Условия формирования, основные идеи и достижения классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Немецкая классическая философия (нач. 18 века - середина 19 века). Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах.

Кант - основоположник нем. классич. идеализма.

Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: Кант совершил в философии коперниканский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Кант сформировал основные философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Область познаний ограничена областью явлений и феноменов (это явления), как они даются нашему пониманию: Кант выделяет такие вещи в себе (ноумены)

Агностицизм (важная особенность кантовской философии) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

Априоризм (вторая особенность кантовской философии) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм.

Познавательные способности:

Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.

Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.

Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

К. выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов.

В своих философских работах И. Кант отвечал на вопрос «на что я могу надеяться». Человек может надеяться на бога. Бытие бога невозможно доказать логическими аргументами, но признать его существование необходимо, т.к., если мы не сделаем этого, тогда нет возможности согласовать доброе поведение, требуемое моральным законом, со злом в мире (обществе). Конечная цель развития человеческого общества – гражданский мир.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление.

Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием - принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии:

• логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий;

• природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух.;

• высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" - метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого развития.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя". Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе.


Наши рекомендации