Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Т.Г. ЛОБОВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗОВ)

ОМСК – 2010

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса философии в ВУЗе предполагает ряд целей, среди которых - овладение студентами основными понятиями и категориями – инструментарием философского знания; изучение методов, основных направлений и проблем, существующих в философии; а так же исторических этапов развития философской мысли. Поскольку философия является обязательной, но не специальной учебной дисциплиной в профильном ВУЗе, это требует четкого определения целей и задач преподавания с учетом данной особенности. В данной ситуации важно не допустить вульгаризации связи философии со специальными дисциплинами, не пытаться сводить значимость философского знания либо к его практической, либо только к методологической пользе для профильной деятельности. Безусловно, что отдельные философские принципы и методы составляют методологический базис как научного вообще, так и медицинского знания в частности. Однако философия не есть лишь теория познания, не может быть определена только как эпистемология, поскольку включает в себя различные блоки, разделы, различающиеся своей тематикой и проблематикой. Цель данного учебно-методического пособия – дать студентам медицинского вуза доступное, логически структурированное пособие, которое будет содействовать формированию целостного систематического философского мировоззрения.

К задачам учебно-методического пособия относится повышение эффективности самостоятельной работы студентов благодаря предложенным практическим формам закрепления знания, которые должны стимулировать студентов к самостоятельному свободному мышлению, а так же должны способствовать формированию так называемой «культуры философского мышления». Обращаясь к материалам пособия, студенты могут не только освоить нормативный материал, но и научиться ориентироваться в учебной и научной литературе.

Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. Изучение тем историко-философского раздела призвано познакомить студентов с концептуальным содержанием философии в исторической ретроспективе, с логикой развития философской мысли в ее связи с социокультурным контекстом, а так же с развитием естественных и гуманитарных наук.

Систематический раздел знакомит студентов с основными понятиями философии, фундаментальными философскими проблемами и их значением для человека, а так же для медицинского знания. В данном разделе раскрывается актуальная философская проблематика сегодняшнего дня, включая последние философские и научные публикации, а так же наиболее дискуссионные вопросы философского знания.

В результате изучения курса философии студенты должны

Иметь представление

- о предмете, структуре и значении философского знания

- о месте философии в системе человеческого знания

- об основных проблемах философского знания

- о логической последовательности развития системы философских взглядов

- о культурном и историческом контексте философского знания

- об основных разделах современного философского знания

Знать

- основные понятия и категории философии

- объект и предмет основных разделов философского знания

- философские (всеобщие) методы, применяемые в исследованиях как философских, так и частнонаучных

- о связях философии с наукой (в том числе – медициной), мировоззрением, религией и искусством

- основные направления в развитии философской мысли

Уметь

-пользоваться основными понятиями и категориями

- аргументировать свою позицию

-ориентироваться во множестве концепций, подходов, существующих в пространстве социокультурного знания

- различать и соотносить различные философские позиции и подходы

- формулировать и рассматривать с учетом основополагающих философских принципов проблемы и вопросы в медицине, науке, культуре, в жизни человека и общества

- работать с философскими текстами, уметь их анализировать

Семинарское занятие – особая форма в организации учебного процесса, где студенты демонстрируют активное учение-изучение определенной темы преподаваемой дисциплины. Учитывая эту особенность, одной из задач учебно-методического пособия является формирование у студентов связного представления об изучаемой теме при самостоятельной подготовке и проработке учебного материала. Прежде всего, студент должен познакомиться с целями изучения темы семинарского занятия. План семинарского занятия представляет собой тезисное формулирование задач изучаемой темы, которые подробно раскрываются в разделе «Методические рекомендации».

Представленное пособие содержит вариативные формы самоподготовки, способствующие формированию знаний по определенной теме: работа с ключевыми понятиями темы, тестовые задания (предполагают выбор как одного, так и нескольких правильных вариантов ответа.), дополнительные вопросы для самостоятельной проработки, темы реферативных сообщений. При подготовке реферативного сообщения следует обратиться к разделу «Рекомендуемая литература к рефератам», которая указана после списка основной учебной и дополнительной литературы. Студент так же может самостоятельно подобрать литературу к выбранному реферату обращаясь к следующим электронным ресурсам:

http://www.philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://anthropology.ru – web-кафедра философской антропологии СПбГУ

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php - библиотека Гумер

При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется делать конспекты отдельных разделов из указанной учебной и дополнительной литературы, что не только даст возможность получить необходимые знания, требуемые в рамках определенной темы семинарского занятия, но и облегчит подготовку к сдаче итогового экзамена по курсу «Философия».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

№ темы Тема семинарского занятия Количество часов на изучение темы
  Историко-философский раздел 38 часов
  Вводное занятие 2 часа
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества 2 часа
Античная философия как первый опыт рационального постижения мира 6 часов
Средневековая философия 4 часа
Философия эпохи Возрождения 2 часа
Философия Нового времени (ХVI – XVIII вв.) 4 часа
Философия И. Канта 4 часа
Философская система Г. Гегеля 2 часа
Антропологизм Л. Фейербаха. Основные идеи марксистской философии 2 часа
Западная философия ХХ века 4 часа
Русская философская мысль: основные понятия, проблемы, специфика 4 часа
Восточная философия: философское наследие Индии и Китая 2 часа
  Систематический раздел 36 часов
Онтология: бытие как центральная проблема философского знания 4 часа
Сознание как философская проблема 2 часа
Философия развития 6 часов
Философское постижение человека 6 часов
Социальная философия: общество как предмет философского знания 6 часов
Философские проблемы теории познания 4 часа
Философия научного знания 4 часа
Философские основы медицины 2 часа
Глобальные проблемы современности и будущее человечества 2 часа
  ИТОГО 74 часа

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

(2 часа)

План семинарского занятия

1. Философия и мировоззрение. Исторические формы мировоззрения.

2. Предмет, методы и структура философского знания.

3. Философия в жизни человека и человечества. Взаимосвязь философии и медицины.

Темы рефератов

1.Философия как потребность человеческого духа

2. Философия и наука: сферы владения и взаимовлияния.

3. Место и роль философского мировоззрения в формировании личности врача.

4. Философская, научная и религиозная картины мира.

Ключевые понятия темы

Мировоззрение, миф, методология, рациональный, категории, спекулятивный, философская рефлексия.

Цели изучения темы

· определить предмет философского знания и прояснить его специфику

· рассмотреть соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрений

· получить преставление о структуре и взаимосвязи разделов философского знания

· раскрыть значение встречи с философией для человека, раскрыть «личностную значимость» философии

Наши рекомендации