Кратко изложите основные положения стиха 30 и комментария к нему.
Для бхакты, который видит своего возлюбленного Господа везде и во всем, Господь отвечает взаимностью и никогда не забывает о Своем преданном. То же самое относится и к йогу, который видит Господа как Параматму, присутствующую в его сердце. Такой йог превращается в чистого преданного.
Стихи 33 - 47.
1. Почему практика аштанга-йоги невыполнима в наше время?
Даже Арджуна, во всех отношениях достойная личность высокого происхождения, отверг аштанга-йогу. Арджуна был великим воином, наделенным многочисленными достоинствами, такими как огромная сила, самообладание, большая продолжительность жизни и т.д. К тому же Арджуна был близким другом Самого Господа Кришны.
Хотя эта система йоги, может быть, и до сих пор доступна для некоторых редких душ, но даже если Арджуна не смог следовать по этому пути, что же тогда говорить о людях Кали-юги, которые во многих отношениях уступают Арджуне? В наше время практически невозможно соблюсти условия, необходимые для практики аштанга-йоги.
2. Дайте определения понятиям "вайрагья" и "парешанубхути".
Вайрагья — это отрешенность от материального и вовлечение ума в духовную деятельность. Вайрагью можно воспитать в себе, отстраняя ум от деятельности, которая не посвящена Кришне.
Парешанабхути (или парешанубхава) — это приверженность человека к Высшему Духу, духовное удовлетворение, которого можно достичь, слушая о Господе. Парешанубхути подобно чувству удовлетворения, которое испытывает голодный человек с каждым проглоченным куском пищи.
Кратко изложите, в чем заключаются рекомендации Кришны по контролю ума.
Хотя ум очень беспокоен и неуправляем, все же Кришна говорит, что его можно обуздать с помощью соответствующей практики (абхьясы) и отречения (вайрагьи). В Кали-югу эта "соответствующая практика" - преданное служение, которое начинается со шраванам и киртанам.
4. Объясните смысл аналогии с "разорванным облаком".
Арджуна спрашивает о судьбе человека, сошедшего с пути трансцендентности. Не лишается ли он и духовного, и материального успеха и не исчезает ли, подобно разорванному облаку, не имея прибежища ни в том, ни в этом мире?
Кратко изложите основное положение стиха 40 и комментария. Процитируйте стих из 2-й главы, который соотносится с этим стихом.
6.40. Кришна объясняет Арджуне, что для того, кто встал на путь Трансцендентного, нет потерь. "Зло никогда не одолеет того, кто творит добро"
В 2.40. также говорится об этом: "Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь; даже небольшое продвижение по нему защитит человека от самой большой опасности".
6. Что случается с йогом, который после непродолжительной практики падает? А если практика была продолжительной?
Йог, который пал после непродолжительной практики, отправляется на райские планеты, чтобы исполнить свои материальные желания, а затем рождается в семье добродетельных людей или в богатой аристократической семье, где у него будут все возможности продолжить свои занятия йогой.
Тот же, кто потерпел неудачу после продолжительных занятий йогой, не отправляется в рай, так как у него уже нет материальных желаний, но рождается в семье йогов или трансценденталистов и получает духовный импульс с самого начала своей жизни.
Кратко изложите суть комментария к стиху 47.
Из всех трансценденталистов лучший - йог, а из всех йогов лучший — бхакти-йог, так как служение Верховной Личности Бога - вершина лестницы йоги.
ГЛАВА 7
Стихи 1 - 5
1. Объясните важность слов "тач чхрину".
В последнем стихе 6-й главы Кришна объяснил, что для того, чтобы стать совершенным йогом, нужно сосредоточить свой ум на Всевышнем. Это возможно благодаря предписанному преданому служению, из 9 видов которого самым главным является шраванам. Преданное служение начинается со слушания. Слушание необходимо, так как трансцендентное знание приходит посредством нисходящего процесса - его может открыть только Сам Кришна или Его представитель. Поэтому Господь говорит "тач чхрину" - "слушай Меня!".
2. Что такое гьяна и вигьяна?
"Гьяна" в стихе (7.2) означает "воспринимаемое чувствами знание", а "вигьяна" - "божественное, трансцендентное знание, которое невозможно воспринять материальными чувствами". Другими словами, "гьяна" здесь означает "знание о материи", а "вигьяна" - "знание о духе".
Кратко изложите содержание стиха 3 и комментария к нему.
Суть стиха (3.7): Кришна объясняет, насколько редко достижимо это знание, которое Он собирается сообщить Арджуне. Понять Кришну таким, как Он есть, очень трудно.
4. Как "Сатвата тантра" описывает пуруша-аватары?"
Для материального творения полная экспансия Господа Кришны принимает формы трёх Вишну: Маха-Вишну, который создаёт махат-таттву, Гарбходакашайи Вишну, который входит в каждую вселенную, чтобы творить разнообразие в ней, и Кширодакашайи Вишну, вездесущая Параматма, пребывающая даже в атомах. Всякий, кто познал этих трёх Вишну, может освободиться от материальных оков".
5. Как живое существо забывает о своей природе?
Забывчивость возникает из-за воздействия материи на живое существо. Эксплуатируя низшую, материальную энергию, высшая энергия (живое существо) предаёт забвению свои истинные духовные ум и разум. Причина этой забывчивости - то, что живое существо злоупотребляет своей независимостью, желая наслаждаться отдельно от Бога.
Стихи 6 - 12.