Смысл, сущность и понятие техники. Деятельностный подход к понятию техники.
Термин «техника» восходит к древнегреческому «techne», которое, в свою очередь, происходит, по-видимому, от индоевропейского корня «tekp», означающего деревопереработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от данного корня было произведено известное уже Гомеру слово «tekton», которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Помимо этих двух своих значений слово «techne» изначально имело, по мнению М. Хайдеггера, еще третье, более важное значение, которое выражало собой знание. Поэтому слово «techne» с самого начала было тесно связано, как полагает этот философ, с греческим словом «episteme» («знание»).
Таким образом, термин «техника» объединил в своем содержании два основных аспекта: а) орудия труда; б) совокупность навыков, умений, приемов, методов, операция и т.д., необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности. Для обозначения второго из указанных аспектов нередко пользуются термином «технология». Правда, в англоязычной литературе этот последний термин употребляется для обозначения и выражения обоих упомянутых аспектов и поэтому является полным эквивалентом употребляемого в нашей литературе термина «техника».
Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д.
Техника относится к сфере материальной культуры. Однако материальная культура связана с духовной культурой.
Таким образом, техника это:
· совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
· совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования, до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
· совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
Техника - это совокупность артефактов, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; различных видов технической деятельности по их созданию, от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; многообразных технических знаний, от специализированных репептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Причем к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технических знаний, которые воплощаются как в разного рода технических устройствах, так и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку процесс применения научных знаний в инженерной практике связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника и прежде всего техническое знание неразрывно связаны с развитием науки.
Техника - это то, чему можно учить и научиться, и то, что можно многократно воспроизводить самому или другому. Кроме того, техника - это первая форма рефлексии деятельности. Для того чтобы сделать и воспроизвести однажды выполненное действие, надо продумать, осознать, каким-либо образом ее описать и сформулировать в виде предписания к конкретной деятельности.
В современной философии техники, особенно в связи с задачами оценки последствий научно-технического развития, ставится проблема формулировки деятельностного подходак определению понятия «техника». При этом подчеркивается, что исходным пунктом для анализа техники должна стать не субстанциальная - артефакты, а процедурная, деятельностная сторона техники - способы, методы, т.е. «технология» деятельности, имея в виду регулярность и повторяемость действия. Тогда техника становится понятием, объемлющим не только практику технических разработок и производства артефактов, а также ее использования, но и практическую деятельность по изъятию отработавшей техники из употребления.
Техника - это организованная в форме технических правил, схема деятельности, в которой центральным является отношение «цель - средство». Такое понимание техники как деятельности, причем коллективной деятельности, предполагает наличие в ней критической рефлексии, т.е. осознания ею самой собственной истории, современного состояния и перспектив развития, оценки возможных последствий и даже критики того или иного пути технического развития с точки зрения социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социально-экологических целей и задач современного общества. Деятельностный подход к определению сущности «технического» является наиболее репрезентативным и конструктивным, поскольку позволяет учесть не только технологические и естественнонаучные, но и социальные характеристики техники, а также инструментализировать полученные знания о научно-техническом развитии в целях выработки рационально приемлемых стратегий устойчивого развития современного общества, немыслимого без солидного технического базиса. При этом техническая деятельность понимается прежде всего, как мыслительная деятельность.
Зафиксируем характеристики техники, определяющие её сущность.
· Техника представляет собой артефакт (искусственное образование). Она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). С точки зрения понимания техники как артефакта даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Однако, все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки.
· Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).
· - Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наш время – судьба цивилизации.
· - Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Безусловно, данная характеристика техники, так же как и следующая, связана с современным её пониманием.
· - Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.
Смысл и сущность понятия техники, состоящие в том, что она (техника) усиливает органы и потенции человека, в том числе и интеллектуальные.
Техника это деятельность человека опосредованная артефактами (искусственно созданный предмет). К области техники мы относим совокупность артефактов, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем, различные виды технической деятельности, от научно-технического исследования до изготовления и эксплуатации.