Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
1. Философия как особый тип мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
2. Мировоззрение и картина мира. Научные, религиозные и философские картины мира.
3. Специфика философского знания. Структура и функции философии.
1. Философия - это мировоззренческая форма сознания. В переводе с древнегреческого философия – любовь к мудрости.
В свою очередь, мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также, обусловленные этими взглядами, основные жизненные позиции людей: их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности. Мировоззрение – это не все взгляды и представления об окружающем мире, а только предельно обобщённые.
Основными компонентами мировоззрения выступают:
1. Познавательный компонент, т. е. конкретная картина мира, базирующая на научных, профессиональных, повседневных знаниях;
2. Ценностно-нормативный компонент,который включает: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы. Одна из главных функций мировоззрения заключается в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами;
3. Эмоционально – волевой компонент, для того, чтобы знания ценности и нормы реализовались в практических поступках идействиях необходимо их эмоционально – волевое освоение, выработка психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально – волевой сфере мировоззрения.
4. Практический компонент, реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах, без практической составляющей мировоззрение носило бы абстрактный, отвлечённый характер.
Можно выделить два уровня мировоззрения:
1.Обыденный или жизненно - практический;
2.Теоретический.
Жизненно – практический уровень мировоззрения включает навыки, обычаи, традиции, складывающееся стихийно и базирующееся на здравом смысле, опыте каждого конкретного индивида.
Теоретический уровень мировоззрения является результатом теоретического анализа, специального изучения. К этому уровню решения мировоззренческих проблем принадлежит наука и философия.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на вопрос о происхождении и устройстве мироздания, о тайнах рождения и смерти, о возникновении животных и людей. В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. В мифах человек растворяется в природе и сливается с ней как её неотделимая частица.
Близким мифологическому, хотя и отличным от него, является религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия обращается к фантазиям и чувствам. Однако, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их. Бог стоит над природой и вне природы. Важным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть приходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить его до вечного.
2. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые человек воспринимает как данность, существующую объективно независимо от наших мнений. Понятие картина мира означает образнопонятную копию Вселенной, зримый портрет мироздания. Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ориентироваться в жизни. Религиозные, научные, обыденные картины мира отчасти противоречат друг другу, отчасти дополняют друг друга. Разные картины мира описываются разными культурными языками. Очень важным моментом картины мира является ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Например, в центре обыденной картины мира стоит человек, как субъект действия, социального поведения. Научная картина мира наоборот строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой воли, восприятия, т.е. ядро науки – это обесчеловечная реальность.
Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, т.к. никакие другие миры (микромир, рай, космическое пространство) человека занятого обыденными делами не интересуют. В повседневности невозможно отвлечься от хлопот и обязанностей. Знаменитый немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер назвал способ повседневного человеческого бытия – «Забота». Безусловно, и религиозные, и научные представления присутствуют в обыденном сознании, но они не имеют для людей никакого самостоятельного значения, они выступают как служебные. Для повседневного ведения реальности человек является естественным центром. Поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и безпредпосылочная, как факт, который есть. Повседневное сознание имеет парадоксальный характер. Задача проживания жизни несет в себе изначальное понимание смертности, сочетаемое с эмоциональной установкой «жить так, будто смерти нет». Ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.
Наука – это развивающаяся подвижная система знаний. Сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Вплоть до начала ХХ века в науке господствовало возникшее в новое время ньютоновско-картизианское мышление, основанное на идеях Ньютона и Декарта. Декарту принадлежала идея принципиальной двойственности реальности, а именно материя и ум – это различные субстанции. Отсюда следует, что материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией. Таким образом, наше представление о строгой науке вырастает из декартовских онтологических построений.
Согласно ньютоновскому представлению, Вселенная предстает как полностью причинно обусловленный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Однако в начале ХХ века был сделан целый ряд открытий в области физики, химии, биологии, психологии, которые показали, что мир гораздо разнообразнее, чем это представлялось механической науке и сознание человека изначально включено в наше восприятие действительности. Чисто объективное описание мира не возможно. «Антропный принцип» означает мир таков, каков есть потому, что это мы глядели на него. И всякое изменение в нас, в нашем самосознании меняет картину мира.
В отличие от научных религиозные картины мира не меняются веками. Они обращены к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил. Все религии во все времена считают, что наша действительность не самостоятельна, она сотворена Богом, вторична, она результат истинной реальности. Религия удваивает мир и указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совершенно иными качествами, чем те, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни. Их власть над человеком огромна. Современные религии не отрицают достижения естествознания и тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки изучать только физический мир, а дальше простирается область религии и в какой-то мере философии. Центральный пункт любой религиозной картины мира занимает образ Бога или богов.
Христианство рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Человек создан по образу и подобию божьему. Однако, первородный грех выбросил человечество из рая в мир полный тягот, смерти. Человек грешен, всех людей впереди ждет Страшный суд, который определяет посмертную судьбу каждого. Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие должен следовать нравственным нормам христианской церкви, молиться и верить в основные положения христианства.
Философские картины мира очень многообразны. Однако можно условно выделить две основные: объективистские и субъективистские концепции.
Объективистские концепции как материалистические, так и идеалистические отдают приоритет миру, полагая, что он объективен и не зависит в своем существовании от качеств и желаний человека (Маркс, Гегель).
Противоположная концепция – субъективизм, заменяет общий для всех живущих мир, на множество «мирков». Я – сам себе Вселенная, я безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира. Примером субъективизма можно считать философию Сартра, который считал, что «человек не по своей воле заброшен в бытие», полностью свободен. Общих правил и истин нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все, что пожелает, и отвечая только перед самим собой. Поддаваться общим истинам и взглядам – значит предавать самого себя.
3. Философия - это предельно обобщенное теоретическое видение мира - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходиться взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире, и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а так же мотивировать свои поступки. Специфика этих идей в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях наиболее важными ценностями данной цивилизации. И. Кант так определил основные философские вопросы:
1. Что я могу?
2. Что я должен?
3. На что я могу надеяться?
Т. е. в отличие от науки философия имеет дело не с объектами, а с отношением людей к
этим объектам и друг к другу.
Функции философии:
1. Мировоззренческая - состоит в том, что философия способна давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, опыта;
2. Методологическая – состоит в определении способов достижения какой – либо цели, например, эффективного конструирования научного познания художественного творчества, социальной практики.
3. Гуманистическая – проявляется в предельно внимательном отношение к человеку, человеческому достоинству.
Философия не ограничивается научным подходом, она развивает эстетическое и этическое отношение людей.
В структуре философского знания выделяют следующие разделы:
1. Онтология – учение о бытие.
2. Гносеология – теория познания.
3. Аксиология – учение о ценностях: этика, эстетика.
4. Философская антропология – учение о человеке.
5. Социальная философия – учение об обществе.