Ж.Люроль. Мунье. I. Генезис личности. Париж, 1990. G.Lurol. Mounier. I. Genиse de la personne. Paris: Йditions Universitaires, 1990
Философские взгляды Эмманюэля Мунье (1905–1950), основоположника и ведущего теоретика французского персонализма, уже давно стали специальной темой в истории философии ХХ века. Работы, посвященные творчеству и общественной деятельности этого видного мыслителя современности, выходили и продолжают выходить во многих странах мира: Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Испании, США, Канаде, Англии, Румынии, Польше, странах Латинской Америки и Востока. Несколько монографий, большое число разделов и статей в коллективных трудах опубликованы о Мунье отечественными историками философии. В 1992–1995 годах на русском языке вышли работы Э. Мунье: “Персонализм”, “Что такое персонализм”, “Надежда отчаявшихся”.
Примечательно, что публикация трудов Мунье на русском языке происходит в условиях, когда во Франции и в других странах усиливается интерес к идеям этого мыслителя. Книга “Мунье. I. Генезис личности” (1990) принадлежит перу Президента образованного в конце 80-х годов общества “Актуальность персонализма” (“Prйsence du personnalisme”), доктору философии, лауреату премии Мунье (1986), учрежденной “Ассоциацией друзей Эмманюэля Мунье”, Жерару Люролю. Цель ассоциации Ж.Люроль определяет следующим образом: осуществлять, а также стимулировать и поддерживать исследования, касающиеся значения и места философии личности в современном мире. По мнению французского историка философии, сегодня, на исходе ХХ века, закладываются основы “новой современности”: “в каждом из нас зарождается новый, еще не изведанный мир и происходит это во Франции, Европе, на всей планете” (P. 11). Люроль подчеркивает эту мысль: только в нас, и ни в каком другом месте, могут произрастать, обретать силу и пробиваться на свет ростки новых форм личностного и общностного бытия. Сегодня мы, как и поколение 30-х годов, когда на сцену философской и общественно-политической жизни выходил французский персонализм, живем в условиях кризиса цивилизации – совершается переворот в социально-экономической, культурной, политической и религиозной жизни; сегодня, как и в то время, в философии на первый план выходит понятие личности – оно буквально “витает над нами”.
Французский исследователь ставит задачей проследить, каким образом формировалось понятие личности у Мунье, и делает это для того, чтобы обратить наше время к тем плодотворным идеям, которые были у его истоков. Личность, по словам Люроля, “находится там, где создается ткань самой жизни, зарождаются смыслы, открываются новые надежды, где обнаруживает себя невероятное, где проявляет себя неизвестное” (P. 13). Не менее важной чертой личности является ее общностный характер, свидетельствующий о том, что она может жить только в сообществе людей.
Среди исследований, посвященных Мунье и французскому персонализму, книга Люроля выделяется своей фундаментальностью. Никто еще до него не брал на себя задачу последовательно, шаг за шагом проследить путь одного из молодых людей начала века, сына скромного фармацевта из Гренобля, которому суждено было стать мудрым философом и общественно значимой фигурой ХХ века, чьи идеи заставили говорить о нем всех, кто задумывался над судьбой цивилизации и духовности. Характерной особенностью сочинения о Мунье является то, что его автор широко опирается на дневниковые заметки и письма основоположника персонализма (Mounier E. Oeuvres. T. IV. P., 1963), к которым до сих пор мало кто из исследователей обращался. В книге подробно анализируются многие моменты духовного и интеллектуального становления Мунье, лишь контурно обозначенные в многочисленных работах о нем. Жак Шевалье, преподаватель философии в Университете Гренобля, читавший лекции о Декарте, Паскале, Мальбранше, Бергсоне, Мэн де Биране; под его руководством Мунье пишет свою первую теоретическую работу – диплом “Конфликт антропоцентризма и теоцентризма в философии Декарта”. Сорбонна. Знакомство с творчеством Ш.Пеги, консультации с Ж.Маритеном и написание [совместно с М.Пеги, сыном поэта и мыслителя, и Ж.Изаром, впоследствии членом редколлегии журнала “Эспри” и одним из руководителей близкого персонализму движения “Третья сила” (“Le Troisiиme force”)] труда “Мысль Шарля Пеги” (“La Pensйe de Charles Pйguy”, 1931); беседы с Г.Марселем, Ж.Маритеном, Н.Бердяевым и создание “Эспри” (окт. 1932). Знакомство с трудами Шелера, Киркегора, Ницше, впервые переведенными на французский язык в 30-х годах, и с диалектической теологией К.Барта; чтение критических работ о Марксе и марксизме; процессы, происходящие в литературе и в искусстве; надвигающийся на Европу экономический и политический кризис, идейная борьба по вопросам будущего Франции и цивилизации в целом, – таковы основные вехи на пути превращения Мунье в зрелого философа и формирования центрального для персонализма понятия “личность”. “Вызовом всеобщему кризису цивилизации” (P. 147) называет Люроль деятельность Мунье и его философию. Цель новой концепции, по словам одного из видных ее приверженцев Д. де Ружмона, состояла в том, чтобы содействовать созданию нового порядка, основанного на личности, “то есть на человеке одновременно свободном и ответственном, глубоко личностном и общественном” (ibid.).
Основательность исследовательской манеры проф. Люроля сказывается и в заключающих первый том его работы о Мунье справочных материалах. Библиография включает не только работы самого основателя французского персонализма, но и труды, посвященные как специально ему, так и “личностной философии” в целом, а также труды современных авторов, где разрабатываются проблемы личности; к каждой главе приложены списки произведений, на которые опирался Люроль. Большой интерес вызывают “Биографические справки”, где даны сведения о тех, кто вместе с Мунье стоял у истоков “Эспри” (Deleage, Galey, Izard), кто принял активное участие в последующих разработках журнала (Born, Duveau, Lacroix, Ulman) или поддерживал его (Humeau, Lefrancq, Simon, Touchard), кто активно работал в родственном персонализму “Новом порядке” (Dandieu, Dupuis, Marc, de Rougemont). На последних страницах книги опубликован “Манифест Фон-Роме”, выработанный на конгрессе в 1932 г., который, как принято считать, положил начало “Эспри”.
Ж.Люроль намеревается опубликовать вторую книгу исследования о Мунье, где проследит его жизнь и творчество от создания и первых выпусков журнала “Эспри” до 1950 года ( год кончины Мунье).
И.С.Вдовина
Resume
Asa B.Zykova