Религия, философия и искусство Индии
Культура Др. Индии начинается с Хараппской ( 3-2 тысячел. До н.э.) и Ведической культур (сер. 2 тысячел до н.э.) и заканчивается Кушано-Гуптским периодом (1-3 в. Н.э.)
В Ведической период общество было поделено на варны – группы людей, различающихся общественным положением, правами и обязанностями. Основными варнами считаются: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы – это жрецы, кшатрии – военная знать, цари, вайшьи – свободные общинники, ремесленники и торговцы, шудры – низшая варна, потомки покоренных племен.
В Кушано-Гуптский период появляются касты. Касты имели внутреннюю администрацию, и их связывали обязательства взаимопомощи, производственного процесса, права общества с представителями других каст. В Ведический период наибольшего распространения достигает брахманизм – вера в многочисленный пантеон богов, составленный из верований различных племен. Согласно брахманизму мир создан Брахманом, разделившим мир на противоположности в целях управления ими. Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов, и в каждой местности почитали свое божество. Сансара – это цепь перерождений человеческой души, которая зависит от кармы. Кармой называется сумма добрых и злых дел, совершенных человеком. Основной целью человеческой жизни считалось улучшение кармы для достижения состояния мокши – прекращения перерождений. Эту несправедливость и кастовое неравенство стремится преодолеть буддизм.
Буддизм – это самая первая из мировых религий, возникшая около 6 в до н.э. Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В основное буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах» и о «восьмеричном пути», в конце которого достигается состояние свободы и озарения – нирвана. После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.
Индуизм – это религиозное верование, возникающее в 1-2 вв. до н.э. и представляющее собой сплав идей брахманизма, буддизма и племенных верований. Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению, превращается в божество. Создается учение об аде и рае, формируется культ святых, достигших ступени Будды. Началом становления индуизма становится возвращение к Ведам, учению о карме, сансаре, мокше и кастах. Индуизм строится на почитании трех божеств: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – это бог – творец Вселенной, Вишну – бог – хранитель мирового порядка, Шива – бог – разрушитель, воплощающий космическую энергию.
Священная книга - Типитака.
Индийское искусство почти всегда религиозно. Среди древних памятников архитектуры выделяются "ступы" - круглые по форме мемориальные сооружения, связанные с культом Будды. Первые из них содержали мощи великого мудреца, основателя учения, а более поздние - его статуи. Буддисты высекали в скалах храмы, интерьеры, которых украшались чудесными фресками, как в Аджанте. Возрожденный индуизм возводит по всей Индии столпообразные, покрытые тончайшей резьбой по камню храмы, символизирующие священную гору Меру. Статуи и барельефы в них изображают великих индуистских богов - Брахму, Вишну, Шиву, и эти статуи и барельефы представляют зачастую незаурядные произведения искусства.
Греко-буддийское искусство в провинции Гандхара в первые века н. э. появилась новая художественная школа, соединившая традиционные буддийские каноны с некоторыми чертами греческого искусства, принесенного в Индию войсками Александра Македонского (конец IV века до н. э.). Так, бесчисленные изображения Будды из камня и стука (смесь гипса, мраморной крошки и клея) приобрели характерно удлиненное лицо, широко открытые глаза и тонкий нос.