблематики
- труд «Всеобщая естественная история и теория неба»
- космологическая проблематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной
- идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности»
- объяснял возникновение Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона
- Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии
Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа»
2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => переходом к вопросам гносеологического и этического порядка
-период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ:
1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология)- подверг критике познавательные возможности человека
- дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума
- знания - основаны на опыте и чувственном восприятии
- подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств
- вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека
- все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам
- «вещь в себе» - неуловима и непознаваема
- (!) в историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом
- теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорногознания), являющегося врожденным
- первыми до - опытными формами сознания выступают: пространство и время
- все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи
- от чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму
процесс познания:
чувство à рассудок à разум
(опыт – есть граница)
- рассудок, переходящий за свои границы (т. е. границы опыта) - это уже разум
- роль разума - выше других познавательных способностей человека
- способность к сверхчувственному познанию - трансцендентальная апперцепция=> это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени
ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения)
- благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей à к идеям разумного познания
- философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями (от лат. трансценденте - переступать) называют до - опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно
Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоретического разума
2. «Критика практического разума» (этическое учение)- разбирается природа человеческой нравственности
- практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще
- «автономная воля» и правила (или максимы),вырабатываемые в обществе - основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым
- моральный закон (= категорический императив) -регулятор поведения людей, ограничивающий их волю
- поведение человека должно основываться на трех максимумах
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.
3. Все поступки должны делаться на благо обществу.
- этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов
- вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо
- предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях:
1) среди регламентации и установления, в государстве;
2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали
- мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке
- только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов (= категорического императива) может дать истинную свободу человеку
- Кант сформулировал моральный закон (= нравственный императив) - «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом»
- выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны
3. «Критика способности суждения» (эстетика)
Вывод: в этих работах Кант сформулировал вопросы - «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской системы