Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Лекция.

Время:2 часа.

Вопросы лекции

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Предмет и природа философского знания.

4. Особенности философии, ее функции и основные разделы.

Конспект лекции.

Вопрос 1.Мировоззрение, его общественно-исторический

Характер и структура.

Перед человеком стоят не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Мировоззрение всегда являет собой «сплав» разнообразных составляющих компонентов. И как в сплаве различные сочетания составляющих, их пропорции дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением.

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль,

во-первых,обобщенные знания.

Они состоят из:

а) повседневных, или жизненно-практических;

б) профессиональных;

в) научных.

Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее мировоззрение.

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а что плохо, что получает одобрение или осуждение).

В-третьих, формы и нормы поведения.

Значимость последнего компонента – поведения – обусловлена тем, что без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Именно через поведение человека, его мировоззрение находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что он говорит, а по тому, что делает.

В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности выделяют следующие уровни:

1) миросозерцание– фиксируются лишь внешние проявления бытия;

2) миропредставление– здесь создается уже цельная картина мира, но чувства и рассудок еще преобладают над разумом;

3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Вопрос 2.Исторические типы мировоззрения.

Историческими типами мировоззрения являются:

1) мифология;

2) религия;

3) философия.

Мифология(от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т.д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития,которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

Таким образом, миф,

во-первых,объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т.д.,

во-вторых,миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое(синкретизм), связан­ное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимо­понимания.

Миф выполнял многообразные функции.С его помощью:

а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

б) обеспечивалась духовная связь поколений;

в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

д) оформились коллективные представления того или иного на­рода об окружающем мире и месте в нём человека.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены.

Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т.е., которые со­ставляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия избрали разные пути.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - специфическая форма мировоззрения, в которой:

во-первых, понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний, т.е. земной, воспринимаемый органа­ми чувств, и потусторонний - «небесный»

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включа­ет общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Таким образом, религиозное мировоззрение:

во-первых, развилось из недр мифологии;

во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания;

в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса;

в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

Основные функции религии.

1. Мировоззренческая.

2. Воспитательная.

3. Интеграционная.

4. Нравственная.

5. Эстетическая.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.

Качественно новым типом являетсяфилософское мировоз­зрение.От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представле­ния о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре­тического рассмотрения и логического анализа. Философское ми­ровоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоз­зренческий характер, всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.

Вопрос 3.Предмет и природа философского знания.

Термин«философия»происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь, по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний». Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.)

Однако, совсем другого мнения придерживались софисты(греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Однако, мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказы­вать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждениясо­фистов часто строились на ложных доводах и посылках, на под­мене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в позна­нии вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире,а ее предметом являются пер­вые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспосо­бить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это свидетельствует, что философию отличаетразнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и, тем самым, она плюралистична (лат. pluralis -множественный).Однако, сказанное вовсе не означает, что различным фило­софским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Что же она исследует, что является ее предметом ?

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом са­ма проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтология(от греч. ontos — сущее и logos — учение). Анализируя сущее, первоначало в философии оформилось три основных течения: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм(гр. monos –один единственный) – философское течение, в котором утверждается, что мир имеет одно начало.Таким началом может выступать материальная или духовная субстанция. Следовательно, монизмможет быть двух видов:

а) материалистический (материализм);

б) идеалистический (идеализм).

Материализм –философское течение, в котором утверждается, что в основе мироздания находится материя, а дух – производное от нее.

Идеализм –философское течение, в котором утверждается первичность идеального, духовного, а материальное обусловлено духовным.

Дуализм(лат. dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и духа, независимость их друг от друга.

Плюрализм(лат. pluralis - множественный) – философское течение, в котором утверждается несколько или множество начал мироздания, бытия (земля, вода, воздух, огонь и т.д.).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели позна­ния; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеология (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Исследование наиболее общих и существенных вопросов бытия человека. Этот вопрос также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является «действующим лицом» социальной истории. Для многих философских направлений человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философская антропология.

4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и раз­вития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изу­чает общественную жизнь, называется социальная философия.

Таким образом, философия –это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Вопрос 4.Особенности философии, ее функции и основные разделы.

Особенности философии.

Во-первых, философия соединяет в себе 2 начала:

а) научно-теоретические знания;

б) практически – духовный компонент.

Во-вторых,в отличие от науки философия существует и развивается как правило, в рамках определенной этно-социо-культурной общности и, как правило, носит отпечаток личности конкретного мыслителя.

В-третьих, философии как таковой просто нет, реально существуют различные учения мыслителей. (Поскольку действительность многообразна, философия просто не может быть однообразной).

В-четвертых, любая философская система исторически обусловлена.

Следовательно, философия –это наиболее систематизированное, максимально рациональное мировоззрение своей эпохи.

Основные функции.

1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

2. Методологическая функция, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. Прогностическая функция - формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития бытия, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем большей степени философия опирается на обобщенные данные конкретных наук.

4. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода по отношении к существующему знанию.

5. Аксиологическая функция(от греч. аxios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.

6. Социальная функция – является многоплановой:

во-первых, философия, как правило, не только объясняет социальное бытие, но и, опираясь на критику существующего порядка, предлагает иные, более совершенные с точки зрения данного философа, формы его построения и пути его достижения;

во-вторых, помогает осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.

7. Гуманитарная функция выражается в том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Отмеченные выше функции характерны для философии как таковой. В конкретных же философских теориях обычно преобладает одна или некоторые из перечисленных функций.

Основные разделы философии:

онтология – учение о бытии;

гносеология – учение о познании;

диалектика – учение о развитии и всеобщей связи; общая теория развития и общая методология познания;

философская антропология - философское учение о человеке;

социальная философия;

формальная логика;

аксиология –учение о ценностях;

этика;

эстетика;

философия истории;

история философии, важность данного раздела обусловлена тем, что без знания узловых пунктов развития философской мысли трудно понять саму философскую проблематику и разобраться во всех остальных составляющих философской науки.

Раздел 1. История философии

Наши рекомендации