Образовательные технологии.
Мультимедийное обучение: вербальный и визуальный (презентации в PowerPoint) материалы представляются синхронно, что способствует оптимально эффективному обучению.
Активные и интерактивные методы обучения: групповое взаимодействие, которое включает в себя: через темы творческих заданий создание ситуаций проблемного обучения, развитие критического мышления сопоставление и анализ конкретных мировоззренческих позиций, дискуссии, решение ситуационных задач и др.
Данные методы преподавания повышают способность студентов выявлять и структурировать философские проблемы, обобщать и анализировать информацию, вырабатывать умение формулировать и отстаивать свою позицию
Использование средств Интернет для проведения лекционных занятий: работа со специализированными сайтами, содержащими ресурсы с лекциями и публичными выступлениями ведущих специалистов в области философии (например, сайт Института философии Российской академии наук),
Программное обеспечение аудитории
для проведения лекционных и практических занятий:
Наименование ПО | Документы, подтверждающие право использования программного обеспечения |
7-Zip | Лицензия GNU v.3. Бесплатное ПО |
Abbyy FineReader 10 | Счет-фактура № Tr019369 от 09.06.2010 ЗАО "СофтЛайн Трейд" |
Adobe Reader | Лицензия Adobe Systems. Бесплатное ПО. |
Google Chrome | Лицензия Google. Бесплатное ПО. |
MS Office 2010 | Лицензии Майкрософт №№: 60339642, 60339642, 60497930, 60497930, 60905228, 60905228, 61308389, 61308389, 62181716, 62181716, 48976042, 48976042 |
MS Windows 7 Proffesional | Академическая подписка Майкрософт DreamSpark Premium, Идентификаторы подписок: ГФ: 1204009381 |
Антивирус Касперского 10 | Лицензия № 1B52-140423-093000 |
Система тестирования АСТ-Тест. Версия 2.0 | Лицензия № 2963200081 |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Темы семинарских занятий.
Тема I.История философии (занятие 1).
- Философия Древнего Востока. Древнекитайская философия. Древнеиндийская философия.
- Ионийская натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит. Элеаты. Атомизм.
- Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- Теоцентризм, креационизм и провиденциализм философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: патристика (Аврелий Августин), схоластика (Фома Аквинский).
Основная литература:
- История философии. От философии Древнего Востока до философии ХХI века: учеб. для студентов вузов. / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – M.: URSS; ЛЕНАНД, 2014. – 868 с.
Дополнительная литература:
- Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Парадигма; Академический проект, 2011. – 608 с.
История философии (занятие 2).
- Гуманизм, антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.
2. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.).
- Немецкая классическая философия.
- Формирование и развитие марксистской философии.
Основная литература:
1. История философии. От философии Древнего Востока до философии ХХI века : учеб. для студентов вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – M.: URSS; ЛЕНАНД, 2014. – 868 с.
Дополнительная литература:
- История философии: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов. – М.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2002. – 1376 с.
История философии (занятие 3).
1. Современная западная философия. Философия жизни и экзистенциализм. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм. Феноменология.
2. Отечественная философия. Философия в России в XVIII – XX веках. Русская религиозная философия. Философия в советский и постсоветский период в России.
Основная литература:
- История философии. От философии Древнего Востока до философии ХХI века: учеб. для студентов вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – M.: URSS; ЛЕНАНД, 2014. – 868 с.
Дополнительная литература:
1. Иконникова, Г.И., Иконникова, Н.И. История философии XIX – начала XXI века: учебное пособие для вузов нефилософских специальностей / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 303 с.
2. История русской философии: учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 2001. – 638 с.
Тема II.Философское понимание мира.
- Бытие как философская проблема. Эволюция представлений о бытии. Бытие, субстанция, материя.
- Научные, религиозные, философские картины мира. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации.
- Движение и его основные формы. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира. Материальное единство мира.
- Теория отражения. Сознание и мозг. Проблема идеального. Структура, функции, свойства сознания. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
Основная литература:
1. Ракитов, А.И. Философия. Основные идеи и принципы / А.И. Ракитов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 369 с.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2015. – 432 с.
Тема III. Теория истины и роль практики в познании.
1. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Чувственный и рациональный уровни познания. Проблема истины в философии.
2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности. Структура, методы и формы научного познания.
3. Предмет философии техники. Природа техники и технологии. Проблемы философии техники: соотношение науки и техники, ответственность в технике
Основная литература:
1. Ракитов, А.И. Философия. Основные идеи и принципы / А.И. Ракитов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 369 с.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2015. – 432 с.
Вопросы к зачету по философии
1. Философия в системе культуры. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.
2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
3. Философия в Древней Индии (брахманизм, джайнизм, буддизм, чарвака).
4. Философия в Древнем Китае (конфуцианство, легизм, даосизм, моизм).
5. Возникновение и развитие философии в Древней Греции. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (Ионийская натурфилософия, Пифагорейский союз).
6. Элейская школа. Понятия бытия и небытия. Апории Зенона.
7. Гносеология и этика Сократа.
8. Атомистическая философия Левкиппа и Демокрита.
9. Философия Платона. Учение об «идеях». Познание как «воспоминание». Учение об «идеальном государстве».
10. Система философского знания Аристотеля. Учение о «первой сущности». Учение о материи, четырех причинах и душе.
11. Философия Средних веков: патристика, схоластика. Номинализм и реализм.
12. Проблема человека в средневековой философии. Бог, мир и человек в философии Аврелия Августина.
13. Философия Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.
14. Философия эпохи Возрождения, ее антропоцентрический характер: гуманизм, натурфилософия, пантеизм.
15. Разработка метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
16. Теория познания и методология Ф. Бэкона: эмпиризм, индукция. Учение об «идолах».
17. Теория познания и методология Р. Декарта: рационализм, дедукция. Врожденные идеи и интеллектуальная интуиция.
18. Гносеология и этика И. Канта.
19. Система и метод в философии Г.В.Ф. Гегеля.
20. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
21. Возникновение и развитие марксистской философии.
22. Общая характеристика русской философии, ее особенности и этапы развития.
23. Западная философия ХХ в.: проблема человека. Экзистенциализм, психоанализ и феноменология.
24. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
25. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
26. Основные принципы, законы и категории диалектики.
27. Фундаментальная роль категории сознания в философии, ее методологическое значение.
28. Развитие представлений о материи в истории философии. Материя как субстрат и субстанция.
29. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
30. Познание как социально-опосредованное отношение к миру.
31. Проблемы истины в философии и науке. Диалектика абсолютной и относительной
истины.
32. Научное познание, его специфика. Понятие парадигмы, научного метода и факта.
33. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
34. Проблема человека в философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез. Специфика человеческой деятельности.
35. Общество как саморазвивающаяся система. Общественное производство как производство человека, социальных связей и общественных отношений.