Развитие представлений о деловой этике
Что такое этика?
Этика- это учение о морали и нравственности, о том, какое поведение является правильным и добродетельным. (Аристотель; Кант поднимали данный вопрос);
Эммануил Кант (1724-1804) (Критика чистого разума 1781)
• Что я могу знать?
• Что мне следует делать?
• На что я могу надеяться?
• Что такое человек?
Фундаментальный вопрос этики- Что мне следует делать?
1. Какие цели мне следует преследовать?
2. Какие действия я должен совершать?
Аристотель (384-322 до н.э.)
• Термин этика был введен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственности (область этических добродетелей);
Основная работа Аристотеля по этике-"Никомахова этика"
• Считается, что название "Никомахова" эта работа получила потому, что была издана сыном Аристотеля Никомахом;
Добродетели
1. Этическая(нравственная), есть "способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность- это ее противоположность". Добродетель есть "некое обладание серединой, во всяком случае постольку, поскольку ее достигает".
Этические добродетели Аристотеля: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие...
Определение понятия "деловая этика"
Деловая этика- это прикладная этика, сфокусирована на моральн аспектах коммерческой деятельности, моральных установках и верованиях людей в деловой сфере.
Развитие представлений о деловой этике
1. До 1960-х бизнес рассматривался как аморальная деятельность- по отношению к бизнесу редко применились понятия деловая этика и социальная ответственность.
2. В 1960-х в область бизнеса вошли такие вопросы как гражданские права, забота об окружающей среде, безопасность рабочего места, взаимодействия с клиентами.
3. В 1970-х на проблемы деловой этики обратили внимание в академической среде и к концу 1970-х курс по "деловой этике" стал читаться в бизнес-школах.
4. В 1980-х активные исследования в этой области, издание специализированных журналов, проведение конференций.
5. В 1985-1995-х бизнес этика входит в круг интересов корпораций, что выразилось в корпоративных кодексах поведения, горячих линиях по этическим вопросам, тренингам по этическому поведению...
6. С 1995 на первое место вышли вопросы, связанные с международным бизнесом, включая взятки и коррупцию, использование детского труда...
7. С 2001 в фокусе внимания бизнеса находятся, прежде всего, вопросы, связанные с финансовым кризисом и оценкой поведения бизнеса в этой связи. (игра на понижение);
Деловая этика- система норм и правил этичного поведения в деловой сфере.
• Этика делового поведения в организациях прописывается в специальных документах (кодексах);
Корпоративная социальная ответственность бизнеса (ксо)
• КСО "Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой полити, принятии таких решений, следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества".
• КСО- добровольноерешение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
• "социальная ответственность- ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
A.Содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
B.Учитывает ожидания заинтересованных сторон;
C.Соответствует применяемому законодательству и согласится с международными нормами поведения;
D.Введено во всей организации;
За:
1.В долгосрочной перспективе КСО выгодна компании (клиентам нравится);
2.Возможная прибыльность;
3.Этичность КСО;
4."Встроенность в легитимное поле";
Против:
1.Функция бизнеса не решать общественные проблемы;
2.Трудности оценки полезности для общества;
3.Распыление ресурсов и сил компании на непрофильную деятельность;
Направления КСО:
1.Внутренняя (в рамках основной деятельности);
2.Внешняя (по отношению к ближайшему окружению);
Направления развития КСО | Содержание КСО | |
Необходимый минимум | Развитие | |
Политика доходов | Своевременная выплата зарплаты | Гибкая система бонусов и премий |
Социальное обеспечение | Социальный пакет: медицинская страховка, спортклуб, парковка, питание, телефон, санаторий... | Пенсионное страхование, ведомственная поликлиника, детсад, дом отдыха |
Человеческий капитал | Повышение квалификации, стажировки, тренинги,оплата ВО | Оплата второго ВО, стимулирование новаторов, здорового образа жизни |
Условия труда | Улучшение санитарно-гигиенических условий, контроль за безопасностью труда, доплаты за вредность, ранний выход на пенсию | Улучшение эргономики, профилактика профзаболиваний, внедрение экологически чистых технологий, гибкий график, работа на дому |
Жилищная политика | Общежитие, дачные кооперативы | Жилищные кредиты, ссуды на покупку жилья, доплата за аренду квартиры |
Гуманизация труда | Ротация персонала, смена операций, освоение смежных профессий | Планирование карьеры, участие в управлении, привлечение сотрудников к КСО, развитие корпоративной культуры |
Виды КСО (Портер; Креймер)
• Реагирующая КСО- реакция на существующие проблемы внутри организации или во внешней среде;
• Стратегическая КСО-долгосрочной выстраивание стратегии компании на основе принятия идей социальной ответственности бизнеса;