Очная и заочная форма обучения
РАЗДЕЛ 1. Роль философии в жизни человека и общества(оценочное средство – УО-1).
Контрольные вопросы к темам 1.1. Философия и мировоззрение; 1.2. Философия как развивающаяся система знаний; 1.3. Философия в духовной культуреобщества.
1). В чем сходство и различие философских традиций Запада и Востока возникших в 6 в. до н.э.
2). Возникновение мифологического сознания. Структура мифа. Каким образом миф и мифология проявляются сегодня?
3). Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского.
4). Каким образом жизнь Сократа связана с его философией?
5). Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый») и как они могут быть разрешимы?
6). Природа искусства, трагедия и трагическое, «катарсис» (очищение) у Аристотеля.
7). Какова связь философии культуры?
8). В чем принципиальное отличие философии от всякого другого вида знаний?
9). Как можно понять высказывание Платона о том, что «философия – это искусство умирать»?
РАЗДЕЛ 2. История философии(оценочное средство – УО-1, ПР-4).
Контрольные вопросы к темам 2.1. Философия Древней Индии, Древнего Китая; 2.2. Философия античности и Древней Греции, 2.3. Философия Средних веков и Возрождения.
1). В чем сходство и различие философских традиций Запада и Востока возникших в 6 в. до н.э.
2). Возникновение мифологического сознания. Структура мифа. Каким образом миф и мифология проявляются сегодня?
3).Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского.
4). Каким образом жизнь Сократа связана с его философией?
5). Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый») и как они могут быть разрешимы?
6). Природа искусства, трагедия и трагическое, «катарсис» (очищение) у Аристотеля.
7). Христианская философия. Содержание и структура Библии.
8). Влияние христианства на средневековое искусство.
9). Почему Леонардо да Винчи считает живопись философией и стоящей даже выше философии?
10). Почему Дон Кихот Сервантеса смешон, комичен и одновременно производит трагическое впечатление?
11). Что означает в живописи Возрождения принцип «прямой перспективы»? Чем он отличается от принципа «обратной перспективы», характерного для средневекового искусства?
12). В чем заключается смысл вопроса Гамлета, заданного им самому себе: быть или не быть, вот в чем вопрос. Связан ли этот вопрос со смыслом всей трагедии У. Шекспира «Гамлет»? Какие философские проблемы поднимал У. Шекспир в трагедиях «Макбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло».
Контрольные вопросы к темам 2.4. Философия Нового времени; 2.5. Философия ХХвек; 2.6. Русская философия.
1). В чем сходство и различие между философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше?
2). На решение, каких проблем направлена философия психоанализа З Фрейда. Структура личности в теории З. Фрейда.
3). Философия экзистенциализма: аналитика бытия, абсурд и отчаяние, пограничные ситуации.
4). Почему стержень первых философских высказываний Нового времени проходит не в области «натуральной философии», а в сфере нравственности?
5). Каковы особенности научной революции 17 века?
6). В чем сходство и различие в проектах построения научного знания в философии Р. Декарта и Фр. Бэкона?
7). Как вы понимаете фразу Д. Локка: «Человек есть tabula rasa»?
8). В чем заключается различие между классическим и современным способом философствования?
9). В чем суть современного культурно-исторического типа рациональности?
10). Что означает понятие «парадигма» в контексте концепции развития науки Т. Куна?
11). Что такое истина с точки зрения прагматизма?
12). Какую роль играет русская философия в развитии России?
РАЗДЕЛ 3. Основные предметно-проблемные сферы философии(оценочное средство –УО-1).
Контрольные вопросы к теме 3.1. Бытие как философское понятие. Онтология.
1). Как следует понимать тезис Р. Декарта «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»)?
2). Может ли человек изменить логику бытия?
3). В чем философский смысл двух способов человеческого бытия у Э. Фромма «иметь» или «быть».
4). Как онтологически можно определить место «виртуальности», «виртуальной реальности» в мире?
5). Философия техники: природа и происхождение техники. Взаимоотношение человека и техники.
Контрольные вопросы к темам 3.2. Философское понятие движения. Диалектика; 3.3. Пространство и время; 3.4. Детерминизм и индетерминизм.
1). Каков принцип взаимодействия законов диалектики с законами естественных наук?
2). Принципы диалектики Гераклита.
3). Понимание пространства и времени в современном естественнонаучном знании.
4). Соотношение объективного и субъективного времени. Время вне- и внутри нас. Пространственно-временной континуум.
5). Понятие «хронотоп» в социальном и гуманитарном знании.
6). Назовите основные признаки динамических и статистических закономерностей.
Вопросы темам 3.5. Философские аспекты сознания; 3.6. Гносеология.
1). Как вы понимаете высказывание Л. Витгенштейна: «границы моего языка означают границы моего мира».
2). Сознание и бессознательное. Условия проявления бессознательного.
3). Возможности и границы сознания.
4). Бессознательное в психоанализе З. Фрейда.
5). Понятие «коллективное бессознательное» в философии К. Юнга. Архетипы и символы.
6). Качественное отличие «компьютерного мышления» от мышления человека.
7). Как соотносятся знание и незнание?
8). Опишите основные этапы развития научного знания.
9). В чем состоит принципиальное отличие классической рациональности от неклассической.
10). В чем суть методологического переворота, осуществленного в науке К. Поппером.
11). Назовите основные критерии научного знания.
12). Сущность теории научных революций Т. Куна.
13). Можно ли создать мыслящую машину?
14). Философский смысл создания искусственного интеллекта.
РАЗДЕЛ 4. Человек и общество(оценочное средство - ПР-4).
Вопросы к теме 4.1. Природа человека:
1). Творческие способности человека это - дар природы, Бога или обучения и воспитания?
2). Что такое душа человека? Имеются ли отличия в понятиях «душевный человек» и «духовный человек»?
3). В чем смысл любви у В. Соловьева отличается от понимания любви у Платона?
4). В чем заключается проблема человека в произведениях Ф.М. Достоевского.
5). Свобода нужна человеку от чего-то или для чего-то?
6). Человек как «проект самого себя» (Ж.-П. Сартр) и «бунтующий человек» (А. Камю).
7). Каким вы видите Человека будущего?
Вопросы к теме 4.2. Философское учение об обществе:
1). В чем заключается проблема перенаселения и его последствий
2). Какие факторы имеют преимущественное значение в развитии общества: географические, демографические, экономические, культурные, политические и др.?
3). В чем смысл исторического развития в концепции Н. Данилевского.
4). В чем смысл исторического развития в концепции А. Тойнби.
5). В чем смысл исторического развития в концепции О. Шпенглера.
6). С какими глобальными проблемами сталкивается человечество в настоящее время?
7). Имеются ли пути их решения? Существует ли данная проблема в России?
Вопросы к теме 4.3. Философский анализ культуры:
1). Является ли массовая культура народной?
2). Как следует понимать утверждение Ф.М. Достоевского: «красота спасет мир».
3). Каково соотношение массовой и элитарной культур?
4). С какими проблемами столкнулась современная культура?
5). В чем проявляются процессы современной глобализации? Что в данных процессах позитивного и что негативного?