Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 1 страница
канкана –браслет, который носится на запястье; красная нить, повязываемая вокруг запястья и напоминающая человеку о принятом им обете. «Смысл использования канканы в том,что мы связываем себя обязательством совершения важного и благородного поступка. Вас заинтересует, почему Кришна носит на запястье канкану. Разве Он собирается ежедневно вступать в брак или устраивать жертвоприношения? Нет, Кришна наложил на Себя священный обет, и канкана – залог того, что Он постоянно помнит об этом. Первый обет Кришны – поддерживать добро и справедливость в мире и защищать Дхарму, Праведность, когда ей грозит опасность. Второй обет Кришны – заботиться о благе преданных Богу – тех, кто самозабвенно служит Ему и устремляется к Нему все свои помыслы. Он сказал: «Когда все вы присягнете в своей верности Дхарме и найдете приют у ног Моих, Я избавлю вас от всех грехов, которые вы успели совершить». Канкана на руке Кришны – залог того, что Он связал себя клятвенным обетом» Сатья Саи Баба
Канса, Камса –«желтая медь»; сын царицы Матхуры, жены Уграсены и злого ракшаса, прибегнувшего к колдовству, чтобы в облике мужа соблазнить ее. Двоюродный брат Деваки, матери Кришны, Его дядя и злейший враг.Отстранив отца от власти, стал царем страны Бходжи со столицей в Матхуре. Прославился злым и жестоким нравом, притеснениями мирных горожан, селян и брахманов. Узнав о предсказании погибнуть от руки восьмого сына своей любимой сестры Деваки, Канса заточил ее с мужем в тюрьму и убивал всех рождающихся у нее детей. Но Баларама и Кришна – их седьмой и восьмой сыновья Божественной волей спаслись и укрылись среди пастухов и коров. В ответ Канса убивал тысячи новорожденных младенцев, разыскивая Кришну. Кришна, став взрослым, расправился со своим дядей-тираном и овладел царством Матхура
канта –шея
Канчи Камакши –«Та, у которой глаза Бога Любви из Канчипуры» – ипостась Деви, супруги Шивы
каньяданам –церемония вручения невесты жениху как драгоценного дара
Капала –«череп», «черепной» – эпитет Шивы, который держит череп вместо кружки для подаяний
капалабхати – методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трех простых техник: пранаямы, промываний носа вьюткрама и шиткрама
Капалини –Та, что носит ожерелье из черепов, – эпитет Богини Кали, грозной ипостаси Деви, супруги Шивы
Капардин –«Косматый, со спутанными волосами», – эпитет Шивы-Рудры
Капила –святой отшельник, мудрец, внук Брахмы, почитается создателем древнеиндийской философской системы санкхьи, учения о 26 таттвах (основах, сущностях, принципах бытия). ««Санкхья Даршана» была создана Капилой» Сатья Саи Баба
капха –одна из трех дош, слизь; водянистая субстанция тела. Слово складывается из двух санскритских корней «ка» – «вода», и «пха» – «пышно расти, цвести, процветать». Природу капхи определяют два первоэлемента: Земля и Вода. Капха в теле отвечает за все клетки, ткани, органы, формирует единое, компактное, округлое тело. Также отвечает за смазку суставов, омывание органов, клеточную секрецию, силу мышц и костей. Оказывает влияние на метаболическое свойство ума – сохранение памяти. Характеристики капхи: тяжелое, медленное, прохладное, жирное, влажное, гладкое, плотное, мягкое, вязкое, мутное. Капха одаривает большой силой, знанием, умиротворенностью, любовью, продолжительной жизнью. Люди с вышедшей из равновесия капхой страдают жадностью, невежеством, ленью, собственничеством, привязанностью. Одна из трех категорий Аюрведы, смотри также вата и питта
кара –идти, двигаться; делающий. ««Кара» означает того, кто наделяет» Сатья Саи Баба
Каравирака –оружие, переданное риши Вишвамитрой Раме
карана - причина, повод, предлог, основание, мотив; инструмент
карана-деха (шарира) – причинное тело. «Вопрос: А причинное тело, карана деха? Саи:Здесь есть читта, или Сознание, которое связано с субъектом познания, познающим принципом, джнатха. Вопрос: Как оно называется? Саи: Праджня. Вопрос: А состояние? Саи: Сушупти, глубокий сон» Сатья Саи Баба
карана шарира –причинное тело, несущее в себе впечатления и тенденции в зачаточном виде. Это – оболочка блаженства, самая внутренняя из пяти оболочек души. «Причинное тело (карана-шарира) есть только образ или отражение высшего причинного тела (махакарана-шариры), которое представляет собой высший принцип. Только благодаря отражению от высшего причинного тела тонкое и причинное тела могут функционировать» Сатья Саи Баба
каратал, картал –индийские металлические музыкальные двойные тарелки, отличающиеся размером. Из них ударом извлекают продолжительный звенящий звук, предшествующий началу песни или танца, отмечающий композиционную законченность частей мелодии. Иногда им отбивают ритм (талам)
карини –причина
Каришье вачанам тхава – «Я сделаю так, как ты приказываешь», «Твоему слову надо повиноваться» – это ответ Арджуны на поучения Кришны на поле Курукшетра. «Это Бхагавадгита. В ней заключен весь смысл Махабхараты. «Каришье вачанам тхава» – «Я сделаю так, как ты приказываешь». «Можно найти легкость и счастье в выполнении своих обязанностей». – «Свадхарме нидханам шрейах». Это краеугольные камни мировой Дхармы» Сатья Саи Баба.
карма –действие, поступок,работа, труд, деятельность; обязанность, долг, религиозный обряд; действия, влекущие за собой последствия и являющиеся причиной новых рождений. Вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности. Совокупность добрых и дурных дел, совершенных индивидуальной душой и определяющих ее судьбу. Карма существует на физическом, ментальном и духовном планах, и действие ее неизбежно. Карма есть ограничения, необходимые для творения, сохранения и разрушения, универсальное неизбежное обязательство или долг. «Значение Кармы заключается в том, что она определяет тройной аспект Божественного: Брахму (вызывающего творение), Вишну (который поддерживает все сущее) и Махешвару (который разрушает и рассеивает). Именно Закон Кармы управляет движением звезд, планет, галактик и других небесных тел. Тот же самый закон управляет и контролирует всё, происходящее во всех мирах. Это непостижимо в своей сути. Никто не может войти во время или пространство, где нет Кармы. Человек не может предсказать с точностью, когда, как, где и почему происходит то или иное событие. События заложены вечностью и находятся в ней». «Что бы вы ни делали – плохое или хорошее, что бы вы ни совершали – вольно или невольно, – все повлечет за собой последствия, и поэтому необходимо творить лишь добро, чтобы и результат был добрым. Когда вы рождаетесь на свет, у вас на шее нет ни жемчужного ожерелья, ни даже тоненькой золотой цепочки. Но на вас надето невидимое ожерелье, и оно состоит из кармы всех ваших прошлых жизней. Чтобы вашу шею не отягощала цепь дурных деяний, нужно постараться, чтобы повседневная жизнь складывалась из хороших и полезных дел. В этом – главный урок Махабхараты. Поэтому было сказано: «Будь хорошим, делай лишь хорошее, смотри на мир добрыми глазами, – только это сделает тебя Мадхавой» Сатья Саи Баба
карма-бхуми –страна, где действия и поступки мотивируются духовными ценностями.«Страны всего мира делятся на две категории: Карма-Бхуми и Бхога-Бхуми – страны, где люди руководствуются деятельностью, мотивированной духовно, и страны, где люди следуют чувственному пути, не имея перед собой высокой цели. Эти категории многие века подчеркивали идеалы человечества. Бхарата, или Индия, – Карма-Бхуми, люди в ней открыли высшую цель своей деятельности, прославление Бога, присущего всем и вся» Сатья Саи Баба
кармаджа – тот, на кого от рождения возложена карма, – человек
карма-джиджнаса –выбор рода деятельности
карма-индрии (кармендрии) – органы действия. Смотри кармендрии
карма-йога – йога бескорыстного действия, основным принципом которой является совершение действия без привязанности к результату и посвящением плодов труда Богу. «Все многочисленные действия, которые вы совершаете в течение дня, попадают в категорию обычных действий. Но если вы совершаете те же самые действия, даже самые маленькие поступки, предлагая их Богу, посвящая их результаты не собственному удовольствию, а удовольствию Господа, тогда эти действия становятся священными. Другими словами, ваша карма становится Карма-йогой. Только через Карма-йогу вы сможете избавиться от всех вредных тенденций, очистив свое сердце…. Любое действие, которое вы совершаете, должно быть подобно цветку, который вы предлагаете Господу. Так же, как из цветка исходит чудесный аромат, ваши действия должны быть проникнуты ароматом любви и святости. Так же, как цветок, который вы предлагаете, прекрасен и чист, ваши действия должны быть добры и чисты. В этом истинная йога действия (Карма-йога). Бхагавад-Гита учит вас предлагать только подобного рода действия Господу. Вы должны отличать мудрое действие от не мудрого, а для этого надо понимать разницу между мудростью и невежеством. Вы должны развивать свою мудрость, пока она не расширится и не сольется с Космической мудростью – с Божественной мудростью. Каждый, кто хочет непосредственно испытать Господа, должен развивать мудрость и вместе с ней ряд других важных качеств» Сатья Саи Баба
Карма канда – «Песнь труда», – первая часть Вед, раздел ритуальных гимнов
кармамукти – постепенное освобождение путем нравственного совершенствования и внутреннего очищения
кармана –деяние
карма-ништха –путь добрых дел; состояние ума, связанное с приверженностью к благочестивой карме. «Человек приходит сюда не для того, чтобы есть и спать, он приходит, чтобы, по мере целенаправленного роста, проявить в себе Божественное. Вот почему он и называется личностью (вьякши), тем, кто делает более явной (вьякса) силу (Шакти) или Божественную энергию, находящуюся в нем и управляющую им. Он приходит с этой целью, вооружившись телом и умом, который контролирует и направляет его деятельность в правильное русло. Вы можете достичь этого при помощи Дхарма-ништхи и Карма-ништхи – строгого пути нравственности и добрых дел» Сатья Саи Баба
Карманубандхини манусья локе – ««Человеческое существо обусловлено действием». Сама ваша жизнь вам дана для того, чтобы вы совершали карму. Поэтому джанма, рождение, и карма, действия, взаимосвязаны» Сатья Саи Баба
карма пала, карма пхала –плоды действий
кармапала-тьяга, карма пхала тьяга –непривязанность к плодам своих действий; принесение в жертву Богу плодов наших действий. «Когда человек сажает манговое зернышко, он не уверен, доживет ли до того времени, когда сможет вкусить его плоды, но дело не в этом. Его долг – сеять, удобрять, охранять, растить, обо всем остальном позаботится Господь. В этом проявляется настоящая непривязанность к плодам деятельности (кармапала тьяга)» Сатья Саи Баба
карма рупа – жизненная, воплощенная для действий форма. Кармическое тело очищают от содеянных некогда грехов постом, жертвованием, жертвоприношением (тапас, яга, яджна),
карма саньяса –отказ от личного отношения к действию; деятельность, вне привязанности к ее плодам. «Гита провозглашает отказ от личного отношения к действию (Кармасаньясу), иначе говоря, рекомендует деятельность, Карму, вне привязанности к ее плодам. Существуют виды Кармы, деятельности, которые следует выполнять как возложенные на вас обязанности, имеющие отношение к вашему положению в миру (Самсаре). И если вы будете выполнять их с правильным духовным настроем и пониманием, тогда они никак не будут связывать вас в жизни. Исполняйте свою карму подобно тому, как актер на сцене играет роль, не теряя ощущения своего собственного «я» и не идентифицируя себя полностью с персонажем, которого довелось играть. Помните, что вся жизнь – спектакль, и роли в ней распределяет Господь. Сыграйте хорошо отведенную вам роль, и тем самым вы выполните все возложенные на вас обязанности. Ставит этот спектакль Бог, Он же и наслаждается им» Сатья Саи Баба
кармаси каусалам – сознательный путь отработки кармы, – выполнение действий с учетом Вселенского закона воздаяний и непривязанностью к плодам труда
«Карматх джаятхе нарах. Карманьева прабодхатхи» – ««Каждый человек рождается в результате прошлых действий. Карма – причина его смерти». Каждое действие влечет свои последствия. В любом совершаемом человеком действии уже содержится, в тонкой форме, его результат. Действие напрямую связано со своими плодами. Кроме того, действию сопутствует время. Между действием и временем существует внутренняя неразрывная связь. У каждого действия есть своя марга (продолжительность, ход, путь). Один объект отделен от другого пространством. Одно действие отделено от другого действия, и мерой этого промежутка является время…. Нет действий без последствий, но временной интервал между действием и результатом может быть самым различным. Бхаратийская культура раскрывает истину о действии и его плодах. Необходимо, чтобы ее постигли все. Тот, кто знаком с этим законом, не склонен совершать неправильные действия, ибо знает, что они повлекут дурные последствия, а похвальные действия, напротив, принесут добрые плоды. Понятие закона кармы заставляет людей жить «правильно». Не сознавая этой истины, люди сбиваются с пути» Сатья Саи Баба
кармендрии (карма-индрии) –пять органов действия: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения, – так проявлен в теле пятый элемент – притхви, земля
Карна –первыйсын Кунти от Бога Сурьи, рожденный ею до брака с Панду. По преданию родился с оружием и в доспехах, наделенный сверхъестественной силой. Брошенный матерью, усыновлен сутой (возничим) Адхиратхой. Старший брат по матери Юдхиштхиры, Бхимасены и Арджуны – трех Пандавов. Однако ни он, ни братья, не знали об этом родстве. Обида Карны на Пандавов привела его во враждебный лагерь, он был горячим приверженцем Дурьодханы, который помог ему однажды. Воевал на стороне кауравов. После смерти Дроны стал предводителем войска. Перед решающей битвой Кунти, желая спасти своих сыновей, умоляла его стать на сторону братьев и, по праву старшинства перед Юдхиштхирой, быть наследником царства. Но он отказал матери, обещал только, что не будет сражаться ни с кем из братьев, кроме Арджуны. В сражении на поле Куру был убит Арджуной; персонаж «Махабхараты». «Карна является великим примером благодарности за добро, сделанное ему. Он не был просто большим благодетелем, который отдавал все, что у него просили. Его верность властителю была неограниченной. Он был готов отдать жизнь за своего господина. Правитель Панчалы объявил, что его дочь Драупади будет отдана в жены тому, кто собъет стрелой подвешенную рыбку – янтру, глядя на ее отражение в воде. На состязание собрались правители многих стран. Драупади не была обыкновенной женщиной, она появилась из вспышки пламени. Кто был достоин ее руки? К соревнованию допускались только те, кто удовлетворял условию: претендент должен быть правителем или принадлежать к касте воинов, кшатриев. Карна был великим воином. Он должен был принять участие в соревновании. К несчастью, он не был правителем и был сыном возничего, а не воина. По этой причине его попросили удалиться с состязания. Он был подавлен тем, что несмотря на все достижения, он не смог принять участие в соревновании. Когда он шел назад, Дурьодхана встал с мыслью: «Никто, кроме Арджуны, не сравнится в доблести с Карной. Если Карна будет на моей стороне, я справлюсь с Пандавами». Он пришел на помощь Карне и сделал его правителем Ангадеши. За этот один акт великодушия Карна обязался служить Дурьодхане до последней капли крови». «За день до начала битвы Кунти, мать Пандавов, осознала надвигающуюся беду. Она была матерью и Карне. Карна был ее первенцем, даром Бога Солнца. Она знала о его нечеловеческих способностях и искала встречи с ним. Могут быть плохие сыновья, но нет плохих матерей. Материнская любовь не знает границ. Как-то Карна выполнял сандхья ванданам (обряд поклонения) утром после омовения в реке. Получив известие об этом от своих служанок, Кунти пришла на берег реки. Карна был в медитации. Кунти стояла сзади него. Ее после долгой разлуки охватила грусть при виде его. Ее также убивала печаль при мысли о ее близких и дорогих людях, которые должны погибнуть в надвигающейся битве. Не в состоянии сдержать свою печаль, она заплакала в голос. Карна тотчас же вышел из медитации. Он увидел перед собой Кунтидеви. Он не знал, что она – его мать, хотя знал, что она – мать Пандавов. Он сказал ей: «Мать! Почему ты в такой печали? Я – Карна, сын Радхи. Я приветствую тебя. Пожалуйста, позволь мне узнать причину твоего горя». Кунти ответила: «Дорогое дитя, ты – не сын Радхи. Ты – мой сын. Ты – дар мне от Бога Солнца. Чтобы избежать позора, я бросила тебя на берегу Ганги, хотя ты был беспомощным младенцем. Из эгоистических побуждений, чтобы сохранить свое доброе имя, я покинула тебя. Ты – мой старший сын. Пандавы – твои братья и и Дхармаджа – твой младший брат. Дорогой сын, дай мне одно обещание. Если все вы объединитесь, вы сможете управлять всем миром. Ты можешь стать императором. Все Пандавы будут идти по твоим стопам, как тень. Я дала тебе мое слово. Не относись к Пандавам враждебно в грядущей битве. Считай в своем сердце их братьями. Поразмышляй над горем, которое терзает твою мать». Когда Карна услышал эти слова, он пришел в смятение и ум его пришел в замешательство. «Я сейчас услышал о тайне своего рождения из уст моей матери. Пандавы на самом деле мне братья. Я – сын Кунтидеви. Но должен ли я следовать словам моей матери или должен отдавать долг своему правителю?» Карна рассуждал сам с собой. Он сказал Кунти: «Каким бы грешным и несправедливым ни был Дурьодхана, именно ему я обязан тем высоким положением, что имею сейчас. Я не могу предать своего правителя. Но, поскольку ты – моя мать, я дам тебе обещание. Обещание матери – одно; верность хозяину – другое. Первое – право, второе – ответственность. Они как два колеса колесницы или как два крыла у птицы. Они всегда вместе. Мать, я даю тебе обещание. Если выпадет случай, я пощажу Дхармаджу, Бхиму, Накулу и Сахадеву. Я не причиню им вреда. Но я не пощажу Арджуну. Если в этой битве я отдам жизнь, пять Пандавов будут твоими сыновьями. Если погибнет Арджуна, у тебя все равно будет пять сыновей. Я займу место Арджуны среди Пандавов. В любом случае, твоих сыновей не станет меньше. Это мое слово». Сказав это, Карна упал к ногам матери. «Мать! Как-то при дворе Друпады Дурьодхана спас мою честь. Я знаю, что он злобный человек. Я также знаю, что Пандавы – само воплощение дхармы. Но я буду хуже ужасного лесного зверя, если забуду добро, сделанное мне Дурьодханой. Я должен быть благодарным своему хозяину. Поэтому мое слово не изменится». Позже Карна принес в жертву серьги, полученные им от Бога Солнца. Он принес в жертву Индре также и непробиваемую броню, которую носил с рождения. Он даже отдал жизнь за своего правителя. Но он не предал Дурьодхану и навеки остался благодарным ему. Следует помнить, что существуют способы искупления за убийство брахмана, коровы или ребенка. Но нет искупления за предательство наставника или Бога. Если вы становитесь неблагодарны, вы хуже дикого зверя. Кунти ответила: «Я буду счастлива, если ты останешься человеком с такими высокими идеалами. Позволь сказать тебе, что никто не может сразить Арджуну. Ты питаешь вражду к Арджуне. Я довольна твоим обещанием. Достаточно, если ты пощадишь Дхармаджу, Бхиму, Накулу и Сахадеву»». «Карна является выдающимся примером благодарности. Он показал, что такое быть благодарным тому, кто помог тебе, даже если это злой человек». «Хотя Карна и был наделен высоким интеллектом, физической мощью и отвагой, они не спасли его от гибели, так как он примкнул к «дурной компании» в лице Дурьодханы и Духшасаны. В конце концов он вошел в «четверку злодеев – душта чатуштайя» и лишил себя надежды на Божье благоволение. Снискать Божью милость можно только силой праведности, и тогда все прочие силы будут подчиняться тебе. К сожалению, современные молодые люди не заботятся о чистоте своих мыслей и поступков. Поэтому они не обладают той огромной силой, что приобретается лишь Божьей милостью. Человек позорит сам себя, вместо того, чтобы раскрыть свои высокие качества». «Ничего не происходит без Его воли. Здесь нельзя не вспомнить о Карне (одном из героев Махабхараты). В последние мгновения жизни, обращаясь к Господу, он сказал: «Я не буду роптать, если Ты заставишь меня рождаться еще много раз и постоянно встречаться со смертью в бесконечной череде перерождений. Но я прошу Тебя, Господь, сделай так, чтобы во всех моих будущих воплощениях я никогда бы не стоял с протянутой рукой, прося подаяния, и никогда не был бы вынужден отказывать тому, кто обратится ко мне с просьбой. Пусть слова «дай» и «нет» никогда не сорвутся с моих уст». Тот, кто утвердился в тьяге (отрешенности) и йоге (осознании своего единства с Богом), никогда не произнесет слова «дехи» (дай) и никогда не услышит в ответ «насти» (нет), потому что такой человек всегда всем доволен и не имеет желаний» Сатья Саи Баба
каро –делай; побуждение к действию
карпура –особая ложка для возжигания жертвенного огня в ритуале Арати
картавья –долг, обязательство, долженствование
картавьям –то, что должно быть сделано; дело, поручение, задача; одна из разновидностей долга – чувство долга, обязанность
Картикейя, Карттикея –«сын Криттик», Бог доблести и мудрости – другое имя Субраманьи (Сканды), старшего сына Шивы и Парвати
картритвабхава –деятель, – осознание себя как обособленного субъекта деятельности, возникает в результате отождествления себя с телом
картха- деятель; совершающий действие. «В этом мире не может быть кармы (действия), если нет картхи (совершающего действие). Действие и деятель неразрывно связаны» Сатья Саи Баба
каруна –сострадание (в действии, активное), сочувствие, нежность, любовь, милосердие к обездоленным – одна из главных добродетелей человека, одно из отношений к другим существам, которое следует развивать в себе (наряду с качествами: маитри, мудита и упекша). «Что такое каруна, или сострадание? Видеть человека в беде и выражать сочувствие на словах – это не сострадание. Сострадание должно выражаться в действии, облегчающем страдание. Вам не следует относиться к людям с равнодушием или безразличием, оправдывая это тем, что каждый страдает по своей глупости. Хотя страдание происходит из-за ошибок – ошибок, которые совершают все, – нам следует искать средство, как исцелить страдание, – так, как будто мы хотим избавиться от него сами. Некоторые люди пытаются выказать сочувствие, учреждая благотворительные заведения, такие как больницы и др. Истинное сострадание должно исходить из сердца. Оно не должно выражаться во внешней демонстрации, которое только обнаруживает тщеславие. В организациях Сатья Саи нет места подобным проявлениям тщеславия. Все, что делается для помощи бедным и обездоленным, должно основываться на чувстве, исходящем из сердца, и взывать к сердцу того, кому помогают» Сатья Саи Баба
карунараса –выражение чувств нежности, сострадания, милосердия
Каруна Сагара –Океан милости, эпитет Господа
Каршати ити Кришна – «Кришна – Тот, кто привлекает». «Невозможно полностью описать принцип любви. Любовь притягивает всех. Любовь Бога проявлена в форме Природы. Поэтому Природа притягивает всех. Каршати Ити Кришна (Кришна – это Тот, кто притягивает). Бог притягивает всех и дарует блаженство каждому. Он воплощение сладости. Люди готовят различные виды сладостей, но сахар в них всех тот же самый. Подобным же образом, Божественность одинакова во всех именах и формах, которые мы видим в этом мире. Бог не может быть ограничен какой-то конкретной формой. Считайте все формы Его формами. Вы можете ходить куда угодно, поклоняться любой форме. Все формы Божественны. Когда вы разовьёте такую любовь и веру в Бога, вы сможете увидеть Его везде и познать Его Любовь. Невозможно познать Божественность без развития Любви» Сатья Саи Баба
карья – следствие
каста, касты –общественные сословия, варны, на которые с древности разделялось население Индии, каждое выполняло свою особую функцию в обществе, как и различные органы человеческого тела. «Необходимо четко осознать социологический базис культуры Бхараты. По своей природе и по своим склонностям человечество делится на четыре группы: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Это подразделение не есть эгоистическое оправдание попирания «низших» «высшими». Это не скрытое желание помешать прогрессу человечества. Лучше говорить об этом, как о стремлении обеспечить наилучшее развитие человека, учитывая его личные особенности. Это королевский путь для достижения человеческого прогресса. Он существует только для упорядочения человеческой деятельности для достижения гармонии и общественного благосостояния». «Кастовая система основана на привычках и поступках человека. В самом начале мир по своей природе был саттвическим и, как следствие этого, все были брахманами. Затем вследствие обретения различных профессий, их развития, приобретения людьми пристрастий и симпатий, были выделены определенные типы каст. Позднее в качестве брахманов были признаны риши и мудрецы – в интересах социальной справедливости и гармонии. В Шанти Парве (части Махабхараты) Мудрый Бхригу дает ясный ответ на вопрос относительно этого. Он звучит так: «Брахманы, подверженные мирским наслаждениям, эгоизму, гневу, вожделению и другим страстям, имеют в своей внутренней саттвической природе раджогуну: такие брамины называются кшатриями. Те, кто не привержен саттвическим идеалам Истины и проявляет качества тамогуны, имеет в себе раджасические черты, кто исполнен тамасом и раджасом, называется вайшьи. Остальные, кто проводит жизнь в занятиях, связанных с насилием, не очищает себя и погружен в тамас, – шудры. Брамины определяют различные касты и обеспечивают безопасность человеческого общества. Так утверждают Писания, Шрути». «Обладающие чистыми саттвическими чертами – брамины. Обладающие раджасическими качествами и, как результат этого, исполнены смелостью и героизмом, кто может защищать человечество – кшатрии. Кто не проявляет ни доблести, ни героизма, но обладает несомненными способностями к торговле и способны использовать их соответствующими способами – вайшьи. В этом классе мы видим смесь раджогуны и тамогуны. Остальные же, которые неспособны к аскетизму или ученичеству, кто не практикует садхану, у которых нет физических достоинств и ментальной смелости, необходимых для сражений, кто не обладает качествами, нужными для торговли – по природе своей содержат тамас и занимаются тамасическими профессиями. Это шудры. Они занимаются трудом, с помощью которого могут дать миру мирное существование и процветание. Упомянутые выше четыре касты – это всего лишь четыре члена одного тела. Они взаимосвязаны. Нет основания заявлять, что один – высший, а другой – низший. Каждый выполняет свою функцию – и все тело может быть здоровым и счастливым. Каждый человек может достигнуть высшего состояния сознания, исходя из собственного положения. Древняя организация ведических варн основана на этих высоких идеалах в соответствии с Божественным замыслом. Этот замысел подтверждает истину, что четыре касты были членами одной Божественной Космической Личности, или Пуруши». «Все искры – огонь. Существует лишь одна каста – человечество. И нельзя утверждать, что искры существуют каждая сама по себе или что они все связаны между собой. Так и люди или существа, обладающие личностью, не отделены от Брахмана или Всеобщего Абсолюта. Так же нельзя заявлять, что люди связаны с ним. Отношения между Брахманом и дживой не основываются на идентификации или соединении их, но на эффекте причинности. До тех пор, пока не достигнуто освобождение, каждый человек, каждая личность существует сама по себе. Освободившись, джива становится единой с Брахманом, когда проявляется причина индивидуализации. Разделение Брахмана и соединение с ним дживы – это последствие иллюзорности несвободы и осознание свободы» Сатья Саи Баба Смотри также: варны